Данная презентация разработана в помощь при проведении урока в 9 классе по соответствующей теме. Презентация в простой и наглядной форме знакомит учащихся с темой урока. Здесь имеются основные определения, вывод формулы закона сохранения импульса. Учащимся предлагается провести опыты и сделать выводы.
Импульс тела.
Импульс тела.
сохранения
сохранения
Закон
Закон
импульса (21 –
импульса (21 –
22)22)
Вид урока: комбинированный с элементами
комбинированный с элементами
Вид урока:
репродукции
репродукции
Цель: способствовать формированию
способствовать формированию
Цель:
информационно – коммуникативной
информационно – коммуникативной
компетенции
компетенции
Задача::
Задача
*Дадим определение «импульса»
*Дадим определение «импульса»
*Изучим закон сохранения импульса и условия
*Изучим закон сохранения импульса и условия
его применимости
его применимости
*Узнаем, какое значение имеет этот закон в
*Узнаем, какое значение имеет этот закон в
живой природе и как он применяется в
живой природе и как он применяется в
авиационной и космической технике
авиационной и космической технике
Законы Ньютона позволяют
Законы Ньютона позволяют
решать различные
решать различные
практические задачи по
практические задачи по
взаимодействию и движению
взаимодействию и движению
телтел
физическую величину –
физическую величину –
импульс тела
импульс тела
Проблема: часто бывает очень
часто бывает очень
Проблема:
сложно определить
сложно определить
действующие на тело силы
действующие на тело силы
Решение: используют важную
используют важную
Решение:
Импульс тела
Импульс тела
Импульсом тела называется
Импульсом тела называется
величина, равная
величина, равная
произведению массы тела
произведению массы тела
на его скорость
на его скорость
«Импульс» (лат) - “толчок,
«Импульс» (лат) - “толчок,
удар, побуждение”.
удар, побуждение”.
Раньше использовался термин
Раньше использовался термин
“количество движения”.
“количество движения”.
Впервые ввел в физику понятие
Впервые ввел в физику понятие
количества движения
количества движения
французский учёный Р.
французский учёный Р.
Декарт ( XVII в)
Декарт ( XVII в)
При взаимодействии тел их
При взаимодействии тел их
импульсы могут изменяться
импульсы могут изменяться
На сколько уменьшился импульс
На сколько уменьшился импульс
правого шара, на столько же
правого шара, на столько же
увеличился импульс левого
увеличился импульс левого
Замкнутая система тел
Замкнутая система тел
Это система, в которой тела
Это система, в которой тела
взаимодействуют только между
только между
взаимодействуют
собойсобой (т.е. не подвергаются
(т.е. не подвергаются
воздействию внешних сил)
воздействию внешних сил)
Импульс каждого тела системы
Импульс каждого тела системы
может изменяться при
может изменяться при
взаимодействии тел системы
взаимодействии тел системы
Закон сохранения импульса
Закон сохранения импульса
Векторная сумма импульсов тел,
импульсов тел,
Векторная сумма
составляющих замкнутую
замкнутую
составляющих
систему, , не меняется
систему
течением времени при любых
течением времени при любых
движениях и взаимодействиях
движениях и взаимодействиях
этих тел
этих тел
не меняется с с
Условия применимости закона
Условия применимости закона
сохранения импульса
сохранения импульса
1)Замкнутая система
1)Замкнутая система
2)Векторная сумма внешних
2)Векторная сумма внешних
сил на систему равна нулю
сил на систему равна нулю
Вывод формулы закона
Вывод формулы закона
сохранения импульса
сохранения импульса
Применение закона
Применение закона
сохранения импульса
сохранения импульса
импульса.
импульса.
Рассмотрим практическое применение
Рассмотрим практическое применение
ОПЫТ №2: реактивное движение
ОПЫТ №2: реактивное движение
надуть шарик и отпустить.
надуть шарик и отпустить.
1.Можно ли заранее сказать куда
1.Можно ли заранее сказать куда
2.В чём причина движения шарика? ____
2.В чём причина движения шарика? ____
3.Приведите примеры подобного
3.Приведите примеры подобного
принципа движения.
принципа движения.
*в природе ______________________
*в природе ______________________
*в технике _______________________
*в технике _______________________
полетит шарик? ___
полетит шарик? ___
Реактивное движение
Реактивное движение
Это движение, возникающее при
Это движение, возникающее при
отделении некоторой части
отделении некоторой части
тела с определённой скоростью
тела с определённой скоростью
относительно тела.
относительно тела.
толкает тело.
толкает тело.
возникает без какого-либо
возникает без какого-либо
взаимодействия с внешними
взаимодействия с внешними
телами.
телами.
Возникает реактивная сила
Возникает
Особенность реактивной силы –
Особенность реактивной силы –
реактивная сила – –
Устройство ракеты
Устройство ракеты
1)1)Сопло
2)2)Ступени
ракеты
ракеты
От чего зависит скорость
От чего зависит скорость
Сопло – раструб специальной
– раструб специальной
формы (имеет сужение). Его
формы (имеет сужение). Его
назначение – повысить скорость
назначение – повысить скорость
струи истекающих газов
струи истекающих газов
Ступени – отбрасывание
– отбрасывание
ненужной ступени уменьшает
ненужной ступени уменьшает
массу ракеты, экономит
массу ракеты, экономит
топливо, повышает скорость
топливо, повышает скорость
ракеты
ракеты
• Идея использования ракет для
Идея использования ракет для
космических полётов была
космических полётов была
выдвинута в начале 20 века
выдвинута в начале 20 века
русским учёным, изобретателем
русским учёным, изобретателем
Константином Эдуардовичем
Константином Эдуардовичем
Циолковским
Циолковским
• Он разработал теорию
Он разработал теорию
движения ракет
движения ракет
• Сергей Павлович Королёв
Сергей Павлович Королёв – –
развил и реализовал идею
развил и реализовал идею
Циолковского
Циолковского