Сегодня в ней располагается исторический музей, рассказывающий об истории кремля. На верхнем ярусе башни располагается звонница. Сама башня имеет несколько ярусов и представляет собой в плане четверик, на котором стоит восьмерик. Поблизости, на территории, где когда-то стоял Сызранский кремль, находится церковь Рождества Христова. Дата постройки этого памятника архитектуры – 1717 год. В память о событиях Великой Отечественной войны неподалеку от Спасской башни разбит сквер и возведен мемориальный комплекс «Вечный огонь
Сызранский кремль — единственный на территории Самарской области. Он находится в самом начале улицы Советской в центре города, на Кремлёвском холме, у слияния рек Волги, Сызранки и Крымзы. Сызранский кремль был построен Григорием Козловским — основателем Сызрани.
Ныне от Сызранского кремля, изначально имевшего 4 деревянных (по некоторым сведениям 7) и одну каменную башню, сохранилась только каменная Спасская башня, признанная объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Христорождественский собор
сызранского кремля, изначально окружавшей его периметром все новых и новых построек, был первым городским храмом и кафедральным собором вплоть до XIX столетия. Он расположен совсем рядом с Казанским собором и исторической Спасской башней, в которой когда-то находился храм Спаса Нерукотворного, все вместе они составляют великолепное трио православных строений, старейших в Сызрани.
Предшественницей нынешнего кафедрального Казанского собора Сызрани была одноименная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Она была построена в 1741 году на территории Богородицкого девичьего монастыря.
В 1764 году монастырь упразднили, церковь стала приходской. Примечательно, что на этом месте еще долго сохранялась монастырская ограда, ее разобрали через сто лет, и к тому времени уже было решено построить на месте старого, износившегося здания новый, Казанский собор.
Первое, что впечатляет всякого, оказавшегося внутри Казанского собора Сызрани, - его размеры и простор интерьеров. Это не удивительно: храм создавался, когда предыдущий кафедральный собор уже не мог вместить всех желающих, и потому был рассчитан на большое число посетителей.
Здесь удивительно все: и высота потолочных сводов, и пышная позолота интерьеров, и отменная акустика помещений, благодаря которой посетители с удовольствием внимают пению диакона и многоголосию распевов классики духовной музыки, звучащей во время службы в исполнении великолепного хора собора.
Никольская церковь расположена в центральной части города, недалеко от бывшей крепости. Храм, выполненный в лицевой кирпичной кладке, возвели неподалёку от Казанского собора в соседнем (ближе к Волге) квартале. Также как и собор, единоверческую церковь поставили в восточном углу квартала, зафиксировав место пересечения улицы и переулка.
Первоначально здесь находилась деревянная Никольская церковь (освящена 4 декабря 1859 г.), появление которой было обусловлено политикой российского государства в отношении старообрядцев, предпринимавшего попытки примирить последних с православием. Симбирская губерния не упоминается среди крупных центров старообрядчества (в Поволжье в этом отношении лидировала Саратовская губерния), но его приверженцы жили и здесь, причём подавляющее их большинство сосредоточивалось именно в Сызрани. Данные 1859 г. свидетельствуют о том, что из 723 раскольников обоего пола Симбирской губернии, непосредственно в Сызрани проживало 477 человек.
Существующая сегодня в сильно повреждённом состоянии Никольская церковь (отсутствуют перекрытия) является редким примером использования в местном культовом строительстве форм допетровской архитектуры. Кроме данного памятника эта особенность характерна лишь для старообрядческого Крестовоздвиженского храма (1909 г.)
Троицкая церковь, облик которой сегодня можно представить только по архивным чертежам, занимала особое место в градостроительном развитии Сызрани: храм, возведённый в период между составлением двух регулярных планов Сызрани (1782 и 1804 гг.), являлся единственным примером стиля развитого барокко во всей истории каменной архитектуры города.
