Презентация.Подготовка к ОГЭ по литературе.Классицизм Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Оценка 5

Презентация.Подготовка к ОГЭ по литературе.Классицизм Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
русская литература
9 кл
08.07.2024
Презентация.Подготовка к ОГЭ по литературе.Классицизм Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Рассматриваем особенности Классицизма. Черты Классицизма в комедии "Недоросль"
Классицизм. Фонвизин. Недоросль.pptx

Теория + практика Подготовка к

Теория + практика Подготовка к

Теория +

практика

Подготовка к ОГЭ по литературе

Литературное направление — определённый, сложившийся в конкретных исторических усло- виях способ художественного отражения дей- ствительности, характерный для творчества ряда писателей

Литературное направление — определённый, сложившийся в конкретных исторических усло- виях способ художественного отражения дей- ствительности, характерный для творчества ряда писателей

Литературное направление — определённый,
сложившийся в конкретных исторических усло-
виях способ художественного отражения дей-
ствительности, характерный для творчества ряда
писателей.
Литературное течение — разновидность основного способа художественного отражения действительности.

КЛАССИЦИЗМ XVII — начала XX в.,

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ направление второй половины XVIII в.

РОМАНТИЗМ направление первой половины XIX в.

РЕАЛИЗМ XIX—XX вв.

МОДЕРНИЗМ XX в.

ПОСТМОДЕРНИЗМ направление второй половине XX в.

Классицизм (от лат. classicus —«образцовый») — литературное направление

Классицизм (от лат. classicus —«образцовый») — литературное направление

Классицизм (от лат. classicus —«образцовый») — литературное направление XVII — начала XX в., зародившееся во Франции, со строгой
системой художественных норм.

А. Д. Кантемир, В. Д. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов.

Особенности классицизма Философская основа — рационализм, признающий единственным источником истинного знания разум

Особенности классицизма Философская основа — рационализм, признающий единственным источником истинного знания разум

Особенности классицизма

Философская основа — рационализм, признающий единственным источником истинного знания разум.
Образы античного искусства —художественные идеалы, которым должно соответствовать литературное произведение.
Основная тема писателей-классицистов — человек и общество, их взаимодействие; личное, человеческое должно быть подчинено общественному, идеальному.
Неизменное единство содержания и формы.
Художественный образ нравственный идеал, воздействующий на читателя с целью воспитания благородных чувств.
Нормативность, соответствие стилю и жанру, логичность, стройность, простота — каноны текста литературного произведения.
Чёткое деление литературных жанров на «высокие» (трагедия, эпопея, ода), «средние» (драма, идилия, элегия) и «низкие» (комедия, сатира, басня).
В драматическом произведении автор должен соблюдать обязательное правило трёх единств: места, времени и действия.
Литературный персонаж является образцом для подражания (положительный герой) либо объектом осуждения (отрицательным героем).

Презентация.Подготовка к ОГЭ по литературе.Классицизм Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Презентация.Подготовка к ОГЭ по литературе.Классицизм Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Драма сочетание субъективного (авторского) и объективного; преобладание сценического действия; диалогическая и монологическая формы; сценическое воплощение пьесы в форме спектакля как театральный образ драматургического текста

Драма сочетание субъективного (авторского) и объективного; преобладание сценического действия; диалогическая и монологическая формы; сценическое воплощение пьесы в форме спектакля как театральный образ драматургического текста

Драма

сочетание субъективного (авторского) и объективного;
преобладание сценического действия;
диалогическая и монологическая формы;
сценическое воплощение пьесы в форме спектакля как театральный образ драматургического текста

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Комедия — драматический жанр, в котором жизненные положения и характеры представлены как про- явления комического (смешного)

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Комедия — драматический жанр, в котором жизненные положения и характеры представлены как про- явления комического (смешного)

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Комедия — драматический жанр,
в котором жизненные положения
и характеры представлены как про-
явления комического (смешного).
Особенности
Принцип комического — несо-
ответствие между предсказуемым,
ожидаемым и непредсказуемым, не-
ожиданным.
Важнейший источник смеха —
диалоги персонажей.
Для заострения внимания на ка-
ком-либо явлении комедия часто
прибегает к гиперболе, абсурду.
Разновидности комедийного жанра
Сатирическая комедия (социаль-
ное обличение пороков).

