Данный материал представлен в форме презентации и разработан в помощь учителю при проведении урока в курсе физики 11 класса по соответствующей теме. Материал представлен в простой и наглядной форме, помогающей лучшему усвоению темы урока. Используется как приложение к соответствующему конспекту урока.
Волны в среде.
Волны в среде.
Звуковые волны.
Звуковые волны.
46 - 47
46 - 47
Вид урока: информационно – развивающий с
: информационно – развивающий с
Вид урока
элементами эвристической беседы
элементами эвристической беседы
ЦельЦель: способствовать формированию
: способствовать формированию
информационно - коммуникативной и
информационно - коммуникативной и
самообразовательной компетенции
самообразовательной компетенции
Задача: сформируем понятие звуковой волны,
: сформируем понятие звуковой волны,
Задача
научимся извлекать различные звуки, узнаем,
научимся извлекать различные звуки, узнаем,
что является источником звука
что является источником звука
Опрос
Опрос
1.Что называется волной? ____
1.Что называется волной? ____
2.В чём заключается особенность
2.В чём заключается особенность
бегущей волны? ______
бегущей волны? ______
3.Что представляет собой упругая
3.Что представляет собой упругая
волна? _____
волна? _____
4.Какова причина образования упругой
4.Какова причина образования упругой
волны? _______
волны? _______
5.Какие виды волн вы знаете? _____
5.Какие виды волн вы знаете? _____
6.Охарактеризовать продольные волны.
6.Охарактеризовать продольные волны.
7.Охарактеризовать поперечные волны.
7.Охарактеризовать поперечные волны
8.Назовите основные
8.Назовите основные
характеристики волн ___________
характеристики волн ___________
9.Записать формулу длины волны
9.Записать формулу длины волны
10.Записать формулу скорости
10.Записать формулу скорости
____
____
волны ___
волны ___
Мир звуков разнообразен
Мир звуков разнообразен
1.Голоса людей
2.Музыка
3.Пение птиц
4.Жужжание пчёл
5.Гром во время грозы
6.Шум леса на ветру
7.Звук автомобилей …..
Общее для всех звуков
Общее для всех звуков
1.Наличие источника звука
2.Колебание источника звука
Извлечение звуков
Извлечение звуков
1.Звучащая линейка
1.Звучащая линейка
2.Звучащая струна (нить)
2.Звучащая струна (нить)
3.Камертон
3.Камертон
4.Звучащая бутылка
4.Звучащая бутылка
5.Пение человека …..
5.Пение человека …..
Особенность::
Особенность
пока пока источник
источник звука
мы мы слышим звук
слышим звук
звука колеблется
колеблется, ,
Звуковые волны
Звуковые волны
Это колебания в диапазоне
Это колебания в диапазоне
от 16 Гц до 20 000 Гц
от 16 Гц до 20 000 Гц
условная граница (для
Но это условная
граница (для
Но это
человеческого уха)
человеческого уха)
> > 20 000 Гц –
20 000 Гц – ультразвук
ультразвук
<< 16 Гц –
16 Гц – инфразвук
инфразвук
Попробуем выяснить:
Попробуем выяснить:
* что такое
* что такое высота звука
от чего она зависит,
от чего она зависит,
* а также от чего зависит
* а также от чего зависит
громкость звука
громкость звука
высота звука и
и
Линейка издаёт звук, если колеблется
Линейка издаёт звук, если колеблется
с частотой , не меньшей, чем 20 Гц
с частотой , не меньшей, чем 20 Гц
1.Укоротите линейку, то
1.Укоротите линейку, то
*частота _______, звук стал _______
*частота _______, звук стал _______
2.Ещё укоротите линейку, то
2.Ещё укоротите линейку, то
*частота _______, звук стал _______
*частота _______, звук
ВЫВОД:
ВЫВОД:
с с увеличением частоты
увеличением частоты колебаний звук
колебаний звук
Опыт с линейкой
Опыт с линейкой
повышается
повышается
Высота звука
Высота звука
Зависит от частоты
Зависит от частоты
колебаний:
колебаний:
Чем Чем больше частота
больше частота
колебаний, тем выше звук
колебаний, тем
до писка
до писка
выше звук – –
Чистый тон
Чистый тон
Это звук источника,
Это звук источника,
совершающего гармонические
совершающего гармонические
колебания одной
колебания
(камертон)
(камертон)
одной частоты
частоты
Все Все звуки
звуки - это
- это совокупность
совокупность
разных частот (совокупность
разных частот (совокупность
чистых тонов)
чистых тонов)
Ударить по камертону:
Ударить по камертону:
1.С малой силой, то громкость ____,
1.С малой силой, то громкость ____,
т.к. малая амплитуда колебаний
т.к. малая амплитуда колебаний
2.С большой силой, то громкость
2.С большой силой, то громкость
____, т.к. большая амплитуда
____, т.к. большая амплитуда
колебаний
колебаний
ВЫВОД:
ВЫВОД:
громкость зависит от амплитуды:
громкость зависит от амплитуды:
, тем звукзвук
чем больше амплитуда
чем
больше амплитуда, тем
Громкость звука
Громкость звука
громче
громче
Громкость звука
Громкость звука
Громкость зависит от длительности
Громкость зависит от длительности
звука и особенностей слушателя
звука и особенностей слушателя
СонСон – единица громкости
– единица громкости
Уровень громкости – фонфон
Уровень громкости –
Уровень звукового давления – бел,
Уровень звукового
децибел
Берегите слух
Берегите слух
1.Систематическое воздействие
1.Систематическое воздействие
громких звуков неблагоприятно
громких звуков неблагоприятно
отражается на здоровье
отражается на здоровье
*повышенная нервная возбудимость
*повышенная нервная возбудимость
*быстрая утомляемость
*быстрая утомляемость
*повышенное артериальное
*повышенное артериальное
давление
давление
снижение слуха
**снижение слуха