Презентация.Подготовка к выполнению заданий ОГЭ по литературе
Оценка 4.7

Презентация.Подготовка к выполнению заданий ОГЭ по литературе

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
русская литература
9 кл—11 кл +1
08.07.2024
Презентация.Подготовка к выполнению заданий ОГЭ по литературе
материал для подготовки к ОГЭ по литературе
Анализ стихов Пушкина.pptx

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799—1837)

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799—1837)

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799—1837)

Александр Сергеевич Пушкин — поэт, прозаик, драматург, критик, обогативший художественными открытиями русский романтизм, заложивший основы самобытной русской реалистической литературы XIX в. В творчестве А. С. Пушкина присутствуют все литературные формы: проза и поэзия, драматические произведения и сказки, стихотворения и поэмы, оды и послания, мадригалы
и эпиграммы, а также роман и повесть в стихах.

СТИХОТВОРЕНИЕ «ДЕРЕВНЯ» (1819)

СТИХОТВОРЕНИЕ «ДЕРЕВНЯ» (1819)

СТИХОТВОРЕНИЕ «ДЕРЕВНЯ» (1819)

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Я твой: я променял порочный двор цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья На мирный шум дубров, на тишину полей, На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой: люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крилаты; Везде следы довольства и труда…
Я здесь, от суетных оков освобожденный, Учуся в истине блаженство находить, Свободною душой закон боготворить, Роптанью не внимать толпы непросвещенной, Участьем отвечать застенчивой мольбе И не завидывать судьбе Злодея иль глупца — в величии неправом. К трудам рождает жар во мне, И ваши творческие думы В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея. Опора милая стареющих отцов, Младые сыновья, товарищи трудов, Из хижины родной идут собой умножить Дворовые толпы измученных рабов. О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар? Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Жанр?

элегия с элементами политической сатиры.

Композиция и сюжет «ДЕРЕВНЯ» На сколько частей можно разделить стихотворение?

Композиция и сюжет «ДЕРЕВНЯ» На сколько частей можно разделить стихотворение?

Композиция и сюжет «ДЕРЕВНЯ»

На сколько частей можно разделить стихотворение? О чём они?
Какие художественные средства использованы?

Часть 1
Идиллическая: деревня — пре-
красный мир гармонии, красоты
и спокойствия, поэт отдыхает здесь
от «роскошных пиров» и «суетных
оков»:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...

Часть 2
Обличительная: деревня — мир
жестокости и насилия, «барства ди-
кого» и «рабства тощего»:
Здесь тягостный ярем до гроба все
влекут,
Надежд и склонностей в душе питать
не смея…

Часть 3
Последние семь строк: возмуще-
ние и нежелание мириться с неспра-
ведливостью социального устройства:
Увижу ль, о друзья! Народ неугнетённый
И рабство, падшее по манию царя…

О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Взойдёт ли наконец прекрасная заря?

Риторические вопросы и восклицания

На мирный шум дубров, на тишину полей, На праздность вольную, подругу размышленья.

Эпитеты

СТИХОТВОРЕНИЕ «ДЕРЕВНЯ» (1819)

СТИХОТВОРЕНИЕ «ДЕРЕВНЯ» (1819)

СТИХОТВОРЕНИЕ «ДЕРЕВНЯ» (1819)

Идейно-тематическое содержание

проблема крепостного права в России.
обличение крепостного права.

Тема:
Идея:

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799—1837)

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799—1837)

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799—1837)

Александр Сергеевич Пушкин — поэт, прозаик, драматург, критик, обогативший художественными открытиями русский романтизм, заложивший основы самобытной русской реалистической литературы XIX в. В творчестве А. С. Пушкина присутствуют все литературные формы: проза и поэзия, драматические произведения и сказки, стихотворения и поэмы, оды и послания, мадригалы
и эпиграммы, а также роман и повесть в стихах.

