Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)
Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
окружающий мир
4 кл
04.05.2017
Цели урока:
Изучение природного сообщества «лес» как комплекса обитающих совместно организмов.
Формировать у учащихся умения раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания и человеком.
Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным.
Формирование УУД:
познавательные – умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;Цели урока:
Изучение природного сообщества «лес» как комплекса обитающих совместно организмов.
Формировать у учащихся умения раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания и человеком.
Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным.
Формирование УУД:
познавательные – умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;
конспект урока по окружающему миру 4 класс.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» г.п.Нарткала
Учебнометодическая разработка
«Моя педагогическая находка»
Урок окружающего мира
на тему
«Жизнь леса»
4 класс
Учитель начальных классов
Лещенко Л.А.
2017г. Методическая разработка
Тема урока: «Жизнь леса»
Цели урока:
Изучение природного сообщества «лес» как комплекса обитающих
совместно организмов.
Формировать у учащихся умения раскрывать связи организмов между
собой, со средой обитания и человеком.
Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе,
умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным.
Формирование УУД:
познавательные – умение извлекать информацию, устанавливать
причинноследственные связи и зависимости между живой и неживой
природой;
коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в рабочих
группах с учётом конкретных учебнопознавательных задач;
регулятивные –
формировать учебные задачи,
определять
последовательность
промежуточных целей с учётом конечного
результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень
усвоения материала;
личностные – проявлять положительное отношение к учению.
Оборудование:
мультимедийная
Таблица «Ярусы леса», иллюстрации животных,
презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись «Звуки
леса», проектные работы детей.
Ход урока I.
II.
Организационный момент.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Какие типы почв в нашем крае? Дайте их характеристику.
Какая почва самая плодородная?
Почему нужно бережно относиться к почвам?
Как нужно охранять почвы?
2. Тест по теме: «Земля — кормилица» (почвы)
1. Характерными почвами нашего края являются:
а) черноземы в) подзолистые почвы
б) тундровые почвы г) серые лесные почв
2. Черноземные почвы преобладают:
а) в тундре в) в лесной зоне
б) в степях г) в пустынях
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка в) глины
б) перегноя г) солей
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
а) вода в) воздух
б) камни г) соли
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием
микроорганизмов образуется:
а) песок б) перегной
б) глина г) ил
6. В состав почвы входят:
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода; б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7. Один сантиметр почвы в природе образуется за:
а) 100150 лет в) 510 лет
б) 250300 лет г) 12 года
Слушание «Звуки леса»
III. Сообщение темы и целей урока
(Читает подготовленный ученик)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!
Я думаю, что вы догадались, послушав стихотворение: куда мы
отправимся сегодня на уроке?
Сегодня мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны и посмотрим
на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее
защитников.
IV. Работа над новой темой
Ученыеэкологи называют лес природным сообществом. Подумайте, что
это означает?
И о том, как такие разные животные и растения могут уживаться в
одном лесу нам подробнее расскажут группы, проводившие исследования
по этому вопросу. Выступление первой группы. (Показ слайда)
Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом
«этаже» живут свои растения и животные. Самым светлым
будет «чердак», находящийся в кронах высоких деревьев. Здесь
наверху листья всегда смотрят на солнце верхней стороной.
Свежая зелень привлекает насекомых. Под самой крышей леса
живут сотни гусениц будущих бабочек, много майских жуков. На
этой пронизанной солнцем и ветром высоте многие певчие
птицы растят птенцов, белки прячут среди листвы гнезда.
Деревья образуют два яруса? (Верхний ярус состоит из высоких,
светолюбивых пород деревьев таких как: дуб, сосна, ель, тополь,
Ниже располагаются теневыносливые деревья яблоня, рябина,
черемуха.)
Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники.
Кустарники тоже делятся на два яруса. (Кустарники и
кустарнички.).
К этому этажу можно отнести такие растения, как лещина,
калина, бересклет.
Кустарничковый – ярус кустарников, молодого подроста.
Здесь встречается смородина, шиповник, черника.
На нижних «этажах» леса располагаются мхи и лишайники,
травы и грибы,.
По научному лесные «этажи» называют ярусами.
Релаксация
Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями.
Мыс вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
После ответа детей показ слайда «Ярусы леса»
Микроитог: Итак, из услышанного мы можем сказать, что растения и
животные в лесу расселяются «поэтажно». Одни поднимаются на «чердак»,
другие спускаются в «подвал», то есть под землю. А от чего это зависит?
С растениями понятно теневыносливые ниже, светолюбивые выше, а
животные?…
(Это зависит от того, как эти животные приспособились к жизни на своем
«этаже»: как они передвигаются, чем питаются, как защищаются от
врагов?)
