Слайд 1. «Самое удивительное и мудрое творение человечества
– это язык, и по отношению каждого человека
к своему языку можно совершенно точно судить
не только о его культурном уровне, но
и о его гражданской ценности»
(К.Г.Паустовский).
- Как вы понимаете слова великого писателя? (учащиеся высказывают своё мнение)
Слайд 2.- Составьте предложение. Запишите в тетрадь.
Слайд 3.- Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры, так как речь человека - это его визитная карточка.
Слайд 4. - Попробуйте сформулировать тему урока. (учитель помогает в случае необходимости)
- Запишите тему урока.
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
- Некоторые из вас, возможно, задаются вопросом, какое отношение имеет культура к языку? Да самое прямое. В нем отражаются не только условия, но и общественное самосознание народа, национальный характер, обычаи, традиции, быт, мораль, система ценностей, менталитет народа.
- Наверное, каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника. Как бы хотелось, чтобы из уст людей не вылетали слова-паразиты, пустые фразы, нецензурная брань, а лилась бы чистая, богатая, красивая речь.
- Сегодня я предлагаю вам выполнить ряд заданий, которые помогут сделать вывод, какую речь можно считать культурной.
- Итогом нашего урока станет схема, которую мы с вами постепенно будем заполнять.
Качества правильной речи
1. Правильность
2. Чистота
3. Богатство
4. Точность
5. Выразительность
6. Уместность
7. Логичность
Ознакомьтесь с критериями оценки деятельности учащихся на уроке
Слайд 5. 1)- У вас на партах лежат карточки со словами, расставьте в них ударения в соответствии с нормами орфоэпии (задание 4 ЕГЭ)
баловать
апостроф
средства
феномен
заняла
занята
жалюзи
сформированный
бледна
обеспечение
осведомиться
подростковый
перенявший
жестка
убывший
принудить
благовест
гражданство
завидно
исчерпать
нефтепровод
- Слайд 6 самопроверка (на доске появляется слайд с правильными ответами)
• баловАть
• апострОф
• срЕдства
• фенОмен
• занялА
• занятА
• жалюзИ
• сформирОванный
• бледнА
• обеспЕчение
• освЕдомиться
• подрОстковый
• перенЯвший
• жесткА
• убЫвший
• принУдить
• блАговест
• граждАнство
• завИдно
• исчЕрпать
• нефтепровОд
- Запишите слова, в которых вы допустили ошибки, в тетрадь.
- Какую норму речи мы должны были соблюсти?
(Правильность)
- Внесите в таблицу.
2) Слайд 7 - А сейчас прочтите предложения (слайд), выберете из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор. (задание 5 ЕГЭ)
(ГУ¬МА¬НИ¬ТАР¬НАЯ, ГУМАННАЯ) по¬мощь была до¬став¬ле¬на в ДНР.
- Русские люди всегда готовы прийти на помощь другим народам. Тем более жителям Украины. Ведь именно украинский язык входил в одну восточную группу славянских языков вместе с русским и белорусским.
(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖ¬ДЕБ¬НАЯ) обо¬ро¬на была слом¬ле¬на благодаря сплочённости всех народов.
Этот че¬ло¬век был да¬ле¬ко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИН¬СТВЕН¬НЫЙ) в своём роде.
Слайд 8
- Как называются такие слова? (паронимы)
- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
(Точность, понятность)
Слайд 9 Короче, гуляет князь Гвидон по берегу моря, а навстречу ему, прикинь, по волнам царевна-лебедь как бы плывёт.
Что вы заметили? Запиши правильно
Какую речь можно назвать чистой?
Слайд 10 Познакомьтесь со списком слов-паразитов, постарайтесь избегать их употребления в своей речи. Слова-паразиты не несут никакой информации и никак не влияют на содержательность речи. Это бессмысленные слова. Употребление в речи слов, лишённых смысловой нагрузки, превращает их в речевой мусор.
В схему слово - Чистота
Словарный запас А.Пушкина составлял примерно 21 тыс.слов, у современного взрослого образованного человека – примерно 10-12 тыс.слов. Однако немало людей, чей активный запас значительно ниже.
О каком качестве идёт речь? Как определить, бедна или богата речь?
Богатство
Слайд 11 Работа с текстом.
- На уроках русского языка и литературы мы не раз обращались к статьям академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его речь можно считать эталоном современного разговорного языка.
Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал сокровища русской словесности, - это древнерусская литература. Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском языке. Речь его всегда была прекрасной, потому что в ней было всё: и высота духовной культуры, и любовь к родному языку, знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику.
В статье «О языке устном и письменном, старом и новом», напечатанной в книге «Русская культура», Лихачев писал о русском языке так:
«Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.»
- Как красиво сказано…
- Попробуйте и вы украсить текст. Вам предстоит работа в группе. На парте у вас лежит карточка. На месте пропусков вы должны вставить изобразительно-выразительные средства. Посмотрим, что получится. Слайд 12
Утро было праздничное, жаркое; .., … трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в … воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор … над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё … пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка … и … погнала её против течения по … воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так … в это … утро.