СТИХОТВОРЕНИЕ «УЗНИК» (1822) Весной 1820 года за неприемлемые стихи и эпиграммы

СТИХОТВОРЕНИЕ «УЗНИК» (1822) Весной 1820 года за неприемлемые стихи и эпиграммы

СТИХОТВОРЕНИЕ «УЗНИК» (1822)

Весной 1820 года за неприемлемые стихи и эпиграммы Пушкин отправлен в ссылку в Кишинев

Александр Сергеевич Пушкин написал множество стихов и эпиграмм, которые были неугодны императору. Но самыми яркими из них были:
ода «Вольность» — в нем идет речь о государственном перевороте, который грозит плохим правителям
стихотворение «Деревня» — о трудной жизни крепостных крестьян и о необходимости освободить людей
стихотворение «К Чаадаеву» — в нем прославляется свобода

Презентация.Подготовка к выполнению заданий ОГЭ по литературе

Презентация.Подготовка к выполнению заданий ОГЭ по литературе

СТИХОТВОРЕНИЕ «УЗНИК» (1822) Жанр: лирическое стихотворение

СТИХОТВОРЕНИЕ «УЗНИК» (1822) Жанр: лирическое стихотворение

СТИХОТВОРЕНИЕ «УЗНИК» (1822)

Жанр:
лирическое стихотворение

Композиция и сюжет

Стихотворение написано во время кишинёвской ссылки А. С. Пушкина.
Окна нижнего этажа дома, где жил поэт, закрывались чугунными решёт-ками. Из окон видны были разгуливающие между клумбами птицы, а у входа в дом гневно метался прикованный цепью за лапу орёл.

1-я строфа
Чувствуется тоска поэта, которая
охватывает его в заточении
.
2-я строфа
Выражается надежда на освобождение

3-я строфа
Звучит призыв к вольной жизни

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

эпитеты

символы

Тема = Идея=

свобода

ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД…» (1827) 14 декабря 1825 года в

ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД…» (1827) 14 декабря 1825 года в

«ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД…» (1827)

14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге произошло очень важное событие государственного масштаба — восстание декабристов.
Декабристы пытались силой свергнуть существующую власть и совершить государственный переворот. Но попытка переворота не удалась: декабристы были схвачены.
Все они, так или иначе, были наказаны: кого-то посадили в тюрьму, кто-то был отправлен в ссылку в Сибирь, кто-то повешен.
В числе декабристов оказалось множество близких товарищей Пушкина, в том числе его лучшие друзья по Царскосельскому лицею: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер.
Пущин был отправлен на каторгу в Сибирь, а Кюхельбекер пребывал долгое время в тюрьме, а после был тоже выслан в Сибирь.
Именно для своих друзей декабристов Александр Сергеевич Пушкин в 1827 году написал стихотворение «Во глубине сибирских руд…».
Он отправил его друзьям вместе с одной из женщин, которая ехала в Сибирь к мужу.

ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД…» (1827)

ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД…» (1827)

«ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД…» (1827)

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.

Жанр:

послание.

1-я строфа
А. С. Пушкин уверяет своих друзей, что их подвиг не напрасен и они ещё смогут увидеть Россию без самодержавия и крепостничества
2—4-я строфы
Поэт высказывает надежду на освобождение узников, вселяет веру в лучший исход, даёт понять, что у ссыльных декабристов есть поддержка единомышленников-братьев

Композиция

Эпитеты

Метафоры

Развёрнутое сравнение

Аллитерация и ассонанс

Тема =

Идея=

свобода и верность идеалам.

моральная поддержка дру-зей-декабристов, надежда на торжество справедливости

ПОЭТ» (1827) Стихотворение «Поэт»

ПОЭТ» (1827) Стихотворение «Поэт»

«ПОЭТ» (1827)

Стихотворение «Поэт» А. Пушкин написал 15 августа 1827 года, спустя год после окончания ссылки. Ссылка подтолкнула Пушкина к переосмыслению жизни, внесла “коррективы” в его творчество. Он начал чаще обращаться к философским темам.

