Александр Сергеевич Грибоедов — драматург, дипломат, талантливый переводчик. Один из основоположников русского реализма. Занимался также музыкой, написал два вальса. В 1828 г. был направлен послом в Иран. Погиб в Тегеране во время нападения толпы фанатиков на здание русского посольства. А. С. Грибоедова часто называют создателем одной книги. Однако это наиболее ценный результат его творчества. Комедия «Горе от ума» открывает эпоху реализма в истории русской литературы.
РЕАЛИЗМ
Реализм (от лат. realis — «вещественный, действительный») — на-
правление в искусстве и литературе XIX—XX вв., художественно правдиво отражающее типичные характеры в типичных обстоятельствах.
Особенности
Художественная правда правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах; объективное изображение действительности.
Создание наиболее общезначимых картин жизни, типов людей.
Основу художественного изображения жизни составляет принцип историзма (закономерно развивающейся и изменяющейся во времени реальности).
Герой литературного произведения — обобщённый образ (тип), обладающий многозначностью, данный в единстве индивидуального, конкретного проявления и общечеловеческого представления.
Развитие характера героя психологически и социально обусловлено и мотивировано.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Под художественным образом в широком смысле понимается форма отражения действительности в искусстве. В литературе художественным образом может стать любое явление, творчески переосмысленное и воссозданное автором в произведении.
По характеру предмета
Образы людей
Образ Евгения Онегина в одноимённом
романе А. С. Пушкина
Образы природы
Природа в «Слове о полку Игореве»
Образы предметов
Шинель в одноимённой повести Н. В. Гоголя
Образы времени и пространства
Образ ночи в лирике Ф. И. Тютчева
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Типы
Общие для литературы целой эпохи или нации:
«лишние люди», «маленький человек»
По характеру обобщённости
Образы-мотивы
Повторяются в творчестве какого-либо
писателя: Прекрасная Дама у А. А. Блока
Индивидуальные
Образ Маргариты в романе «Мастер
и Маргарита» М. А. Булгакова
Архетипы
Бессознательно передаются через
поколения: образ матери, дома, Родины
Типические
Отражены общечеловеческие черты:
Гамлет У. Шекспира
Экспозиция
Все явления первого действия до
приезда Чацкого. Знакомство с местом действия — домом Фамусова.
Читатель узнаёт о любовной связи
Софьи и Молчалина и о прошлых
чувствах Софьи к Чацкому, уехавшему странствовать по свету.
Завязка
Кульминация
Развязка
Появление Чацкого в доме Фамусовых, любовный конфликт осложняется противостоянием обществу.
Кульминация любовной сюжетной линии — это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Молчалина..
Заключительный монолог Чацкого. Происходит развязка любовной интриги
Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает пика на балу
?
Общественный конфликт
не решён. Чацкий в меньшинстве
и вынужден отступить. Однако он
не побеждён, просто его время
ещё не пришло.
Основные конфликты
Любовный
Социальный
Столкновение интересов и взглядов представителей «века нынешнего» и «века минувшего»
Противоречия ума и сердца, здравомыслящего Чацкого Софья променяла на угодливого Молчалина ради собственного счастья; личная проблематика вытекает из общественной
Развитие социального и любовного конфликтов идёт параллельно
Как можно сгруппировать героев?
«Век нынешний»
«Век минувший»
Чацкий
изначально фамилия была Чадский (от слова «чад»), то есть герой находится в чаду страсти и борьбы;
умён, честен, смел, независим, но также вспыльчив, бесцеремонен;
вольнолюбив, верен идеалам Просвещения, не боится говорить правду в лицо; воплотил в себе лучшие черты прогрессивной молодёжи:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
+
внесценические персонажи (двою-
родный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской)
Фамусов
фамилия от лат. fama — «молва»; человек, которого больше всего волнует общественное мнение:
…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!
пользуется служебным положением, льстец, любит бранить слуг;
считает, что образование — это чума:
...Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
сын своего века, но при этом хороший отец, гостеприимный хозяин и ответственный дядя (вырастил Чацкого)
Молчалин
«говорящая» фамилия: за молчанием героя скрывается его лицемерная натура;
девиз героя — «умеренность и аккуратность»;
чтобы добиться своего, готов «угождать всем людям без изъятья», ведь «надобно ж зависеть от других»
+
гости
Чацкий
А судьи кто?
