При подготовке к экзамену по математике в 9 классе необходимо уделить особое внимание задачам на движение. Эти задачи представлены во второй части ОГЭ. Важная задача учителя- это научить учащихся распознать типы задач на движение, систематизировать и обобщить теоретические знания, а так же разобрать различные способы решения этих задач.
задача
члену
прочного
Основная
обучения
математике в школе заключается в
обеспечении
и
сознательного овладения учащимися
системой математических знаний и
умений, необходимых в повседневной
жизни и трудовой деятельности
каждому
современного
общества, достаточных для изучения
смежных дисциплин и продолжения
образования.
Наряду с решением основной задачи
расширенное изучение математики
у
предусматривает формирование
учащихся устойчивого интереса к
предмету, выявление и развитие их
способностей,
математических
ориентацию на профессии
Движение по воде
Vтела по течению = Vсобственная тела + Vтечения
Vтела против течения = Vсобственная тела - Vтечения
Vтела по течению - Vтела против течения = 2 Vтечения
• На путь из А в В корабль затратил 1ч 40 минут, а из В в
А -2 ч. В каком направлении течет река? Ответ: из А в В
• Что такое собственная скорость катера? Ответ:
скорость катера в стоячей воде (озере, пруду)
• Что такое скорость течения? Ответ: На какое
расстояние относит река предмет за единицу времени.
Устная работа
• Как определить скорость катера по течению реки?.
Ответ: как сумму скорости собственной и течения
• Как определить скорость катера против течения Ответ:
как разность скоростей собственной и течения
• Как определить скорость движения плота по реке
Ответ: как скорость течения реки.
Что называют процентом Ответ: сотая часть числа
•
Заполнить таблицу
Vтеч
3,4
4,5
2
Vсоб
19,2
18,3
V по теч
V пр теч
27,4
24,7
19
16
23,2
17
15
. Задача 1.
Плот плывет от А до В 40 часов, а катер 4
часа, Сколько часов плывет катер от В до
А ?
Пусть S км - путь от А до В
S/40 км/ч - скорость плота, т.е. скорость
течения
S/4 км/ч - скорость катера по течению
S/4 - S/40=9S/40 ( км/ч) –собственная
скорость катера
9S/40- S/40= S/5 км/ч - скорость катера
против течения
S: S/5=5 (ч )- катер идет против течения.
Задача2
Из городов A и B навстречу друг другу выехали мотоцикл
ист и велосипедист.
Мотоциклист приехал в B на 2 часа раньше, чем велосипе
дист приехал в A, а
встретились они через 45 минут после выезда. Сколько ча
сов затратил на
путь из B в А велосипедист?
( совместное обсуждение: задача на движение навстречу
друг другу, разные единицы времени, 45мин=45/60
=3/4часа. ) Расстояние от А до В берем за 1. Скорость
мотоциклиста 1/ t , скорость велосипедиста 1/( t+2) )
составляем уравнение (⅟t+ ⅟t+2) ¾= 1 , отсюда (⅟t+
⅟t+2)=4/3, 3(2+2t)=4t2 +8t
2t2+t-3=0, t1=1, t2=-1,5<0 , 1+2=3 часа затратил
велосипедист.
Задача 3
Лодка проплывает расстояние 16км. по озеру за 2
часа. Такое же расстояние плот проплывает по
реке за 8 часов. Сколько времени затратит лодка
на тот же путь, идя по течению реки?
16:2 = 8 (км) проходит лодка за 1 час – Vсоб.
16:8 = 2(км) течение относит плот за 1 час – Vтеч.
8+2= 10 (км) проплывет лодка по течению реки
за час - Vпо теч.
16:10 = 1,6 (ч) –проплывет лодка весь путь по
течению реки.
Задачи для самостоятельной работы
• Первые 360 км автомобиль ехал со скоростью
60 км/ч, следующие 180 км - со скоростью
90км/ч, а затем 200км – со скоростью100км/ч.
Найти
среднюю скорость автомобиля на
протяжении всего пути.
• Автомобиль ехал 1,5 часа со скоростью
40км/ч, 2,5 часа – со скоростью 60км/ч, а
оставшуюся часть пути со скоростью 75км/ч.
Определите среднюю скорость автомобиля,
если на весь путь он потратил 5часов.
• Лодка движется по течению реки
со
скоростью 16км/ч 3часа, а обратно – 5часов.
Определите скорость течения реки.
Задачи для самостоятельной работы
• Пароход идет вниз по течению 2ч, вверх-3ч. Сколько времени между
теми же пунктами будет плыть бревно?
• Поезд, двигаясь со скоростью 70км/ч, проезжает мимо платформы за
45сек.Определите длину платформы( в метрах), если длина поезда
600м.
• Велосипедист начал догонять пешехода, когда между ними было
2,1км, и догнал его через 0,25ч. Найдите скорость велосипедиста, если
скорость пешехода была в 3,4раза меньше скорости велосипедиста.
• Весной катер идет по течению реки в 1,8 раза быстрее, чем против
течения. Летом течение становится на 0,5 км/ч медленнее, поэтому
летом катер идет по течению в 5/3 раз быстрее, чем против течения.
Определите собственную скорость катера.
• Из пункта А в пункт В вышел пешеход со скоростью 5 км/ч.
Одновременно с ним из А в В вы ехал велосипедист со скоростью 10
км/ч. Велосипе дист доехал до В, повернул назад и поехал с той же
скоростью навстречу пешеходу. Через сколько часов после начала
движения они встретятся, если рассто яние между А и В равно 30 км?
Дополнительные задачи
• Два мотоцикла стартуют одновременно в одном направлении из двух
диаметрально противоположных точек круговой трассы, длина которой
16км.Через сколько минут мотоциклисты поравняются в первый раз, если
скорость одного из них на 15км/ч больше скорости другого? (ответ:32)
• Дорога между пунктами A и B состоит из подъёма и спуска, а её длина
равна 8км. Турист прошёл путь из A в B за 5.часов Время его движения на
спуске составило 1час.
С какой скоростью турист шёл на спуске, если скорость его
движения на подъёме меньше скорости движения на спуске на 3км/ч ?
(ответ:4 )
• Два автобуса выезжают одновременно навстречу друг другу из пункта A и B и
встречаются в 12 часов дня. Если скорость первого автобуса увеличить в два ра
за, а
скорость второго оставить прежней, то встреча произойдет на 56 минут раньше
. Если
же увеличить в два раза скорость второго автобуса, оставив прежней скорость
первого, то встреча произойдет на 65 мин раньше. Определить время встречи, е
сли
увеличены вдвое скорости обоих автобусов.(ответ:10часов 29 мин.)
•