Пушкин постоянно пребывал под наблюдением цензуры, но при этом не желала покоряться власти. Даже после ссылки он продолжал писать вольнодумные произведения, показывая свою гордую натуру.

ПОЭТ» (1827) Пока не требует поэта

ПОЭТ» (1827) Пока не требует поэта

«ПОЭТ» (1827)

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…

лирическое стихотворение

Жанр:

Композиция и сюжет:

Часть 1
Описывается жизнь поэта в отсутствие вдохновения — сон души, не исполняющей своего предназначения; жизнь поэта без творчества ничтожна
Часть 2
Показан поэт, «дикий и суровый», пробуждённый вдохновением, не склоняющий голову

Художественные средства

Эпитеты: суетный свет, святая лира, хладный сон, божественный глагол, гордая голова, пустынных волн, широкошумные дубровы.
Лексика высокого стиля: божественный глагол, святая лира, священной жертве.
Олицетворения: лира молчит, душа вкушает хладный сон.
Метафоры: заботы суетного света, хладный сон.
Сравнение: как пробудившийся орёл.

поэт не зависит от людей, а потому одинок; у него сложная, но прекрасная судьба.

Тема:

предназначение поэта.

Идея:

К ЧААДАЕВУ» (1818) Произведение "К

К ЧААДАЕВУ» (1818) Произведение "К

«К ЧААДАЕВУ» (1818)

Произведение "К Чаадаеву" (1818 г.) было написано молодым Пушкиным своему приятелю. П. Я. Чаадаев был старше поэта на пять лет, поэтому оказывал на него определенное влияние. Он являлся членом "Союза благоденствия".

Стихотворение было популярно среди либерально настроенного дворянства. Впоследствии стихотворение стало своеобразным гимном декабристов.

К ЧААДАЕВУ» (1818) Любви, надежды, тихой славы

К ЧААДАЕВУ» (1818) Любви, надежды, тихой славы

«К ЧААДАЕВУ» (1818)

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Жанр

послание.

Композиция и сюжет

Часть 1
Звучит разочарование существующей
обстановкой в России
Часть 2
Описаны чувства в настоящем, жажда перемен
Часть 3
В конце поэт выражает веру в неизбежность падения самодержавия
и освобождение русского народа

Эпитеты:
власти роковой, вольности святой, пленительного счастья, юные забавы.
Метафоры:
звезда пленительного счастья, горит желанье.
Лексика высокого стиля:
честь, отчизна, внемлем.

Тема: свобода и борьба с самодержавием.
Идея: свою жизнь нужно по-
святить служению отчизне, борьбе
с несправедливостью.

Художественные средства

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» (1822 ) Баллада

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» (1822 ) Баллада

«ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» (1822)

Баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» написана в 1822 году, когда поэт находился в южной ссылке в Кишенёве, и опубликована в 1824 году.
В это время Пушкин знакомится с отдельными фрагментами так называемой «Львовской летописи» («летописец русской от пришествия Рурика до кончины царя Иоанна Васильевича»), изданной в 1792 году, а также с отдельными главами «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.
Поэта поразили летописные предания о жизни древнерусских князей. Особое впечатление произвела на него история гибели легендарного князя Олега, объединителя русских земель и бесстрашного победителя варягов.
Олегов щит как знак триумфа был повешен на вратах Константинополя (Царьграда). В тексте пушкинского произведения об этом свидетельствует такая деталь, как «царьградская броня» — богатая княжеская добыча, в которой Олег предстаёт перед очами своих воинов.
Как поэт, Пушкин был тронут товарищеским обращением князя к своему коню. В письмах к А. Бестужеву он выражал восхищение простотой и поэтичностью русских летописей.

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» (1822 ) Как ныне сбирается вещий

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» (1822 ) Как ныне сбирается вещий

«ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» (1822)

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

Жанр:

баллада (историческая).

Композиция и сюжет
Как построена баллада?

