Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Изучение природного сообщества «лес» как комплекса обитающих совместно организмов. Формировать у учащихся умения раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания и человеком. Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы. Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным. Формирование УУД: познавательные – умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;Цели урока: Изучение природного сообщества «лес» как комплекса обитающих совместно организмов. Формировать у учащихся умения раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания и человеком. Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы. Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным. Формирование УУД: познавательные – умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;
Иконка файла материала конспект урока по окружающему миру 4 класс.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» г.п.Нарткала Учебно­методическая разработка «Моя педагогическая находка» Урок окружающего мира на тему «Жизнь леса» 4 класс Учитель начальных классов Лещенко Л.А.                                                       2017г.Методическая разработка                                  Тема урока:  «Жизнь леса» Цели урока: Изучение   природного   сообщества   «лес»  как   комплекса   обитающих совместно организмов. Формировать у учащихся умения раскрывать  связи организмов между собой, со средой обитания и человеком. Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы. Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным. Формирование УУД:  познавательные   –  умение   извлекать   информацию,   устанавливать причинно­следственные   связи   и   зависимости   между   живой   и   неживой природой;  коммуникативные –  осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно­познавательных задач;  регулятивные   –  формировать   учебные   задачи,   определять последовательность     промежуточных   целей   с   учётом   конечного результата,   предвосхищать   результат,   оценивать   качество   и   уровень усвоения материала;  личностные – проявлять положительное отношение  к учению.   Оборудование:   мультимедийная Таблица   «Ярусы   леса»,   иллюстрации   животных,   презентация   с   изображением   изучаемых   объектов;  аудиозапись   «Звуки леса», проектные работы детей.                                                    Ход урокаI. II. Организационный момент.     Каждый день — всегда, везде,    На занятиях, в игре,    Смело, четко говорим    И тихонечко сидим. Актуализация опорных знаний.  1. Проверка домашнего задания. ­  Какие типы почв в нашем крае? Дайте их характеристику.  ­ Какая почва самая плодородная? ­ Почему нужно бережно относиться к почвам? ­ Как нужно охранять почвы? 2. Тест по теме: «Земля — кормилица» (почвы)  1. Характерными почвами нашего края являются:       а) черноземы                           в) подзолистые почвы       б) тундровые почвы                г) серые лесные почв  2. Черноземные почвы преобладают:        а) в тундре                        в) в лесной зоне       б) в степях                         г) в пустынях  3. Плодородие почвы зависит от количества:                 а) песка                             в) глины                 б) перегноя                       г) солей 4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов     образуются:       а) вода                              в) воздух       б) камни                             г) соли 5.   Из   остатков   умерших   растений   и   животных     под   воздействием микроорганизмов образуется:                а) песок                               б) перегной                б) глина                               г) ил 6.  В состав почвы входят:       а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;       в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух. 7.  Один сантиметр почвы в природе образуется за:       а) 100­150 лет                  в) 5­10 лет                 б) 250­300 лет                    г) 1­2 года              Слушание   «Звуки  леса» III. Сообщение темы и целей урока (Читает подготовленный  ученик) Здравствуй, лес, дремучий лес,  Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре,  Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи! Ты же видишь, мы свои! Я   думаю,   что   вы   догадались,   послушав   стихотворение:   куда   мы отправимся сегодня на уроке? Сегодня мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников. IV. Работа над новой темой Ученые­экологи называют лес природным сообществом. Подумайте, что это означает? И о том, как такие разные животные и растения могут уживаться в одном лесу нам подробнее расскажут группы, проводившие исследования по этому вопросу.Выступление первой группы.     (Показ слайда) Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом  «этаже» живут свои растения и животные. Самым светлым  будет «чердак», находящийся в кронах высоких деревьев. Здесь  наверху листья всегда смотрят на солнце верхней стороной.  Свежая зелень привлекает насекомых. Под самой крышей леса  живут сотни гусениц ­ будущих бабочек, много майских жуков. На этой пронизанной солнцем и ветром высоте многие певчие  птицы растят птенцов, белки прячут среди листвы гнезда.  Деревья образуют два яруса? (Верхний  ярус состоит из высоких,  светолюбивых пород деревьев таких как: дуб, сосна, ель, тополь, Ниже располагаются теневыносливые деревья яблоня, рябина,  черемуха.) Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники. Кустарники тоже делятся на два яруса. (Кустарники и  кустарнички.). К этому этажу можно отнести такие растения, как лещина,  калина, бересклет. Кустарничковый – ярус кустарников, молодого подроста. Здесь встречается смородина, шиповник, черника. На нижних «этажах» леса располагаются мхи и лишайники,  травы и грибы,. По научному  лесные «этажи» называют ярусами.  Релаксация Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями. Мыс вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад. Наклонились и присели,  Заниматься тихо сели. После ответа детей показ слайда «Ярусы леса» Микроитог:  Итак,  из   услышанного   мы   можем   сказать,  что   растения   и животные в лесу расселяются «поэтажно». Одни поднимаются на «чердак», другие спускаются в «подвал», то есть под землю. А от чего это зависит? С   растениями   понятно   ­   теневыносливые   ниже,   светолюбивые   выше,   а животные?