Вторая исследовательская группа расскажет нам о животных.
(Показ слайда)
Весь лес – от верхушек до земли заселен животными. Давайте
попробуем «Расселить животных леса по их «квартирам».
На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.).
Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.
Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, зубры, лоси, косули,
олени, кабаны, волки.
В почве тоже кипит жизнь – жукикожееды, личинки насекомых,
дождевые черви и много других насекомых.
Пищевые цепи в лесу переплетены в сложную пищевую сеть.
Среди млекопитающих
пищевую цепь
составляют
растительноядные мышевидные грызуны и зайцы, а также
копытные, за счет которых существуют хищники: ласка,
горностай, куница, лиса, волк. Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных,
безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.
Мы с вами говорили о растениях, о животных, а грибы? Они же не
относятся к этим группам.
Как вы думаете, каково значение грибов в жизни леса? Нужны ли грибы
лесу?
Как связаны деревья и грибы? Какой гриб считается лучшим помощником
растений? (Мухомор.) Для чего еще нужны грибы лесу?
Третья исследовательская группа расскажет о грибах. (Показ слайда)
В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья
росли очень плохо. Чего – то им не хватало. И учёные заметили:
нет ни одного гриба в молодом лесу! Привезли из старого леса
почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И
произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать
силу, лес словно ожил. Без грибов многим деревьям пришлось бы
плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни
деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные
вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы
получают от деревьев другие питательные вещества, которых
сами они выработать не могут, сахар и крахмал. Таким образом,
грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу
пользу.
Выступления детей подготовивших сообщения о растениях,
животных и грибах КабардиноБалкарии.
Действительно, всё что мы видим вокруг находится в очень хрупком
равновесии.
Сообщение о Лесной подстилке
Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую
роль в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно
перегнивает, обогащая почву перегноем. Так поддерживается
круговорот веществ в лесу. Работу бактерий облегчают насекомые
и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и
измельчают её. Измельчённые ими остатки растений
перегнивают быстрее. Учёные доказали это таким опытом. В два
одинаковых сосуда набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней
были бактерии, насекомые и их личинки, а в другом – только
бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху
и сгнила, а во втором сохранялась довольно долго.
Животные помогают друг другу, а человек как оказывает влияние на лес
или лес влияет на человека?
Послушаем, что приготовила нам четвёртая группа.
Мы хотим напомнить всем правила поведения в лесу.
Дикарь в лесу
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех сорвал,
Сорвал второй и третий... Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
(Т. Ладонников)
Каждая группа составляет свои правила поведения в природе. (Чтение
составленных правил поведения).
Как вести себя в лесу.
Не разводи в лесу костер без надобности, а если развел, то обязательно
затуши.
Не оставляй в лесу мусор.
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не рви на лугу, в лесу цветов.
Не подходи близко к гнёздам птиц.
Не сбивай грибы, даже несъедобные.
Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
Не разоряй муравейники.
Береги лягушек, жаб, головастиков.
Не убивай змей даже ядовитых.
Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не шуми в лесу, не пугай лесных обитателей.
В заключении хочу сказать, чтобы сохранить природу, жить с ней в
согласии мы должны научиться понимать ее, бережно относиться к ней с
самого детства.
В следующих стихотворениях, услышите советы для сохранения леса.
(Рассказывают подготовленные ученики.)
1. Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться,
Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
2. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
3. Не руби березы белой,
Не губи красы лесной,
Не губи из зла не делай,
А особенно весной.
4. На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Доставляют нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
И безумно, безжалостно рвали.
5. Берегите эту землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
6. Мы любили лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всего ее беречь!
А теперь пожелаем лесу:
Будь здоров, зеленый лес,
Стой в торжественном наряде.
Парты, книги и тетради, Ты нам дал зеленый лес.
Чтобы в мире не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай, наш друг хороший,
Будь здоров, зеленый лес.
До свиданья, лес!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобой будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес.
V. Подведение итогов урока и выставление отметок.
Какова была цель урока?
Какие знания мы открыли? (Высказывания детей)
(Прочитайте вывод на странице 169.)
Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы
– тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща.
Поэтому лес называют природным сообществом.
VI. Рефлексия.
Что нового вы узнали для себя на уроке?
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
Поблагодарите своих соседей за урок.
(Самооценка. Комментарий учителя.)
VII. Домашнее задание
1. Прочитать текст на стр.164169 учебника. 2. Выполнить задание 2,3 на стр. 7677 рабочей тетради.
Список используемой литературы:
1. Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс.
2. Рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс.
3. Т.Н.Максимова курс «Окружающий мир»
Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)
Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)
Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)
Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)
Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)
Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)
Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)
Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)
Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)
Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)
Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)
Презентация урока по окружающему миру на тему "Жизнь леса" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.