Баллада «Песнь о вещем Олеге» по-
строена на контрасте (образы князя
Олега и старика-кудесника: князь —
мирской человек, храбрый и мудрый
воин, его жизнь проходит в сраже-
ниях; кудесник служит истине, не-
взирая на звания, далёк от земно-
го, владеет тайными знаниями).

Художественные средства

Эпитеты:
вещий Олег, буйный
набег, верный конь, тёмный лес,
вдохновенный кудесник.
Архаические слова и формы:
кудесник, волхв, секира, почил не-
пробудным сном, позлащённое стре-
мя, сеча.

Темы: рок и неизбежность судь-
бы, поэт-пророк.
Идея: происходящее с людьми
и предначертанное им свыше изме-
нить невозможно; поэт неподвластен
княжеской воле.

К МОРЮ» (1824) Стихотворение «К морю» было написано в последний год пребывания

К МОРЮ» (1824) Стихотворение «К морю» было написано в последний год пребывания

«К МОРЮ» (1824)

Стихотворение «К морю» было написано в последний год пребывания Пушкина в южной ссылке — в 1824 году. Поэт начал его перед отправлением из Одессы в имение Михайловское и завершил уже по прибытии в родовое поместье.

Образ «свободной стихии», оставшейся в воспоминании, окутан очарованием ностальгии.

Пейзажи северной природы, как бы дороги они ни были Пушкину, не могут сравниться с живой и своенравной игрой морских валов. В ссылке море долго было для поэта главным и единственным другом, а теперь он навеки разлучён и с ним.

К МОРЮ» (1824) Прощай, свободная стихия!

К МОРЮ» (1824) Прощай, свободная стихия!

«К МОРЮ» (1824)

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!...

Жанр

элегия с элементами послания.

Композиция и сюжет

Стихотворение основано на реальных переживаниях: прощание поэта с Чёрным морем (его высылали в Михайловское). «К морю» поэт написал в переломный для
себя период. В это время поэзия А. С. Пушкина претерпевала изменения и переходила от романтизма к реализму. Можно сказать, что произведение завершило романтический период в творчестве поэта.
А. С. Пушкин вспоминает о Наполеоне и Байроне, которые умерли за свои идеалы, и уходит от романтических образов в реальные:
В леса, в пустыни молчаливы.
Кольцевая композиция: в начале
и в конце стихотворения лирический
герой прощается с морем:
Прощай, свободная стихия!
Прощай же, море!

Эпитеты

Славянизмы

Сравнения

Перифразы

Лексика высокого стиля

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Темы: взаимодействие личности
и общества, свобода и угнетение
человека, взаимоотношения индиви-
да и власти.
Идея: везде, где есть цивилизация, преследуется независимость,
поэтому по-настоящему свободны лишь волны. Истинную независимость человека можно сохранить
только внутри — против неё бес-
сильны правители всех стран.

НЯНЕ» (1826) Александр Сергеевич

НЯНЕ» (1826) Александр Сергеевич

«НЯНЕ» (1826)

Александр Сергеевич Пушкин с августа 1824 по сентябрь 1826 г. находился в ссылке в псковской деревушке Михайловское. Рядом с ним была няня – Арина Родионовна, крепостная крестьянка. 

Будущий поэт рос в дворянской семье. Арина Родионовна Яковлева была няней Пушкина, она занималась воспитанием мальчика. В ту пору дворянки перекладывали заботы о детях на плечи крепостных женщин, которые зачастую не имели права выходить замуж и строить свою семью. Они самоотверженно служили господам, но зато пользовались некоторыми привилегиями, находясь возле них. Но разве они заменят радость материнства? Именно поэтому Пушкин с особой благодарностью относился именно к няне, которая неотлучно следила за матерью Пушкина, а потом и за ее детьми. Известно, что барин позволил Арине выйти замуж, но с мужем она почти не жила, все время отдавая должности няни.

Простая русская женщина оказала большое влияние на творческий путь Александра Сергеевича. Так, няня Пушкина знала достаточно много преданий и сказок, о которых женщина любила рассказывать воспитанникам. Под воздействием этих рассказов поэт создавал прекрасные произведения.