Комедия положений (приоритет
комического изображения — ситуа-
ции, обстоятельства).
Комедия характеров (в центре
внимания — характеры действующих лиц).
Лирическая комедия (сочетание
лирического с элементами комического).
Фарс (недоразумение — основа комической ситуации).
Трагикомедия (пьеса, построенная на сочетании трагического и комического).
Примеры
Пьесы «Ревизор», «Женитьба»,
«Игроки» Н. В. Гоголя, «Недоросль»,
«Бригадир» Д. И. Фонвизина, «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, «Горе от ума»

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Трагедия — жанр драматического произведения, в котором изображено высокое напряжение и такая глубина конфликта, что он остаётся неразрешённым

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Трагедия — жанр драматического произведения, в котором изображено высокое напряжение и такая глубина конфликта, что он остаётся неразрешённым

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Трагедия — жанр драматического
произведения, в котором изображено высокое напряжение и такая глубина конфликта, что он остаётся неразрешённым.
Особенности
Речь в трагедии, как правило,
идёт о высоких материях: справедливости, любви, принципах, нравственном долге.
Герои решают кардинальные во-просы бытия, при этом в итоге погибают.

Примеры
Пьесы «Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова,
«Борис Годунов» А. С. Пушкина,
«Без вины виноватые» А. Н. Островского.

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Драма — основной жанр драматических произведений (со второй половины

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Драма — основной жанр драматических произведений (со второй половины

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Драма — основной жанр драматических произведений (со второй половины XIX в.), в которых мера остроты конфликта позволяет ему быть разрешимым.
Особенности
Соединяет трагическое и комическое.
По сравнению с трагедией, в драме показан острый, но разрешимый конфликт.
В отличие от комедии, не осмеивает людей, а изображает их на фоне общества.
Практические задания

Примеры
Пьесы «Гроза», «Бесприданница»
А. Н. Островского,
«Чайка», «Три сестры» А. П. Чехова.

Фонвизин «Недоросль»? Жанр?

Денис Иванович Фонвизин — русский писатель, драматург, переводчик, публицист, создатель национальной бытовой комедии —был воспитан в убеждении, что дворянство, к которому он сам принадлежал, должно…

Денис Иванович Фонвизин — русский писатель, драматург, переводчик, публицист, создатель национальной бытовой комедии —был воспитан в убеждении, что дворянство, к которому он сам принадлежал, должно…

Денис Иванович Фонвизин — русский писатель, драматург, переводчик, публицист, создатель национальной бытовой комедии —был воспитан в убеждении, что дворянство, к которому он сам принадлежал, должно быть образованным, гуманным, заботиться об интересах Отечества. Однако реальность российского общества XVIII в. была такова, что дворяне в основной своей массе были невежественны и жестоки. Это разительное несоответствие ожиданий и действительности нашло отражение в пьесах Д. И. Фонвизина.

ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН
(1745—1792)

Недорослями называли молодых дво- рян, которые не достигли 15-летнего возраста и ещё не поступили на госу- дарственную службу

Недорослями называли молодых дво- рян, которые не достигли 15-летнего возраста и ещё не поступили на госу- дарственную службу

Недорослями называли молодых дво-
рян, которые не достигли 15-летнего
возраста и ещё не поступили на госу-
дарственную службу.
После выхода в свет комедии Д. И. Фонвизина словом «недоросль» стали именовать недалёкого юношу, недоучку.

В основу сюжета Д. И. Фонвизин положил конфликт эпохи, об-
щественно-политической жизни
1770—1780-х гг. — столкновение двух
противоборствующих взглядов на роль
дворянства в общественной жизни страны: прогрессивно настроенные дворяне (Стародум, Правдин) и крепостники (Простакова, Скотинин).

Особенности композиции:
действие как бы выносится из
помещичьего дома, и конфликт приобретает социально-политический характер:
произвол помещиков, поддерживаемый властью, и бесправие крестьян;
второстепенные сцены и лица создают представление о повседневной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне её
запросов, внутрисемейных отношениях; сцены с участием положительных героев (их диалоги о просвещённом монархе,
назначении дворянина, браке и семье, воспитании молодых дворян) — изложение политической программы Д. И. Фонвизина.

Комедия «Недоросль»

Композиция и сюжет Экспозиция Сцена примерки кафтана

Композиция и сюжет Экспозиция Сцена примерки кафтана

Композиция и сюжет

Экспозиция
Сцена примерки кафтана Митрофанушкой — знакомство с большинством основных героев, введение в быт провинциальной усадьбы.
Завязка первой сюжетной линии (любовной)
Сцена с письмом от Стародума о передаче наследства Софье.
Завязка второй сюжетной линии (общественной)
Появление Правдина по делам службы.
Кульминация
Простакова решает насильно выдать Софью замуж за Митрофанушку.
Развязка
Имение Простаковой поступает в опеку, Митрофана отдают на службу, Софья и Милон воссоединяются.

