Слайд 1. «Самое удивительное и мудрое творение человечества
– это язык, и по отношению каждого человека
к своему языку можно совершенно точно судить
не только о его культурном уровне, но
и о его гражданской ценности»
(К.Г.Паустовский).
- Как вы понимаете слова великого писателя? (учащиеся высказывают своё мнение)
Слайд 2.- Составьте предложение. Запишите в тетрадь.
Слайд 3.- Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры, так как речь человека - это его визитная карточка.
Слайд 4. - Попробуйте сформулировать тему урока. (учитель помогает в случае необходимости)
- Запишите тему урока.
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
- Некоторые из вас, возможно, задаются вопросом, какое отношение имеет культура к языку? Да самое прямое. В нем отражаются не только условия, но и общественное самосознание народа, национальный характер, обычаи, традиции, быт, мораль, система ценностей, менталитет народа.
- Наверное, каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника. Как бы хотелось, чтобы из уст людей не вылетали слова-паразиты, пустые фразы, нецензурная брань, а лилась бы чистая, богатая, красивая речь.
- Сегодня я предлагаю вам выполнить ряд заданий, которые помогут сделать вывод, какую речь можно считать культурной.
- Итогом нашего урока станет схема, которую мы с вами постепенно будем заполнять.
Качества правильной речи
1. Правильность
2. Чистота
3. Богатство
4. Точность
5. Выразительность
6. Уместность
7. Логичность
Ознакомьтесь с критериями оценки деятельности учащихся на уроке
Слайд 5. 1)- У вас на партах лежат карточки со словами, расставьте в них ударения в соответствии с нормами орфоэпии (задание 4 ЕГЭ)
баловать
апостроф
средства
феномен
заняла
занята
жалюзи
сформированный
бледна
обеспечение
осведомиться
подростковый
перенявший
жестка
убывший
принудить
благовест
гражданство
завидно
исчерпать
нефтепровод
- Слайд 6 самопроверка (на доске появляется слайд с правильными ответами)
• баловАть
• апострОф
• срЕдства
• фенОмен
• занялА
• занятА
• жалюзИ
• сформирОванный
• бледнА
• обеспЕчение
• освЕдомиться
• подрОстковый
• перенЯвший
• жесткА
• убЫвший
• принУдить
• блАговест
• граждАнство
• завИдно
• исчЕрпать
• нефтепровОд
- Запишите слова, в которых вы допустили ошибки, в тетрадь.
- Какую норму речи мы должны были соблюсти?
(Правильность)
- Внесите в таблицу.
2) Слайд 7 - А сейчас прочтите предложения (слайд), выберете из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор. (задание 5 ЕГЭ)
(ГУ¬МА¬НИ¬ТАР¬НАЯ, ГУМАННАЯ) по¬мощь была до¬став¬ле¬на в ДНР.
- Русские люди всегда готовы прийти на помощь другим народам. Тем более жителям Украины. Ведь именно украинский язык входил в одну восточную группу славянских языков вместе с русским и белорусским.
(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖ¬ДЕБ¬НАЯ) обо¬ро¬на была слом¬ле¬на благодаря сплочённости всех народов.
Этот че¬ло¬век был да¬ле¬ко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИН¬СТВЕН¬НЫЙ) в своём роде.
Слайд 8
- Как называются такие слова? (паронимы)
- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
(Точность, понятность)
Слайд 9 Короче, гуляет князь Гвидон по берегу моря, а навстречу ему, прикинь, по волнам царевна-лебедь как бы плывёт.
Что вы заметили? Запиши правильно
Какую речь можно назвать чистой?
Слайд 10 Познакомьтесь со списком слов-паразитов, постарайтесь избегать их употребления в своей речи. Слова-паразиты не несут никакой информации и никак не влияют на содержательность речи. Это бессмысленные слова. Употребление в речи слов, лишённых смысловой нагрузки, превращает их в речевой мусор.
В схему слово - Чистота
Словарный запас А.Пушкина составлял примерно 21 тыс.слов, у современного взрослого образованного человека – примерно 10-12 тыс.слов. Однако немало людей, чей активный запас значительно ниже.
О каком качестве идёт речь? Как определить, бедна или богата речь?
Богатство
Слайд 11 Работа с текстом.
- На уроках русского языка и литературы мы не раз обращались к статьям академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его речь можно считать эталоном современного разговорного языка.
Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал сокровища русской словесности, - это древнерусская литература. Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском языке. Речь его всегда была прекрасной, потому что в ней было всё: и высота духовной культуры, и любовь к родному языку, знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику.
В статье «О языке устном и письменном, старом и новом», напечатанной в книге «Русская культура», Лихачев писал о русском языке так:
«Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.»
- Как красиво сказано…
- Попробуйте и вы украсить текст. Вам предстоит работа в группе. На парте у вас лежит карточка. На месте пропусков вы должны вставить изобразительно-выразительные средства. Посмотрим, что получится. Слайд 12
Утро было праздничное, жаркое; .., … трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в … воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор … над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё … пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка … и … погнала её против течения по … воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так … в это … утро.
- Выберете одного выступающего от группы.
- А хотите услышать оригинал? Сравним?
Слайд 13 Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно в это милое утро.
- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
(Выразительность)
Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.
