Цель урока "Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. (продолжение) - проследить процесс воплощения в жизнь либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в, выяснит причины внесения ограничений. На уроке организуется работа с текстом учебника, проводится словарная работа, обучающиеся отвечают на проблемные вопросы.Презентация по истории "Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. (продолжение) 8 класс
Тема: Россия во второй половине
XIX в.
Тема урока: Либеральные реформы
60-70-х гг. XIX в. (продолжение)
Урок истории 8 класс
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ № 1
г. Вилючинск
Домашнее задание
§ 2122 п.56.
План:
1. Воплощение реформ в жизнь.
2. Конституционные метания.
«Диктатура сердца».
1. Воплощение реформ в жизнь.
Задание: проанализируйте
текст учебника с.151152,
сформулируйте и запишите
вариант
I
– факторы,
осложнявшие воплощение
реформ в жизнь
II – изменения, внесенные в
содержание реформ,
по
мере их воплощения в
жизнь
Факторы, осложнявшие
воплощение реформ в
жизнь:
стремление
самого
императора внести изменения
консервативного характера
реализация реформ поручена
чиновникам консерваторам
террор
революционных
под влиянием идей нигилизма
тайных
организаций
П.А.Валуев – один
из противников
либеральных
реформ
Нигилизм отрицание
общепринятых ценностей
?
Как вы думаете, какой фактор
был решающим?
Изменения, внесенные в содержание
реформ, по мере их воплощения в жизнь:
в области просвещения
• ликвидация реальных гимназий
• исключение
естествознания из программы
гимназий, увеличение объема изучения древних
языков
• введение строгой дисциплины, беспрекословного
повиновения, поощрение доносительства
• срок обучения в реальных училищах сокращен до 6
лет, снята задача подготовки в ВУЗы, узкие
технические знания
• увеличение надзирающих органов над ВУЗами
Изменения, внесенные в содержание реформ,
по мере их воплощения в жизнь:
в системе местного самоуправления
• ограничение прав земств
• расширение
(председателей земств)
• контроль со стороны правительственных органов
• ограничены гласность земских собраний, печать
земских отчетов и докладов
власти предводителей дворянства
Здание земства
в Полтаве
?
Как вы думаете, почему
подверглись
изменениям
положения реформ в области
просвещения и самоуправления?
2. Конституционные метания.
«Диктатура сердца».
проект,
как
который
1 марта 1881г. Александр II собирался
подписать
современники
характеризовали
конституцию. Перед
отъездом на заседание он сказал своим сыновьям,
Александру и Владимиру, слова, вошедшие в
историю: «Я не скрываю от себя, что мы
идем по пути Конституции».
Задание: с. 152 п. абз. – 153
1 абз.
Определите, приверженцем
какой политической идеологии был
Александр II?
Почему он принял решение
продолжить
либеральные
преобразования?
?
Вспомните, что такое террор?
Террор физическое насилие,
вплоть до уничтожения, по отношению к
политическим противникам
Д. Каракозов – организатор
и исполнитель неудачного
покушения на Александра II
в 1866г.
Вскоре после взрыва в Зимнем
дворце Александр
II объявил о
создании
Верховной
распорядительной комиссии. Во
главе ее был поставлен Михаил
Тариелович Лорис Меликов (1825
—1888).
Верховная распорядительная
комиссия
большие
полномочия, но фактически все ее
дела были в руках Лорис
Меликова.
несколько
месяцев комиссия была распущена,
а Лорис Меликов стал министром
внутренних дел.
имела
Через
Задание: с. 154 до п. абз.
Заполните схему: определите
главную задачу политики Лорис
Меликова, её результаты.
Почему либералы назвали эту
политику «диктатура сердца»?
Главная задача политики Лорис
Меликова
«Жесткость»
политики
«Мягкость»
политики
Результаты
Главная задача политики
Лорис – Меликова:
борьба с антиправительственным
движением
«Жесткость» политики
• сосредоточение охранных
органов в МВД
• жесткая борьба с террористами
• запрет обсуждения вопросов
введения конституции
• «рекомендации» редакторам по
поводу желательных
правительству тем для
обсуждений
«Мягкость» политики
• ослабление цензуры
• публичные обсуждения
политических проблем
• смена высших чиновников
консерваторов
Результаты
сократилось число терактов
стабилизация ситуации в стране
Задание: проанализируйте
предложения
по реформи
рованию основ государствен
ного строя с. 154 п.абз. – 1 абз.
с.155.
Можно ли назвать этот
проект проектом конституции?
В воскресенье 1 марта 1881 г. утром император
принимал министра внутренних дел. Он одобрил
доклад министра и назначил на 4 марта заседание
Совета министров под своим председательством.
В заключение встречи министр попросил царя не
ездить в этот день на развод войск. Такая просьба в
время повторялась неоднократно, и
последнее
Александр почти перестал бывать на разводах. Это его
возмутило: "Я не желал бы, чтобы мой народ счел
меня трусом!"
Когда царь садился в экипаж, раздался взрыв. Дым
рассеялся, оставшиеся невредимыми увидели человек
двадцать тяжелораненых, царя, прислонившегося к
решетке канала, в разорванной шинели и без ног, а
напротив него в таком же состоянии его убийцу
Гриневицкого.
"Во дворец... Там умереть...", еле слышно
сказал Александр II. Через час с небольшим он
скончался в своем кабинете в Зимнем дворце.
Александр II на
смертном одре.
Худ. Маковский
Новый император
III отклонил
Александр
отцом
утвержденный
проект реформ Лорис –
Меликова.
Храм Спаса на Крови,
построенный на месте
гибели Александра II.