ГОВОРЯЩАЯ» ФАМИЛИЯ. РЕМАРКА «Говорящая» фамилия — изобразительное языковое средство создания образа литературного персонажа, художественная деталь, отражающая суть этого образа (Хлестаков,

ГОВОРЯЩАЯ» ФАМИЛИЯ. РЕМАРКА «Говорящая» фамилия — изобразительное языковое средство создания образа литературного персонажа, художественная деталь, отражающая суть этого образа (Хлестаков,

«ГОВОРЯЩАЯ» ФАМИЛИЯ. РЕМАРКА

«Говорящая» фамилия — изобразительное языковое средство создания образа литературного персонажа, художественная деталь, отражающая суть этого образа (Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда и другие в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»).
Примеры
Скалозуб, Молчалин (комедия
«Горе от ума» А. С. Грибоедова).
Раскольников, Лебезятников, Разумихин (роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского).

Ремарка (от фр. remarque — «замечание, примечание») — художественно значимое авторское уточнение определённого момента действия, выделяющееся в тексте скобками, курсивом; может превращаться в самостоятельную часть пьесы.
Особенности
Ремарка сообщает о месте и времени действия, темпе речи, жестах, интонации и внутреннем состоянии действующих лиц;
раскрывает предысторию основного действия.
Показывает авторскую оценку происходящего (описывая речь Ситникова, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» подчёркивает деталь:
Ситников «визгливо засмеялся»; такая ремарка помогает создать отталкивающий образ).

Фонвизин «Недоросль»?

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Простаков. Г-жа

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Простаков. Г-жа

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Простаков.
Г-жа Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль.
Еремеевна, мама Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Скотинин, брат г-жи Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.

Основные образы

положительные

отрицательные

второстепенные

Софья
Правдин
Стародум
Милон

Простакова
Простаков
Скотинин
Митрофан

Еремеевна
Цыфиркин

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев

План

Имя(значение)
Положение в обществе

Черты характера через поступки (примеры из текста)


Речь

Софья. Прочтите его сами, сударыня

Софья. Прочтите его сами, сударыня

Софья. Прочтите его сами, сударыня. Вы увидите, что ничего невиннее быть не может.

Софья (одна, глядя на часы). Дядюшка скоро должен вытти. (Садясь.) Я его здесь подожду. (Вынимает книжку и прочитав несколько.) Это правда. Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! (Прочитав опять несколько.) Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью. (Прочитав еще несколько, взглянула и, увидев Стародума, к нему подбегает.)

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев

План

Имя(значение)
Положение в обществе

Черты характера через поступки (примеры из текста)


Речь

Софья

в переводе с греческого «Софья» — «мудрость»;
сирота, племянница Стародума, родственница Простаковых;
честная, образованная, жаждет знаний:
Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие.
Дайте мне правила, которым я последовать должна.
терпеливая и кроткая, через её образ раскрывается жажда наживы и тирания Простаковой

Стародум. Чем умом величаться, друг мой!

Стародум. Чем умом величаться, друг мой!

Стародум. Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает. Умов много, и много разных. Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек.

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев

План

Имя(значение)
Положение в обществе
Черты характера через поступки (примеры из текста)


Речь

Стародум

фамилия сочетает в себе два слова: «старый» и «думать»; «старый» означает его приверженность «старым» ценностям времён Петра I;
дворянин, отставной офицер 60 лет, дядя и опекун Софьи; нажил состояние своим трудом, работая в Сибири;
откровенный и прямодушный, воспитан «по-старому»:
«…Я говорю без чинов», «Начинаются чины — перестаёт искренность...»;
добровольно ушёл со службы при дворе, так как там люди ценятся не за заслуги, а за услужливость;
считает, что нравственное воспитание и просвещение всецело зависят от того, насколько разумно устроено государство: …Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных.
говорит, что без души даже самый просвещённый
умница превращается в «жалкую тварь»: ...Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время...

Правдин . Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди

Правдин . Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди

Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.
Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев

План

Имя(значение)
Положение в обществе
Черты характера через поступки (примеры из текста)
Речь

Правдин

фамилия образована от слова «правда», которой добивается герой;
чиновник, выявляет нарушения со стороны помещиков по выполнению правительственных указов;
добросовестный, принципиальный, выступает против «злонравия» в государстве:
Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны.
...притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно...
образ условный, идеальный, отражает не реальных чиновников, а настроения части просвещённого дворянства, совет правительству

Стародум (Софье). Мне это очень приятно

Стародум (Софье). Мне это очень приятно

Стародум (Софье). Мне это очень приятно. (Милону.) Я слышал, что вы были в армии. Неустрашимость ваша...
Милон. Я делал мою должность. Ни леты мои, ни чин, ни положение еще не позволили мне показать прямой неустрашимости, буде есть во мне она.
Стародум. Как! Будучи в сражениях и подвергая жизнь свою...
Милон. Я подвергал ее, как прочие. Тут храбрость была такое качество сердца, какое солдату велит иметь начальник, а офицеру честь. Признаюсь вам искренно, что показать прямой неустрашимости не имел я еще никакого случая, испытать же себя сердечно желаю.