НЯНЕ» (1826) Подруга дней моих суровых,

НЯНЕ» (1826) Подруга дней моих суровых,

«НЯНЕ» (1826)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

1826 г.

Жанр:
послание.

Композиция и сюжет

Часть 1
Обращение к няне с любовью
и нежностью:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Часть 2
Вторые строки рисуют домик в глу-
хих сосновых лесах, где в одиноче-
стве живёт старушка:
Ты под окном своей светлицы…
Горюешь, будто на часах...
Часть 3
Лирический герой, мысленно воз-
вращаясь в домик няни, словно ви-
дит старушку внутренним взором, угадывает её переживания

Художественные средства

Эпитеты.

Сравнение

Антитеза

Метафоры

Тема: самоотверженность мате-
ринской любви.
Идея: выражение признания до-
рогому человеку, который вырастил,
оказал огромное влияние на твор-
чество, поддерживал поэта во вре-
мя «дней суровых».

Стихотворение было написано не позже 19 июля 1825 года

Стихотворение было написано не позже 19 июля 1825 года

Стихотворение было написано не позже 19 июля 1825 года. В это время Пушкин вынужден был находиться на территории фамильного имения Михайловское.
В первый раз Пушкин увидел Керн ещё задолго до своего вынужденного затворничества; встреча состоялась в Санкт-Петербурге в 1819 году, Анна Керн произвела на поэта неизгладимое впечатление. В следующий раз Пушкин и Керн увиделись только в 1825 году, когда Керн гостила у своей тётки Прасковьи Осиповой в имении Тригорское; Осипова была соседкой Пушкина и хорошей его знакомой. Считается, что новая встреча, состоявшаяся после столь длительного перерыва, вдохновила Пушкина на создание эпохального стихотворения.

«Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ
МГНОВЕНЬЕ…» (1825)

.

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты,

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты,

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

«Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ
МГНОВЕНЬЕ…» (1825)

Жанр:
послание.

Композиция и сюжет

Часть 1
Воспоминания лирического героя
о встрече с прекрасной девушкой

Часть 2
Годы прошли, черты любимой рас-
сеялись. Жизнь поэта протекала

Часть 3
Появление возлюбленной вновь про-
буждает чувства в сердце, для ко-
торого воскресают

Художественные средства

Эпитеты: чудное мгновение, ми-
молётное виденье, чистой красоты,
шумной суеты, грусти безнадежной,
голос нежный, небесные черты, по-
рыв мятежный.
Сравнения: как мимолётное ви-
денье, как гений чистой красоты.
Метафоры: звучал мне дол-
го голос нежный, бурь порыв мя-
тежный рассеял прежние мечты, во
мраке заточенья тянулись тихо дни.

Тема: любовь
Идея: любовь — смысл жизни;
жизнь без любви напрасна; любовь
вдохновляет, помогает творить.

Размер, рифма?

ОКТЯБРЯ 1825» (1825) Стихотворение «19 октября» было написано

ОКТЯБРЯ 1825» (1825) Стихотворение «19 октября» было написано

«19 ОКТЯБРЯ 1825» (1825)

Стихотворение «19 октября» было написано Пушкиным для встречи друзей лицеистов, на которую он не смог попасть в 1825 году по причине ссылки в село Михайловское.

Пушкину было запрещено покидать село, и он не смог поехать в Петербург. Поэтому он решил отправить вместо себя стихотворение.

Он назвал его «19 октября» в честь дня основания лицея и начала лицейской дружбы.

Роняет лес багряный свой убор,

Роняет лес багряный свой убор,

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
…………………………………..
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
…………………………………………….

«19 ОКТЯБРЯ 1825» (1825)

Жанр:
послание (дружеское).

Художественные средства

Обращения: друзья мои, мой
брат родной, мой запоздалый друг.
Многие строки стихотворения
стали крылатыми: прекрасен наш
союз, служенье муз не терпит суе-
ты и др.

