презентация"Путешествие по загадочной стране"Синтаксиса и пунктуации"

  • Контроль знаний
  • pptx
  • 11.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация поможет учителям русского языка и литературы провести закрепление по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе.Она позволит провести на уроке повторение теоретических сведений по данному разделу,а также закрепить теорию на практике.Обучающиеся закрепят умения составлять словосочетания,находить главные и второстепенные члены предложения.презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие по загадочной стране "Синтаксиса и пунктуации"
Иконка файла материала Кулеш СА. Презентация к уроку.pptx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Анастасьевская средняя общеобразовательная школа Презентация к уроку:  «Путешествие по загадочной  стране  «Синтаксиса и пунктуации» Урок  русского языка в 5 классе Автор: Кулеш С.А.,  Учитель русского языка и литературы
Терминологическая разминка  • Синтаксис изучает строение  словосочетаний и ______________.
• Синтаксис изучает строение  словосочетаний и предложений.
• Правильно расставлять знаки  препинания учит ______________.
• Правильно расставлять знаки  препинания учит пунктуация.
• Словосочетание – это два и более  слов, связанных по _________ и  _________.
• Словосочетание – это два и более  слов, связанных по смыслу и  грамматически.
• ________ и __________­ главные  члены предложения. • Дополнение, определение и  обстоятельство – это ________.
• Подлежащее и сказуемое ­ главные  члены предложения. • Дополнение, определение и  обстоятельство – это второстепенные  члены предложения.
• В простом предложении_________  грамматическая основа. • В сложном предложении ­  _________,в отличие от простого.
• В простом предложении одна  грамматическая основа. • В сложном предложении – две и более  грамматических основ.
• Слова, отвечающие на один и тот же  вопрос, являющиеся одним членом  предложения и относящиеся к одному  слову называются _______________.
• Слова, отвечающие на один и тот же  вопрос, являющиеся одним членом  предложения и относящиеся к одному  слову называются однородными  членами предложения.
Расставьте знаки: • П а. • А П? • П! а
• «П», ­ а. • А: «П?» • «П!» ­ а.
• О но О. • О О О О. • О и О О и О.
• О, но О. • О, О, О, О. • О и О, О и О.
Цели: • Обобщение знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация”.  •  Повторить теоретические сведения о главных и  второстепенных членах предложения, их признаках; • Закрепить умение составлять словосочетания  изученных видов; находить грамматическую основу и  второстепенные члены предложения;  • Безошибочно ставить запятую в изученных  синтаксических конструкциях.  • Развивать словарный запас, коммуникативные  умения.
Обратимся к словарю • Синтаксис (от греч. syntaxis –  «составление, построение, порядок») • В предложениях слова объединяются в  словосочетания.  Предложения образуются  из слов и словосочетаний.
• Выпишите из предложения все возможные  словосочетания.  • Укажите главное и зависимое слово,  задайте вопрос. • Счастливые минуты мы проводим за  письменным столом.
Определите вид  словосочетаний • проводим (за чем?) за столом; • за столом (каким?) письменным; • проводим (что?) минуты; • минуты (какие?) счастливые.
Распределите группы слов • я не сомневался   • золотая роща • несут хлеб • встречались часто  • на тропинке • были в гостях • пошёл быстро
Проверь себя Словосочетания • золотая роща • несут хлеб • встречались часто  • были в гостях • пошёл быстро Не являются словосочетаниями • на тропинке • я не сомневался
Восстановите строки •  Зима, пора, недаром, Прошла, злится, её,  • Весна, со двора, гонит, И, стучится, в  окно • всё, И, Зиму, засуетилось, нудит, Всё, вон,  • жаворонки, трезвон, в небе, Уж, подняли, И.
Докажите, что это  предложения  Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.                                     Ф. И. Тютчев
Состав предложения: Грамматическая основа       Подлежащее Сказуемое • Односоставное • Двусоставное
Найди грамматическую основу • Вода в лесном ручье холодна и прозрачна. • В январский день солнце светит, но не  греет. • Птицы – наши друзья. • Отец с сыном шли по дороге. • Три сестрицы под окном пряли поздно  вечерком. • Вечереет. • Зима.
Произведите разбор • Утром и вечером в тёмном хвойном лесу  хлопочут проворные белки.
Древнерусское письмо • Рассмотрите текст древнерусской  рукописи. • Сделайте вывод об особенностях строения  предложений и текста в целом.
• Слова не  отделялись друг от  друга. • Не было знаков  препинания.
Знаки препинания
Обратимся к словарю • Пунктуация (от лат. рunctum – «точка») —  раздел науки о языке, в котором   излагается система знаков препинания и  правил их постановки.  • Пунктограмма (от лат. «рunctum » — точка,  греч. «грамма» — знак, буква).
• Какие виды предложений по цели  высказывания вы знаете?
По цели высказывания предложения  бывают:  • Повествовательные • Побудительные • Вопросительные
• Определите по первым словам вид  предложения по цели высказывания: • Каким будет … • Идите собирать … • Зачем приехали … • Осень пришла … • Давайте поговорим …
• Быль или небылица о том, как от  запятой зависела жизнь человека.
Что же значит запятая?! Очень­очень странный вид Речка под окном горит Чей­то дом хвостом виляет Пёсик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно  Да как крикнет улетая Вот что значит запятая!
Вот что значит запятая! Очень­очень странный вид:                              Речка под окном, горит Чей­то дом, хвостом виляет Пёсик, из ружья стреляет Мальчик, чуть не слопал мышку Кот, в очках читает книжку Старый дед, влетел в окно Воробей, схватил зерно  Да как крикнет, улетая: « Вот что значит запятая!»
Расставьте знаки препинания,   постройте схемы предложений 1. Сила свет красота ночи стали ослабевать.  2. 3.  Зимнее солнце светит  но не греет.    Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие  листья.    Блеснула молния  и загремел гром.   Незнайка что ты тут написал?   Сказки любят читать все и взрослые и  дети и старики.    Приплыла к нему рыбка, спросила Чего  тебе надобно старче? 4. 5. 6. 7.
Подведем итоги: 1. О чём мы сегодня говорили? 2. Какой раздел языкознания изучает  строение предложений и  словосочетаний? 3. В чем важность знаков препинания? 4. На какие виды делятся знаки  препинания? 5. Что мы знаем о предложении? 6. Какие бывают сложные предложения?
Домашнее задание: • Подготовиться к контрольной работе (в  форме ГИА) по теме «Синтаксис и  пунктуация»
Источники • Волина В.В. Веселая грамматика.­ М.: Знание, 1995 • Влодавская Е.А. Дидактический материал по русскому  языку. 5 класс. – М.: «Экзамен», 2014 • Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку.  5 класс. – 2­е изд., перераб. –М.: ВАКО, 2013 • Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс.  Учебник для общеобр. учрежд. В 2ч. –Просвещение,  2012г. • Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски  и находки: Учеб.­метод. пособие.­ М.: Дрофа. 2004
Интернет – ресурсы: http://s3.uploads.ru/BdO9t.png  рамка http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/­5/x_70c5f3cb.jpg  перо, чернильница http://img­fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png   книги http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10­26/12216/2601840.png  открытая книга с пером http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png Свитки Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/