Какую речь называют уместной?
Слайд 14
Слайд 15 Работа со словарями.
- Если мы обратимся к словарям, то найдём такое определение культуры речи.
«Культура речи — это степень соответствия речи нормам современ¬ного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспе¬чивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком»
- Как мы видим, понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка».
- Что же такое нормы литературного языка?
(Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка правила употребления слов, словосочетаний и т.д. Они закрепляются в словарях и справочниках и охватывают все уровни языка)
Слайд 16 Творческая работа.
- Предлагаю вам, используя цитату Ф.Ницше, написать эссе, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами.
«Язык — это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления». ( Ф.Ницше)
«Самое удивительное и мудрое
творение человечества
– это язык, и по отношению
каждого человека
к своему языку можно совершенно
точно судить
не только о его культурном уровне,
но
и о его гражданской ценности»
(К.Г.Паустовский)
Культура речи
так как
его визитная карточка
неотъемлемая часть
речь человека
общей культуры
это
Культура речи
неотъемлемая часть
общей культуры, так
как речь человека
это его визитная
карточка.
Язык и речь. Основные
требования к речи
Расставьте ударения
• баловать
• апостроф
• средства
• феномен
• заняла
• занята
• жалюзи
• сформированный
• бледна
• обеспечение
• осведомиться
• подростковый
• перенявший
• жестка
• убывший
• принудить
• благовест
• гражданство
• завидно
• исчерпать
• нефтепровод
ПРОВЕРЬ
• баловАть
• апострОф
• срЕдства
• фенОмен
• занялА
• занятА
• жалюзИ
• сформирОванный
• бледнА
• обеспЕчение
• освЕдомиться
• подрОстковый
• перенЯвший
• жесткА
• убЫвший
• принУдить
• блАговест
• граждАнство
• завИдно
• исчЕрпать
• нефтепровОд
Выбери слово, запиши
предложение
• (ГУМАНИТАРНАЯ, ГУМАННАЯ)
помощь была доставлена в ДНР.
• (ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ)
оборона была сломлена благодаря
сплочённости всех народов.
• Этот человек был далеко не
(ЕДИНЫЙ, ЕДИНСТВЕННЫЙ) в
своём роде.
Проверь
• ГУМАНИТАРНАЯ помощь была
доставлена в ДНР.
• ВРАЖЕСКАЯ оборона была
сломлена благодаря сплочённости
всех народов.
• Этот человек был далеко не
ЕДИНСТВЕННЫЙ в своём роде.
Что вы заметили?
• Короче, гуляет князь
Гвидон по берегу моря, а
навстречу ему, прикинь,
по волнам царевна
лебедь как бы плывёт.
Словапаразиты
Короче
•
• полюбому
• так сказать
• типа
• буквально
• как бы
• по жизни
• практически
• в принципе
•
• понимаешь
• это самое
собственно говоря
• респект
• как говорится
• значит
• прикинь
• как его
• прикольно
• на самом деле
• в общем
• допустим
• ну
• я имею в виду
• блин
Работа с текстом.
Лихачев писал о русском языке так:
«Самая большая ценность народа — это язык,
— язык, на котором он пишет, говорит,
думает. Думает! Это надо понять
досконально, во всей многозначности и
многозначительности этого факта. Ведь это
значит, что вся сознательная жизнь человека
проходит через родной ему язык. Эмоции,
ощущения — только окрашивают то, что мы
думаем, или подталкивают мысль в какомто
отношении, но мысли наши все
формулируются языком.»
Вставьте слова
• Утро было праздничное, жаркое; .., …
трезвонили над Донцом, над зелеными
горами колокола, уносились туда, где в …
воздухе стремилась к небу белая церковка
на горном перевале. Говор … над рекой, а на
баркасе прибывало по ней в монастырь всё
больше и больше народу, всё … пестрели
праздничные малороссийские наряды. Я
нанял лодку, и молоденькая хохлушка … и …
погнала её против течения по … воде Донца,
в тени береговой зелени. И девичье личико, и
солнце, и тени, и быстрая речка – всё было
так … в это … утро.
• Утро было праздничное, жаркое; радостно,
наперебой трезвонили над Донцом, над
зелеными горами колокола, уносились туда,
где в ясном воздухе стремилась к небу
белая церковка на горном перевале. Говор
гулом стоял над рекой, а на баркасе
прибывало по ней в монастырь всё больше и
больше народу, всё гуще пестрели
праздничные малороссийские наряды. Я
нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко
и быстро погнала её против течения по
прозрачной воде Донца, в тени береговой
зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и
быстрая речка – всё было так прелестно в
это милое утро.
Качества хорошей речи:
• 1. Правильность
• 2. Чистота
• 3. Богатство
• 4. Точность
• 5. Логичность
• 6. Выразительность
• 7. Уместность
Работа со словарями.
•Культура речи
•Нормы
литературного языка
Творческая работа.
• «Язык — это наследие, получаемое от
предков и оставляемое потомкам
наследие, к которому нужно относиться
со страхом и уважением, как к чемуто
священному, неоценимому и
недоступному для оскорбления».
( Ф.Ницше)
Домашнее задание
• Тест ЕГЭ (120),
• Написать эссе на тему «Правильная
речь»