Тема: дружба.
Идея: никакие испытания судьбы
не разрушат душевной близости ли-
цеистов, сохранившейся на долгие
годы. Это гимн дружбе.

Размер, рифма?

ПРОРОК» (1826) После восстания декабристов, произошедшего зимой 1825 года, над его зачинщиками был устроен суд

ПРОРОК» (1826) После восстания декабристов, произошедшего зимой 1825 года, над его зачинщиками был устроен суд

«ПРОРОК» (1826)

После восстания декабристов, произошедшего зимой 1825 года, над его зачинщиками был устроен суд. Многих виновных сослали на вечную каторгу в Сибирь, среди них оказался и лицейский друг Александра Сергеевича Иван Иванович Пущин. Других же постигла участь ужаснее: смертная казнь.

Узнав о том, что страшный приговор приведен в исполнение, Пушкин, испытавший сильнейшее душевное потрясение, написал «Пророка». Произошло это в 1826 году.

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, —

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, —

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

«ПРОРОК» (1826)

Жанр:
притча (философская).

Композиция и сюжет

Композиция напоминает библейскую.
В начале стихотворения — притчевый сюжет, в конце — голос божий. В основе произведения — интерпретация ветхозаветного сюжета о пророке Исайе.

Часть 1
Явление герою шестикрылого сера-
фима: «И шестикрылый серафим //
На перепутье мне явился».

Часть 2
Описан процесс «рождения» поэта.
Божий посланник преобразил героя:
теперь он может видеть и слышать
то, что недоступно другим, в уста
вложил «жало мудрыя змеи», вме-
сто сердца — «угль, пылающий ог-
нём»

Часть 3
Звучит божье воззвание:
Отныне герой познал великие тайны
бытия, но это большая ответствен-
ность и тяжкий дар.

Размер, рифма?

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, —

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, —

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

«ПРОРОК» (1826)

Художественные средства

Эпитеты: празднословный, тре-
петное сердце, мудрыя змеи.
Сравнения: как труп в пустыне
я лежал, перстами лёгкими как сон.
Старославянизмы: зеницы, уста,
отверзлись.
Библеизмы: серафим, пророк.

Тема: предназначение поэта-про-
рока.
Идея: поэт — избранник Бога,
ответственный перед ним за по-
даренный талант. Задача творца —
служение свободе, правде, родине,
просвещение и открытие истины.

НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ ЛЕЖИТ НОЧНАЯ

НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ ЛЕЖИТ НОЧНАЯ

«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ ЛЕЖИТ НОЧНАЯ МГЛА…» (1829)

Cогласно дате на черновике стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла», оно было написано 15 мая 1829 года, а впервые увидело свет в альманахе «Северные Цветы» в 1930 году.
Дочь генерала Н.Раевского, Мария Волконская, считала, что в стихотворении поэт обращается к ней, поскольку именно в неё он был влюблён во время своего предыдущего путешествия по Кавказу с семьёй Раевских.
На это намекают и строки, не вошедшие в окончательный вариант стихотворения: «Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь».
Но существует и другое мнение.
Перед тем, как отправиться 1 мая на Кавказ, в апреле 1829 года Пушкин через приятеля, графа Ф.Толстого, сделал предложение юной Наталье Гончаровой. Отказа не последовало, но и согласия он не получил – мать считала что её шестнадцатилетняя дочь ещё слишком молода для замужества.
Возможно, неопределённость в решении этого вопроса и породила ту светлую печаль, которая подтолкнула поэта к написанию этого шедевра.

НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ ЛЕЖИТ НОЧНАЯ МГЛА…» (1829)

НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ ЛЕЖИТ НОЧНАЯ МГЛА…» (1829)

«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ ЛЕЖИТ НОЧНАЯ МГЛА…» (1829)

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.

Жанр:
элегия.