Троицкая церковь находилась в центральной части города, восточнее крепости и до постройки Казанского собора (1866-1872 гг.) служила главным украшением панорамы, открывавшейся на Сызрань со стороны Волги, так как занимала угол крайнего квартала, выходившего одной стороной к рукаву этой крупной реки — Воложке. Вероятнее всего, после завершения строительства Троицкая церковь, как по своей объёмной структуре, так и по декоративному убранству фасадов, стала самым эффектным зданием Сызрани.
В истории города Сызрани существовал Успенский храм, который был стёрт с лица земли в годы советского строя.Никольская, позже переименованная в Успенскую, церковь была построена в 1692 году на территории посада, теперь это угол Советской улицы и пер.Федина, место сквера и здания городского суда.В 1752 году на месте деревянной возводится очень красивая каменная постройка. Она имела вид корабля. Точных документальных подтверждений нет, а по преданию, церковь построена сызранским купцом Ротковым.Славилась Успенская церковь в городе одним примечательным обстоятельством - ежегодным совершением крестного хода в нее изо всех церквей в день Успения Божией Матери. Начало традиции относится к 1830 году, когда в Сызрани свирепствовала холера, заставившая граждан собраться на общее моление об избавлении от страшной беды. Усердная молитва была услышана Богом, болезнь отступила в день Успения Божией Матери. В благодарность за это и было установлено ежегодное воспоминание об этом чудесном избавлении от смертельной опасности общим торжественным крестным ходом в Успенскую церковь.
Церковь Ильи Пророка - действующий православный храм в Сызрани Самарской области. Уникальный памятник религиозной архитектуры в стиле барокко второй половины XVIII в.
Первая деревянная церковь во имя Илии Пророка с приделом во имя Николая Чудотворца была построена в XVII в. по инициативе жителей района, в котором в основном проживали казаки, переехавшие из Симбирской и Казанской губерний.
К концу XVIII в. храм пришел в ветхое состояние, и была удовлетворена просьба строительства нового каменного храма, который был возведен к 1776 г. Здание церкви было украшено большим количеством декора, что характерно для архитектурного стиля "нарышкинское барокко".
Храм значительно пострадал во время крупного городского пожара в 1906 г., но позже был восстановлен.
После революции 1917 г. храм еще несколько лет оставался действующим. В 1926 г. было разграблено имущество церкви, а в 1930 г. храм был закрыт советской властью. Здание использовалось как промышленное помещение. И даже тот факт, что в 1966 г. здание было признано памятником архитектуры, не спас храм от нецелевого использования.
В 1993 г. храм был возвращен в ведение РПЦ, позже восстановлен. В настоящее время - действующий храм.
На южной окраине Сызрани, всего в нескольких километрах от теперешнего поселка Новокашпирский, в 1711 году была построена приходская деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а уже через год основан монастырь.
Благовещенский мужской монастырь, стал средоточием здешней духовной жизни.
Иногда Благовещенский монастырь писался Кашпирским Богоявленским, поскольку храм имел придел Богоявления Господня. В народе его называли также и Симеоновским – в честь основателя. Кстати, Семен Дмитриев в конце своего земного пути постригся в монахи и был похоронен у церковной стены.
В наши дни уже построены деревянная церковь, колокольня, кельи для монахов, трапезная, гостиница, архиерейский дом и даже баня.
История Вознесенского мужского монастыря в Сызрани начинается с перевода солдат и сержантов из Симбирска, Казани, Тетюш в новостроящуюся крепость Сызран. Жизнь людей того времени была неразрывно связана с православным храмом. В то время службе Отечеству военные отдавали 25 лет своей жизни. Оставшись без родственников, без семьи многие солдаты уходили в монастыри. Как свидетельствуют хроники тех лет «…Многие из солдат «стары и дряхлы», собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения …». Поэтому в мае 1685 г. по указу царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана.
В деревянном храме Вознесения Господня хранилась главная сызранская святыня — икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная сюда в середине ХУIII столетия из Кашпира. На тот ключ, где она явилась ежегодно шел крестный ход. Икону носили по домам, окрестным селам и деревням. Вскоре по переносу иконы случилось чудо. Жил тогда в Сызрани отставной дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человеком в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. Вскоре он полностью излечился и в благодарность он дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный, что и осуществил. Позднее в 1825 году новая церковь была расписана крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855г. она получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери.
