Данная презентация поможет учителям русского языка и литературы провести закрепление по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе.Она позволит провести на уроке повторение теоретических сведений по данному разделу,а также закрепить теорию на практике.Обучающиеся закрепят умения составлять словосочетания,находить главные и второстепенные члены предложения.презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие по загадочной стране "Синтаксиса и пунктуации"
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Анастасьевская средняя общеобразовательная школа
Презентация к уроку:
«Путешествие по загадочной
стране
«Синтаксиса и пунктуации»
Урок русского языка в 5 классе
Автор: Кулеш С.А.,
Учитель русского языка и литературы
Терминологическая разминка
• Синтаксис изучает строение
словосочетаний и ______________.
• Синтаксис изучает строение
словосочетаний и предложений.
• Правильно расставлять знаки
препинания учит ______________.
• Правильно расставлять знаки
препинания учит пунктуация.
• Словосочетание – это два и более
слов, связанных по _________ и
_________.
• Словосочетание – это два и более
слов, связанных по смыслу и
грамматически.
•
________ и __________ главные
члены предложения.
• Дополнение, определение и
обстоятельство – это ________.
• Подлежащее и сказуемое главные
члены предложения.
• Дополнение, определение и
обстоятельство – это второстепенные
члены предложения.
• В простом предложении_________
грамматическая основа.
• В сложном предложении
_________,в отличие от простого.
• В простом предложении одна
грамматическая основа.
• В сложном предложении – две и более
грамматических основ.
• Слова, отвечающие на один и тот же
вопрос, являющиеся одним членом
предложения и относящиеся к одному
слову называются _______________.
• Слова, отвечающие на один и тот же
вопрос, являющиеся одним членом
предложения и относящиеся к одному
слову называются однородными
членами предложения.
Расставьте знаки:
• П а.
• А П?
• П! а
• «П», а.
• А: «П?»
• «П!» а.
• О но О.
• О О О О.
• О и О О и О.
• О, но О.
• О, О, О, О.
• О и О, О и О.
Цели:
• Обобщение знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация”.
• Повторить теоретические сведения о главных и
второстепенных членах предложения, их признаках;
• Закрепить умение составлять словосочетания
изученных видов; находить грамматическую основу и
второстепенные члены предложения;
• Безошибочно ставить запятую в изученных
синтаксических конструкциях.
• Развивать словарный запас, коммуникативные
умения.
Обратимся к словарю
• Синтаксис (от греч. syntaxis –
«составление, построение, порядок»)
• В предложениях слова объединяются в
словосочетания. Предложения образуются
из слов и словосочетаний.
• Выпишите из предложения все возможные
словосочетания.
• Укажите главное и зависимое слово,
задайте вопрос.
•
Счастливые минуты мы проводим за
письменным столом.
Определите вид
словосочетаний
• проводим (за чем?) за столом;
• за столом (каким?) письменным;
• проводим (что?) минуты;
• минуты (какие?) счастливые.
Распределите группы слов
• я не сомневался
• золотая роща
• несут хлеб
• встречались часто
• на тропинке
• были в гостях
• пошёл быстро
Проверь себя
Словосочетания
• золотая роща
• несут хлеб
• встречались часто
• были в гостях
• пошёл быстро
Не являются
словосочетаниями
• на тропинке
• я не сомневался
Восстановите строки
• Зима, пора, недаром, Прошла, злится, её,
• Весна, со двора, гонит, И, стучится, в окно
• всё, И, Зиму, засуетилось, нудит, Всё, вон,
• жаворонки, трезвон, в небе, Уж, подняли, И.
Докажите, что это
предложения
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Ф. И. Тютчев
Состав предложения:
Грамматическая основа
Подлежащее Сказуемое
• Односоставное
• Двусоставное
Найди грамматическую основу
• Вода в лесном ручье холодна и прозрачна.
• В январский день солнце светит, но не
греет.
• Птицы – наши друзья.
• Отец с сыном шли по дороге.
• Три сестрицы под окном пряли поздно
вечерком.
• Вечереет.
• Зима.
Произведите разбор
• Утром и вечером в тёмном хвойном лесу
хлопочут проворные белки.
Древнерусское письмо
• Рассмотрите текст древнерусской
рукописи.
• Сделайте вывод об особенностях строения
предложений и текста в целом.
• Слова не
отделялись друг от
друга.
• Не было знаков
препинания.
Обратимся к словарю
• Пунктуация (от лат. рunctum – «точка») —
раздел науки о языке, в котором
излагается система знаков препинания и
правил их постановки.
• Пунктограмма (от лат. «рunctum » — точка,
греч. «грамма» — знак, буква).
• Какие виды предложений по цели
высказывания вы знаете?
По цели высказывания предложения
бывают:
• Повествовательные
• Побудительные
• Вопросительные
• Определите по первым словам вид
предложения по цели высказывания:
• Каким будет …
• Идите собирать …
• Зачем приехали …
• Осень пришла …
• Давайте поговорим …
• Быль или небылица о том, как от
запятой зависела жизнь человека.
Что же значит запятая?!
Оченьочень странный вид
Речка под окном горит
Чейто дом хвостом виляет
Пёсик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет улетая
Вот что значит запятая!
Вот что значит запятая!
Оченьочень странный вид:
Речка под окном, горит
Чейто дом, хвостом виляет
Пёсик, из ружья стреляет
Мальчик, чуть не слопал мышку
Кот, в очках читает книжку
Старый дед, влетел в окно
Воробей, схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
« Вот что значит запятая!»
Расставьте знаки препинания,
постройте схемы предложений
1. Сила свет красота ночи стали ослабевать.
2.
3.
Зимнее солнце светит но не греет.
Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие
листья.
Блеснула молния и загремел гром.
Незнайка что ты тут написал?
Сказки любят читать все и взрослые и
дети и старики.
Приплыла к нему рыбка, спросила Чего
тебе надобно старче?
4.
5.
6.
7.
Подведем итоги:
1. О чём мы сегодня говорили?
2. Какой раздел языкознания изучает
строение предложений и
словосочетаний?
3. В чем важность знаков препинания?
4. На какие виды делятся знаки
препинания?
5. Что мы знаем о предложении?
6. Какие бывают сложные предложения?
Домашнее задание:
• Подготовиться к контрольной работе (в
форме ГИА) по теме «Синтаксис и
пунктуация»
Источники
• Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995
• Влодавская Е.А. Дидактический материал по русскому
языку. 5 класс. – М.: «Экзамен», 2014
• Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку.
5 класс. – 2е изд., перераб. –М.: ВАКО, 2013
• Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс.
Учебник для общеобр. учрежд. В 2ч. –Просвещение,
2012г.
• Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски
и находки: Учеб.метод. пособие. М.: Дрофа. 2004
Интернет – ресурсы:
http://s3.uploads.ru/BdO9t.png
рамка
http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/5/x_70c5f3cb.jpg
перо, чернильница
http://imgfotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png
книги
http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/1026/12216/2601840.png
открытая книга с пером
http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png
Свитки
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/