Данная презентация разработана в помощь при проведении урока в 9 классе по соответствующей теме. В простой и наглядной форме представлен материал урока. Сначала учащимся предлагается опрос, который как проверяет знания прошлой темы, так и готовит к усвоению новой, проведение различных опытов, формулирование выводов от результатов опытов.
Высота и тембр
Высота и тембр
звука. Громкость
звука. Громкость
звука (35 – 36)
звука (35 – 36)
Вид урока: комбинированный
Цель: способствовать формированию
информационно – коммуникативной и
самообразовательной компетенции
Задача: выяснить, что такое высота звука и от
чего она зависит, а также от чего зависит
громкость звука
Опрос
Опрос
1.Приведите примеры различных
1.Приведите примеры различных
звуков
звуков
2.Какие условия необходимо
2.Какие условия необходимо
выполнить, чтобы услышать звук?
выполнить, чтобы услышать звук?
3.Механические колебания каких
3.Механические колебания каких
частот называются звуковыми?
частот называются звуковыми?
Почему?
Почему?
4.Какие колебания называют
4.Какие колебания называют
ультразвуком? Инфразвуком?
ультразвуком? Инфразвуком?
Попробуем выяснить:
Попробуем выяснить:
* что такое
* что такое высота звука
от чего она зависит,
от чего она зависит,
* а также от чего зависит
* а также от чего зависит
громкость звука
громкость звука
высота звука и
и
Опыт с линейкой
Опыт с линейкой
Линейка издаёт звук, если колеблется
Линейка издаёт звук, если колеблется
с частотой , не меньшей, чем 20 Гц
с частотой , не меньшей, чем 20 Гц
1.Укоротите линейку, то
1.Укоротите линейку, то
*частота _______, звук стал _______
*частота _______, звук стал _______
2.Ещё укоротите линейку, то
2.Ещё укоротите линейку, то
*частота _______, звук стал _______
*частота _______, звук
ВЫВОД:
ВЫВОД:
с с увеличением частоты
увеличением частоты колебаний звук
колебаний звук
повышается
повышается
Высота звука
Высота звука
Зависит от частоты
Зависит от частоты
колебаний:
колебаний:
Чем Чем больше частота
больше частота
колебаний, тем выше звук
колебаний, тем
до писка
до писка
выше звук – –
Чистый тон
Чистый тон
Это звук источника,
Это звук источника,
совершающего гармонические
совершающего гармонические
колебания одной
колебания
(камертон)
(камертон)
одной частоты
частоты
Все Все звуки
- это совокупность
совокупность
звуки - это
разных частот (совокупность
разных частот (совокупность
чистых тонов)
чистых тонов)
Послушаем камертон
Послушаем камертон
Громкость звука
Громкость звука
Ударить по камертону:
Ударить по камертону:
1.С малой силой, то громкость ____,
1.С малой силой, то громкость ____,
т.к. малая амплитуда колебаний
т.к. малая амплитуда колебаний
2.С большой силой, то громкость
2.С большой силой, то громкость
____, т.к. большая амплитуда
____, т.к. большая амплитуда
колебаний
колебаний
ВЫВОД:
ВЫВОД:
громкость зависит от амплитуды:
громкость зависит от амплитуды:
, тем звукзвук
чем больше амплитуда
чем
больше амплитуда, тем
громче
громче
Громкость звука
Громкость звука
Громкость зависит от длительности
Громкость зависит от длительности
звука и особенностей слушателя
звука и особенностей слушателя
СонСон – единица громкости
– единица громкости
Уровень громкости – фонфон
Уровень громкости –
Уровень звукового давления – бел,
Уровень звукового
децибел
Берегите слух
Берегите слух
1.Систематическое воздействие
1.Систематическое воздействие
громких звуков неблагоприятно
громких звуков неблагоприятно
отражается на здоровье
отражается на здоровье
*повышенная нервная возбудимость
*повышенная нервная возбудимость
*быстрая утомляемость
*быстрая утомляемость
*повышенное артериальное
*повышенное артериальное
давление
давление
снижение слуха
**снижение слуха