.
24 июня 1996 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию. В монастыре поселились монахи, послушники, трудники, которые стараются вернуть обители первоначальный облик и возродить в ней истинную монашескую жизнь. Открыт Вознесенский храм, где ежедневно проходят богослужения и Таинства церкви. Здесь совершают молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша», для страдающих недугами пьянства и наркомании, а также покаянный молебен для женщин, совершивших грех детоубийства во чреве своем, читается Неусыпаемый Псалтырь .
При монастыре действует православная библиотека. Работает швейная мастерская. Монахи обители ведут большую просветительскую деятельность.
В Сызрани для прихожан открылась часовня во имя Всех Святых. Кирпичная часовня с одним куполом. Построена в 1996 г. на месте, где ранее было кладбище, ликвидированное в советский период. В 1854 г. на этом кладбище была построена церковь во имя Всех Святых. Это был красивый храм в византийском стиле. Уничтожен в 1960-е гг. Храм каменный, построен купцом Иваном Матвеевым Мясниковым. Престолов в нем два: главный во имя Всех Святых и в приделе во имя св. великомученицы Екатерины.
6 декабря 1913 года в Сызрани освятили вновь выстроенный храм во имя святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских чудотворца .Храм построен жертвою и усердием именитых сызранских купцов братьев Матфеем Ивановичем и Иваном Ивановичем Пережогиными, в честь коих установлены еще два храмовых праздника: Собор святого пророка и предотечи Крестителя Господня Иоанна и святого апостола Матфея. В народе храм именовали как «Пережогинская моленная».
Здание храма находилось на возвышенном месте по Большой Покровской улице (ныне ул. Красноармейская, 21), и видно было издалека. Это было одно из величественнейших сооружений по всему Поволжью со времени дарования свободы старообрядцам. При храме была колокольня с семью колоколами, а венчали его пять глав с золочеными крестами. Богатство и великолепие внутреннего убранства храма создавали древние иконы, которые большей частью были выставлены в дубовом резном иконостасе.
Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны, использовалась в хозяйственных целях. Сейчас занята газовым хозяйством.
Церковь Успения Божией Матери - действующий православный храм в Сызрани (Самарская область) на Каховской улице.
Известно, что до революции 1917 г. в Сызрани существовал другой Успенский храм, изначально деревянный, построенный в 1692 г., позже в 1752 г. был построен новый каменный храм в виде корабля. Эта церковь находилась в месте пересечения современных улиц Советской и Константина Федина (сейчас здесь находится Сквер Героев). Известна церковь была тем, что в праздник Успения Богородицы из других городских церквей совершался крестный ход в Успенский храм. Эта традиция берет свое начало в 1830 г., когда в праздник Успения Богородицы город был избавлен от эпидемии холеры. К сожалению, в советский период этот храм был уничтожен.
Современный храм был построен в период с 2001 по 2004 гг. Сооружен он был в районе Заусиновский Овраг, где в 1930-е гг. производились массовые расстрелы. В 2005 г. при церкви была построена крестильня. Через год рядом с храмом был открыт памятник жертвам сталинских репрессий. А в 2011 г. возле памятника была высажена аллея памяти.
Крестовоздвиженская церковь — единственный сохранившийся старообрядческий храм Сызрани. Храм был построен на средства Белокриницкой старообрядческой общины после прекращения гонений на староверов со стороны государства в 1905 г. Кроме церкви, рядом с ней, возвели два флигеля, принадлежавшие этой же общине. Строительство было начато в 1905, а закончено в 1912 году. Сегодня Крестовоздвиженская церковь существует в значительно повреждённом состоянии: при сохранившихся основных объёмах утрачены перекрытия.
Единоверческий храм в честь Святых Апостолов Петра и Павла был построен в 1902 году.
Храм строился под руководством начальника службы тяги Сызрано-Вяземской железной дороги Цабель Петра Эдуардовича. Однокупольный храм с шатровой колокольней Храм возводился на городские средства и на пожертвования купца П.В.Ревякина, о.Иоанна Кронштадского.