— За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, —
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
(действии II явлении 1)
Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем.
Достань‑ка календарь;
Читай не так, как пономарь;
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. – На листе черкни на записном,
Противу будущей недели:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй – ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Отметь‑ка, в тот же день…
Нет, нет. В четверг я зван на погребенье.
Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть. Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают,
Кузьма Петрович! Мир ему!
– Что за тузы в Москве живут и умирают!
– Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может, в пятницу, а может, и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить.
Как можно сгруппировать героев?
«Век нынешний»
«Век минувший»
Молодое прогрессивное дворянство начала XIX в. (приверженцы идеалов Просвещения):
выступает против крепостного права,
рабской любви русских людей ко всему иностранному, против карьеризма и чинопоклонничества;
презирает лицемерие, лжепатриотизм,
борется за свободу человека, обличает устои «века минувшего», к которому относится пренебрежительно
Какой?
Какой?
Фамусовское общество — московское дворянское общество, которое придерживается устоявшихся правил и норм жизни: консервативно, не готово к переменам, подстраивается под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды; угодничество и низкопоклонство считает почётным, человека ценит только по богатству и наличию крепостных
Характеристика Софьи
София (Софья) ?
Возраст
Портрет
Воспитание
- имя греческое, означающее «мудрость».
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…»Действие I, явление 7
«…вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно». Чацкий, Действие I, явление 7
«Как Софья Павловна у вас похорошела!» Чацкий, Действие I, явление 9
«…Софья Павловна, дочь его…» Фамусава
«Уж об твоём ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил». Действие I, явление 4
«Дались нам эти языки!
Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!»Фамусов, Действие I, явление 4
«То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано?» Действие I, явление 2
«Всё по-французски, вслух, читает запершись…» Действие I, явление 2
Характеристика Софьи
Характер
«Однако о себе скажу,
Что не труслива. Так, бывает,
«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».Действие II, явление 11
«Счастливые часов не наблюдают». Действие I, явление 3
«…Пойду любезничать сквозь слёз;
Боюсь, что выдержать притворства не сумею».Действие II, явление 11
«Иначе расскажу
Всю правду батюшке, с досады.
Вы знаете, что я собой не дорожу». Действие IV, явление 12
«…я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!»Действие IV, явление 13
К кому ближе Софья?
умна, смела и решительна, но наивна;
воспитывалась на французских романах;
дитя своего общества, которое загубило в ней многие хорошие начала
Идейно-тематическоесодержание
Тема:
высмеивание пороков светского общества времён крепостного права.
Идея:
проблема ума. Почему здравомыслящий человек оказывается в оппозиции, в меньшинстве? Почему его не понимают? Главный герой испытывает горе от своего здравомыслия. Он намного опередил время и подготавливает приход нового. Борьба старого и нового будет продолжаться всегда. «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого», — писал И. А. Гончаров в своём критическом этюде «Мильон терзаний».
Сопоставлениес другими произведениями
В «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова изображены типичные представители передовой дворянской молодёжи первых десятилетий XIX в. Они противопоставляют себя обществу и стремятся к лучшей жизни, но разными путями. Их основная проблема — одиночество.
В каких произведениях герой противопоставлен обществу?
1.К какому литературному жанру относится произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
3.Кто из героев «Горя от ума» пускает слух о сумасшествии Чацкого?
4.Назовите литературное направление XVIII века, традиции которого продолжает А. С. Грибоедов, наделяя некоторых своих героев «говорящими» фамилиями?
5.Установите соответствие между основными персонажами пьесы А. С. Грибоедова и присущими им качествами личности.
К каждой букве подберите соответствующую цифру.
ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
А) Чацкий 1) ханжество, показное благочестие
Б) Фамусов 2) увлечённость передовыми идеями
В) Молчалин 3) неприкаянность, обречённость
4) скрытность, коварство, лицемерие
6.Как характеризует Чацкого его рассказ о госте из Бордо?
Проверим себя
2.К какому типу героев относится Чацкий?
7.Назовите черты реализма в «Горе от ума» Грибоедова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.