- Выберете одного выступающего от группы.
- А хотите услышать оригинал? Сравним?
Слайд 13 Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно в это милое утро.
- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
(Выразительность)
Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.
Какую речь называют уместной?
Слайд 14
Слайд 15 Работа со словарями.
- Если мы обратимся к словарям, то найдём такое определение культуры речи.
«Культура речи — это степень соответствия речи нормам современ¬ного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспе¬чивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком»
- Как мы видим, понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка».
- Что же такое нормы литературного языка?
(Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка правила употребления слов, словосочетаний и т.д. Они закрепляются в словарях и справочниках и охватывают все уровни языка)
Слайд 16 Творческая работа.
- Предлагаю вам, используя цитату Ф.Ницше, написать эссе, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами.
«Язык — это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления». ( Ф.Ницше)
ЯЗЫК И РЕЧЬ.ppt
Презентация урока в 10 классе "Язык и речь"
«Самое удивительное и мудрое
творение человечества
– это язык, и по отношению
каждого человека
к своему языку можно совершенно
точно судить
не только о его культурном уровне,
но
и о его гражданской ценности»
(К.Г.Паустовский)
Презентация урока в 10 классе "Язык и речь"
Культура речи
так как
его визитная карточка
неотъемлемая часть
речь человека
общей культуры
это
Презентация урока в 10 классе "Язык и речь"
Культура речи
неотъемлемая часть
общей культуры, так
как речь человека
это его визитная
карточка.
Выбери слово, запиши
предложение
• (ГУМАНИТАРНАЯ, ГУМАННАЯ)
помощь была доставлена в ДНР.
• (ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ)
оборона была сломлена благодаря
сплочённости всех народов.
• Этот человек был далеко не
(ЕДИНЫЙ, ЕДИНСТВЕННЫЙ) в
своём роде.
Презентация урока в 10 классе "Язык и речь"
Проверь
• ГУМАНИТАРНАЯ помощь была
доставлена в ДНР.
• ВРАЖЕСКАЯ оборона была
сломлена благодаря сплочённости
всех народов.
• Этот человек был далеко не
ЕДИНСТВЕННЫЙ в своём роде.
Презентация урока в 10 классе "Язык и речь"
Что вы заметили?
• Короче, гуляет князь
Гвидон по берегу моря, а
навстречу ему, прикинь,
по волнам царевна
лебедь как бы плывёт.
Презентация урока в 10 классе "Язык и речь"
Словапаразиты
Короче
•
• полюбому
• так сказать
• типа
• буквально
• как бы
• по жизни
• практически
• в принципе
•
• понимаешь
• это самое
собственно говоря
• респект
• как говорится
• значит
• прикинь
• как его
• прикольно
• на самом деле
• в общем
• допустим
• ну
• я имею в виду
• блин
Презентация урока в 10 классе "Язык и речь"
Работа с текстом.
Лихачев писал о русском языке так:
«Самая большая ценность народа — это язык,
— язык, на котором он пишет, говорит,
думает. Думает! Это надо понять
досконально, во всей многозначности и
многозначительности этого факта. Ведь это
значит, что вся сознательная жизнь человека
проходит через родной ему язык. Эмоции,
ощущения — только окрашивают то, что мы
думаем, или подталкивают мысль в какомто
отношении, но мысли наши все
формулируются языком.»
Презентация урока в 10 классе "Язык и речь"
Вставьте слова
• Утро было праздничное, жаркое; .., …
трезвонили над Донцом, над зелеными
горами колокола, уносились туда, где в …
воздухе стремилась к небу белая церковка
на горном перевале. Говор … над рекой, а на
баркасе прибывало по ней в монастырь всё
больше и больше народу, всё … пестрели
праздничные малороссийские наряды. Я
нанял лодку, и молоденькая хохлушка … и …
погнала её против течения по … воде Донца,
в тени береговой зелени. И девичье личико, и
солнце, и тени, и быстрая речка – всё было
так … в это … утро.
Презентация урока в 10 классе "Язык и речь"
• Утро было праздничное, жаркое; радостно,
наперебой трезвонили над Донцом, над
зелеными горами колокола, уносились туда,
где в ясном воздухе стремилась к небу
белая церковка на горном перевале. Говор
гулом стоял над рекой, а на баркасе
прибывало по ней в монастырь всё больше и
больше народу, всё гуще пестрели
праздничные малороссийские наряды. Я
нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко
и быстро погнала её против течения по
прозрачной воде Донца, в тени береговой
зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и
быстрая речка – всё было так прелестно в
это милое утро.
Работа со словарями.
•Культура речи
•Нормы
литературного языка
Презентация урока в 10 классе "Язык и речь"
Творческая работа.
• «Язык — это наследие, получаемое от
предков и оставляемое потомкам
наследие, к которому нужно относиться
со страхом и уважением, как к чемуто
священному, неоценимому и
недоступному для оскорбления».
( Ф.Ницше)
Презентация урока в 10 классе "Язык и речь"
Домашнее задание
• Тест ЕГЭ (120),
• Написать эссе на тему «Правильная
речь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.