Молитвенный дом, приобретенный поморской общиной в 1990-х. Устроен в деревянном здании, обложенном кирпичом, в одном дворе с белокриницкой Воздвиженской церковью.
28 июня 1904 г. На молебене в храме присутствовал император Николай II со своей свитой.
Снесена в 1920-1930-х, на месте церкви школа.
Сызранский Сретенский женский монастырь своим возникновением в 1856 году обязан вдове купца Якова Ивановича Извозчикова – Татьяне Степановне. После смерти мужа, за неимением детей, она решила пожертвовать средства на строительство женской иноческой обители. Достаточно быстро отстроен в кирпиче под руководством игум. Марии (Никитиной), окружен оградой.
В 1906 сильно пострадал от Большого Сызранского пожара.
Закрыт в 1923, отдан под детгородок.
Позже все постройки сломаны, территория застроена.
Собор Казанской иконы Божией Матери - кафедральный собор города Сызрань Самарской области. Памятник религиозной архитектуры середины XIX в. Действующий православный храм.
Построен в период с 1866 по 1872 гг. по проекту архитектора А. А. Тамаринского на средства прихожан. Архитектурный стиль храма - эклектика. Собор имеет пять глав. Главный престол освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. Так же имеет престолы: Александра Невского, Владимирский, Введения Божией Матери во храм. Храм сразу же стал кафедральным собором Сызрани.
После революции 1917 г. храм действовал до 1930-х гг. После чего был закрыт советской властью. Но во время Великой Отечественной войны был вновь открыт (1944 г.) и более не закрывался.
Известно, что в советский период в храме (единственном действующем) хранилась почитаемая в Сызрани икона Феодоровской Божией Матери, которая была возвращена в Вознесенский монастырь после его возрождения.
Церковь святого великомученика Георгия Победоносца - действующий православный храм в Сызрани на улице Лазо.
Храм был построен по просьбе жителей исторического района Образцовое в период с 2004 по 2007 гг.
Представляет собой одноглавый деревянный храм в стиле древнерусской архитектуры.
Церковь святой Татьяны - действующий православный храм в Сызрани Самарской области на улице Декабристов.
Построена в 2011 г.
Имеет пять небольших глав и звонницу над входом в храм.
Благодаря цвету фасада и куполов в народе получила название "Золотая церковь".
Церковь Святой Троицы Живоначальной - действующий православный храм в городе Сызрань на проспекте им. 50-летия Октября.
Временный храм построен в 2000 г.
Ведется строительство рядом крупного храма вместимостью до 1000 человек.
Церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина - действующий православный храм в Сызрани на Звездной улице.
Деревянная церковь, построена в период с 2003 по 2005 гг. на территории городской пожарной части №95.
Известно, что икона Божией Матери "Неопалимая Купина" считается в христианстве защитницей от пожаров.
Храм построен по инициативе Центральной Городской Больницы и Благочинного Сызранского округа о.Григория Коберник.
Освящен Архиепископом Самарским и Сызранским СЕРГИЕМ 5 сентября 2003г. при городской больнице.
Церковь Пантелеимона Целителя - действующий православный храм
Родник струит, часовня рядом,Стоит икона – Божья Мать!И провожает воды взглядом,Им дарит жизнь и благодать.Вода журчит, она – живая!Родник ворчит и бьёт ключом,Как – будто он бежит из Рая,Сбежал и горе нипочём!Где ветерок ласкает дали -Эльбрус, вершина, горный вид.Как Ангел, белый, без печали,Святую Мать благодарит!
Простое чудо - та водица!На свете нет её ценней!Зовёт нас влагой насладиться,Прольётся в сердце, как елей.Родник, часовня, храм высокий –Святой Георгий из небес,Как лучик Солнца на востоке,Святой, Хранитель этих мест.Они живут в своей стихии.Под Злом не гнутся, не шумят,Их на Земле деньки златые…И сотни лет так простоят!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.