Предмет: «Биология»
Тема: «Живые клетки»
Место урока в системе занятий: изучается в разделе «Живой организм: строение изучение», 5 класс.
Цель урока:
Формирование представления о многообразии клеток и их роли в организме (функциях)
Тип занятия: урок- проект (урок исследовательского проектирования)
Вид занятия: урок реализации полного цикла проектной деятельности
Презентация для демонстрации обучающимся на уроках биологии в 5 - 6 классе
Клетка это - ?
Какие три главные части
содержит каждая клетка -
?
Все клетки сложно устроены
Клетки живые
Все они одинаковы по строению,
но могут отличаться
- по форме
- по размерам
- по цвету
Проблема:
не знаем многообразия
клеток, какую роль они
выполняют в организме
(функции)
Клетки различаются по
выполняемым функциям
ЦЕЛЬ:
узнать о многообразии
клеток, их роли в
организме (функциях)
Способы структурирования
информации
Название клеток
Внешний вид
Роль в организме
(рисунок)
(функции)
Половые клетки
При слиянии
образуют
ЗИГОТУ – новый
организм
Функция -
оплодотворени
е
Название клеток
Внешний вид
Роль в организме
(рисунок)
(функции)
1.Половые
Оплодотворение
, т.е. дают
начало новому
организму
Нервная система человека
Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без
регуляции и координации его деятельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит
нервной системе.
Кроме того, у человека нервная система составляет материальную основу его психической
деятельности (мышления, речи, сложных форм социального поведения).
Основу нервной системы составляют нервные клетки – нейроны. Они выполняют функции
восприятия, передачи и хранения информации. Нервные клетки состоят из тела, отростков и
нервных окончаний. Тела клеток могут быть различны по форме, а отростки – разной длины:
короткие называются дендритами, длинные – аксонами. Скопления тел нейронов в головном и
спинном мозге образуют серое вещество. Отростки нейронов (нервные волокна) составляют
белое вещество головного и спинного мозга, а также входят в состав нервов.
Длинные отростки нервных клеток (аксоны) пронизывают организм и обеспечивают связь
головного и спинного мозга с любым участком тела. Разветвления отростков нейронов имеют
нервные окончания – рецепторы. Это особые структуры, преобразующие воспринимаемые
раздражения в нервные импульсы.
Нервные клетки в местах соединения друг с другом образуют особые контакты – синапсы.
Нейроны, контактируя друг с другом, складываются в цепи. По таким цепям нейронов и
распространяются нервные импульсы.
Статья из научноинформационного журнала «В мире науки» выпуск декабрь, 2012
Название
клеток
1.Половые
2. Нервные
Внешний вид
Роль в организме
(рисунок)
(функции)
Оплодотворение, т.е.
дают начало новому
организму
Восприятие, передача,
хранение информации
Преобразование
раздражения в нервные
импульсы
Строение и функции кожи человека
Кожа – это ткань: эластичная, пористая, прочная,
водонепроницаемая, антибактериальная, чувствительная,
которая может поддерживать тепловой баланс
(сохранение тепла), предохранять от пагубного
воздействия внешней среды, выделять жир, обеспечивать
сохранность кожи, производить пахучие вещества и
восстанавливаться (регенерировать), а так же поглощать
одни необходимые химические элементы и отторгать
другие, обеспечивать защиту нашего организма от
неблагоприятного воздействия солнечных лучей.
На поверхности кожи человека находится примерно 5
миллионов волосков. На каждый квадратный сантиметр
кожи человека приходится в среднем 100 пор и 200
рецепторов.
Статья из журнала «Science time» №3 2013
Название клеток
Внешний вид
Роль в организме
(рисунок)
1.Половые
2. Нервные
3. Клетки кожи
(функции)
оплодотворение, т.е.
дают начало новому
организму
Восприятие, передача,
хранение информации
Преобразование
раздражения в нервные
импульсы
Обеспечивает
чувствительность
Способна
восстанавливаться
Защита организма
Сохранение тепла
Скелет человека.
Скелет человека состоит из головного и туловищного отделов. Головной отдел делится на
мозговую и лицевую части. Мозговая часть состоит из 2 височных костей, 2 теменных
костей, 1 лобной, затылочной, и частично решетчатой костей. В состав лицевого скелета
входит парная верхняя челюсть и нижняя кости, в лунках которых закреплены зубы.
Соединение костей в скелете подразделяется на три типа: неподвижное, полуподвижное и
подвижное. Неподвижное соединение представлено костями черепа, полуподвижное –
соединением позвонков или рёбер с грудиной, осуществляющимися с помощью хрящей и
связок. Наконец, подвижно соединяются суставы.
Кости скелета выполняют следующие функции :
— опорную функцию — кости вместе с их соединениями составляют опору тела, к
которой прикрепляются мягкие ткани и органы;
— функцию передвижения (хотя и косвенно, так как скелет служит для прикрепления
скелетных мышц);
— защитную функцию — формирование костных образований для защиты важных
органов: головного и спинного мозга; сердца, легких. В полости таза располагаются
половые органы. В самих костях находится красный костный мозг.
Это интересно:
Материал кости в 30 раз прочнее кирпича и в 2,5 раза прочнее гранита.
Журнал «Наука и жизнь» № 9, 2008
Название
клеток
1.Половые
2. Нервные
3. Клетки кожи
4. Клетки кости
Внешний вид
Роль в организме
(рисунок)
(функции)
оплодотворение, т.е. дают
начало новому организму
Обеспечивает
чувствительность
Способна
восстанавливаться
Защита организма
Обеспечивает
чувствительность
Способна
восстанавливаться
Защита организма
Опора
Передвижение
Защита
Название клеток
Внешний вид
Роль в организме
1. Половые
2. Нервные
3. Клетки кожи
4. Клетки кости
5. Клетки крови
(рисунок)
(функции)
оплодотворение, т.е.
дают начало новому
организму
Восприятие, передача,
хранение информации
Преобразование
раздражения в нервные
импульсы
Обеспечивает
чувствительность
Способна
восстанавливаться
Защита организма
Опора
Передвижение
Защита
Перенос кислорода,
углекислого газа (газообмен)
Снабжение клеток
питательными веществами,
водой, солями, витаминами
(транспорт веществ)
Цель урока:
узнать о
многообразии клеток
и их роли в организме
(функциях)
Проблема:
не знаем многообразия
клеток, какую роль они
выполняют в организме
(функции)
Источники информации
рассказ учителя
учебник
научные статьи
видео
Подведем итоги:
1. Вспомнить все этапы проектной
деятельности.
2. Оценить по определенным критериям
проектную деятельность
3. Зафиксировать полученные результаты
оценки в проектной документации:
заполнить таблицу оценки, посчитать
баллы.
4. Сформулировать вывод об успешности
проектной деятельности
Домашнее задание
1. закончить заполнение
таблицы
2. выучить функции клеток
3. с. 108 – 109 читать