Милон. Она добродетель; следственно, нет состояния, которое ею не могло бы отличиться. Мне кажется, храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой. Как мала душа того, кто за безделицу вызовет на дуэль, перед тем, кто вступится за отсутствующего, которого честь при нем клеветники терзают! Я понимаю неустрашимость так...

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев

План

Имя(значение)
Положение в обществе
Черты характера через поступки (примеры из текста)
Речь

Милон

милый молодой человек;
скромный офицер с «похвальными свойствами», возлюбленный Софьи;
храбрый, бескорыстный, спасает Софью от похищения;
ценит в людях смелость и справедливость:
Судья, который не убоялся ни мщения, ни угроз сильного,отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать робенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Милон разнимает г-жу Простакову со Скотининым.
Г-жа Простакова. Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...
Милон. Не пущу, сударыня. Не прогневайся!
Скотинин (в запальчивости, оправляя парик). Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь.
Милон (г-же Простаковой). И вы забыли, что он вам брат!
Г-жа Простакова. Ах, батюшка! Сердце взяло, дай додраться!
Милон (Скотинину). Разве она вам не сестра?
Скотинин. Что греха таить, одного помету, да вишь как развизжалась.

Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть.

Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев

План

Имя(значение)
Положение в обществе
Черты характера через поступки (примеры из текста)
Речь

Простакова

фамилия от слова «простой» в значении «пустой»; урождённая Скотинина — скотоподобная,
Грубая и жестокая помещица; деспотичная, считает крестьян низшими существами:
...С утра до вечера рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится!..
слепо любит сына;
не образованна, считает, что знания бесполезны;
отсутствие моральных принципов — результат дурного воспитания, которое она закладывает и в своего сына: Мой век проходит. Его готовлю в люди.

Г-жа Простакова . Что, что ты от меня прятаться изволишь?

Г-жа Простакова . Что, что ты от меня прятаться изволишь?

Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?
Простаков (от робости запинаясь). Ме... мешковат немного.
Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.
Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.
Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.
Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.
Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи...

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев

План

Имя(значение)
Положение в обществе
Черты характера через поступки (примеры из текста)
Речь

Простаков

настоящий простак, глупый человек и «подкаблучник»;
помещик, робкий, забитый человек, не имеет своего мнения, терпит унижения и оскорбления от своей супруги:
...При твоих глазах мои ничего не видят...
в пьесе он лишь тень и служит для раскрытия деспотизма Простаковой

Скотинин . Суженого конем не объедешь, душенька!

Скотинин . Суженого конем не объедешь, душенька!

Скотинин. Суженого конем не объедешь, душенька! Тебе на свое счастье грех пенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям.
Правдин. Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.
Скотинин. Худой покой! ба! ба! ба! да разве светлиц у меня мало? Для нее одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку.

Милон разнимает г-жу Простакову со Скотининым.
Г-жа Простакова. Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...
Милон. Не пущу, сударыня. Не прогневайся!
Скотинин (в запальчивости, оправляя парик). Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь.
Милон (г-же Простаковой). И вы забыли, что он вам брат!
Г-жа Простакова. Ах, батюшка! Сердце взяло, дай додраться!
Милон (Скотинину). Разве она вам не сестра?
Скотинин. Что греха таить, одного помету, да вишь как развизжалась.

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев План Имя(значение)

Характеристика героев

План

Имя(значение)
Положение в обществе
Черты характера через поступки (примеры из текста)
Речь

Скотинин

фамилия от слова «скот» — скотоподобный и скотолюбивый помещик;
жестокий, суровый помещик:
...Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?..
расчётливый, корыстный человек, хочет жениться на Софье из-за приданого:
...Нет, мне нравится не девчонка [...], а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота... (о свиньях);
любит свиней, которые у него живут лучше, чем
люди:
Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
необразованный, за всю жизнь не прочитал ни од-
ной книги

Митрофан . Ну, еще слово молви, стара хрычовка!

Митрофан . Ну, еще слово молви, стара хрычовка!

Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему.

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2024