Композиция и сюжет

Часть 1
Описание южного ночного пейза-
жа: «На холмах Грузии лежит ночная
мгла; // Шумит Арагва предо мною».
Часть 2
Природа созвучна эмоционально-
му состоянию лирического героя.
Грусть поэта светлая, поскольку
связана с любимой

Художественные средства

Метафора: сердце вновь горит
и любит.
Оксюморон: печаль моя светла

Тема: любовь.
Идея: потребность человека лю-
бить вечна, а сердце поэта «не лю-
бить не может».

Размер, рифма?

Вновь я посетил...» (1835 ) …Вновь я посетил

Вновь я посетил...» (1835 ) …Вновь я посетил

«...Вновь я посетил...»
(1835)

…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собою
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре…
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны

Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья, кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.1835 г.

Жанр:

лирическое стихотворение
(вид лирики — философская).

Часть 1 Лирический герой возвращается в то место, где пробыл в заточе- нии два года

Часть 1 Лирический герой возвращается в то место, где пробыл в заточе- нии два года

Часть 1
Лирический герой возвращается
в то место, где пробыл в заточе-
нии два года. С тех пор минуло
десять лет (столько времени про-
шло после восстания декабристов).
В жизни лирического героя многое
переменилось.
Часть 2
Поэт видит «опальный домик», где
некогда жил с няней. Он грустит
о «бедной няне», называя её ласко-
во старушкой:
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет...

Часть 3
Сидя на холме, поэт сравнива-
ет озеро с южным морем, где был
ещё недавно так счастлив:
…сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Поэт встречает на своём пути
три сосны, которые он видел де-
сять лет назад. Этими образами
А. С. Пушкин подчёркивает неиз-
менность природы, он убеждён, что
природа прекрасна и гармонична.
Однако замечает поэт и измене-
ния:
Но около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась...
Звучит гимн новой жизни. Поэт ос-
вобождается от грусти и привет-
ствует новые ростки, а в их образе
и молодое поколение:
Здравствуй, племя младое,
незнакомое!

Композиция и сюжет

Стихотворение описывает воспо-
минания поэта, его размышления
о жизни и смерти, смене поколе-
ний, опыте прожитых лет.

Темы: жизнь и смерть, человек
и природа.
Идея: связь человека с приро-
дой, связь поколений, эпох челове-
ческой жизни.

Определите жанровую принадлежность стихотворения

Определите жанровую принадлежность стихотворения

1.Определите жанровую принадлежность стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву».
2. Как в литературоведении называется приём единоначатия
(например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил:
любовь ещё, быть может...» повторяющееся начало строк:
«Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я вас любил
безмолвно, безнадежно…», «Я вас любил так искренно, так
нежно…»?
3. С каким периодом своего творчества и художественным методом «прощается» А. С. Пушкин стихотворением «К морю»?
4. Что символизирует молодая роща для лирического героя стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...»?

5. Как в стихотворении А. С. Пушкина «На холмах Грузии
лежит ночная мгла...» соотносятся переживания лирического героя и пейзажная зарисовка?

послание.

анафора

с романтизмом

будущее /
молодое поколение/
смену времён

Повторим

Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема внутренней свободы человека?

Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема внутренней свободы человека?

Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема внутренней свободы человека?

Какие «чувства добрые» стремился пробудить А.С. Пушкин своей лирикой?

Как тема свободы отражена в поэзии А.С. Пушкина?

Природа как источник вдохновения в поэзии А.С. Пушкина.

Гимн дружбе в поэзии А.С. Пушкина.
«19 ОКТЯБРЯ 1825», «Во глубине сибирских руд», «Пущину»

Развернутый ответ
(На примере не менее трёх стихотворений)

«ПОЭТ», «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» , «К МОРЮ»

«НЯНЕ», «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…» «19 ОКТЯБРЯ 1825»,
«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ ЛЕЖИТ НОЧНАЯ МГЛА…»

«Узник», «Вольность», «К Чаадаеву», «К морю»

«Деревня», «Зимнее утро», «К морю»

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2024