… (Это зависит от того, как эти животные приспособились к жизни на своем «этаже»:  как   они   передвигаются,   чем   питаются,   как   защищаются   от врагов?)     Вторая исследовательская группа расскажет нам о животных.   (Показ слайда) Весь лес – от верхушек до земли ­ заселен животными. Давайте попробуем «Расселить животных леса по их «квартирам». На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм. Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, зубры, лоси, косули, олени, кабаны, волки.  В почве тоже кипит жизнь – жуки­кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых. Пищевые цепи в лесу переплетены в сложную пищевую сеть. Среди   млекопитающих   пищевую   цепь   составляют растительноядные   мышевидные   грызуны   и   зайцы,   а   также копытные,   за   счет   которых   существуют   хищники:   ласка, горностай, куница, лиса, волк.Итак,  лес   –   место   обитания   крупных   и   мелких   животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.            Мы с вами говорили о растениях, о животных, а грибы? Они же не относятся к этим группам. Как вы думаете, каково значение грибов в жизни леса? Нужны ли грибы лесу? Как связаны деревья и грибы? Какой гриб считается лучшим помощником растений? (Мухомор.) Для чего еще нужны грибы лесу?   Третья  исследовательская группа расскажет о грибах.  (Показ слайда)  В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего – то им не хватало. И учёные заметили: нет ни одного гриба в молодом лесу! Привезли из старого леса почву   с   грибницей.   На   новом   месте   тоже   появились   грибы.   И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.  Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо.   Грибницы   опутывают   своими   тонкими   нитями   корни деревьев,   помогая   им  впитывать   из   почвы   воду   и   питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают   от   деревьев   другие   питательные   вещества,   которых сами они выработать не могут, ­ сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.           Выступления   детей   подготовивших   сообщения   о   растениях, животных и грибах Кабардино­Балкарии. Действительно, всё что мы видим вокруг находится в очень хрупком  равновесии. Сообщение о Лесной подстилке    Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют наповерхности почвы лесную подстилку, которая играет большую  роль в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно  перегнивает, обогащая почву перегноем. Так поддерживается  круговорот веществ в лесу. Работу бактерий облегчают насекомые  и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и  измельчают её.  Измельчённые ими остатки  растений  перегнивают быстрее.  Учёные доказали это таким опытом. В два  одинаковых сосуда набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней  были бактерии, насекомые и их личинки, а в другом – только  бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху  и сгнила, а во втором сохранялась довольно долго. Животные помогают друг другу, а человек как оказывает влияние на лес или лес влияет на человека? Послушаем, что приготовила нам четвёртая группа. Мы хотим  напомнить всем правила поведения в лесу.   Дикарь в лесу   Хозяйка белочка в лесу  Орехи собирала.  Она в лесу том каждый сук  И каждый кустик знала. Однажды в лес противный тип  Пришел с большой котомкой.  Небрежно сбил ногою гриб  И выругался громко. Стал  гнуть орешину ­ сломал,  Зажал под мышкой ветви,  Нашел один орех ­ сорвал,  Сорвал второй и третий...Отбросил куст и, как медведь,  Пошел себе довольный.  А бедной белке и смотреть  На это было больно. (Т. Ладонников)        Каждая  группа  составляет свои правила поведения в природе.   (Чтение  составленных правил поведения). Как вести себя в лесу.  Не разводи в лесу костер без надобности, а если развел, то обязательно  затуши.  Не оставляй в лесу мусор.  Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не рви на лугу, в лесу цветов. Не подходи близко к гнёздам птиц. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.  Не разоряй муравейники. Береги лягушек, жаб, головастиков.  Не убивай змей даже ядовитых.  Не лови диких животных и не уноси их домой.  Не шуми в лесу, не пугай лесных обитателей. В   заключении   хочу   сказать,   чтобы   сохранить   природу,   жить   с   ней   в согласии мы должны научиться понимать ее, бережно относиться к ней с самого детства. ­ В следующих стихотворениях, услышите советы для сохранения леса. (Рассказывают подготовленные ученики.)                    1. Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защищаться, Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни. 2. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы Опустеют все поляны, И не будет красоты. 3. Не руби березы белой, Не губи красы лесной, Не губи из зла не делай, А особенно весной. 4. На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Доставляют нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли. И безумно, безжалостно рвали. 5. Берегите эту землю, эту воду. Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. 6. Мы любили лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь. Все это называется природа. Давайте же всего ее беречь!   ­ А теперь пожелаем лесу: Будь здоров, зеленый лес, Стой в торжественном наряде. Парты, книги и тетради,Ты нам дал зеленый лес. Чтобы в мире не исчез Зверь лесной и птица тоже, Процветай, наш друг хороший, Будь здоров, зеленый лес. До свиданья, лес! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобой будем. Добрый лес, Могучий лес, Полный сказок и чудес. V. Подведение итогов урока и выставление отметок. ­ Какова была цель урока? ­ Какие знания мы открыли? (Высказывания детей)   (Прочитайте вывод на странице 169.)      Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы –  тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом. VI.  Рефлексия.     ­ Что нового  вы узнали для себя на уроке?  ­ Где могут пригодиться в жизни новые знания?  ­ Что на уроке у вас хорошо получилось?  ­ Над чем ещё надо поработать?  ­ Поблагодарите своих соседей за урок.  (Самооценка. Комментарий учителя.) VII.    Домашнее задание 1. Прочитать текст на стр.164­169 учебника.2. Выполнить задание 2,3 на стр. 76­77 рабочей тетради.    Список используемой литературы: 1. Учебник  А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс. 2. Рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс. 3. Т.Н.Максимова курс «Окружающий мир»