Тетрадь-справочник создается обучающимися на уроках истории. Она помогает сформировать социокультурный облик изучаемой эпохи, а также повысить мотивацию к изучению других школьных предметов. Создается обучающимися самостоятельно. Для заполнения требуются знания смежных дисциплин. Использование тетради-справочника позволяет повысить качество выполнения итоговых работ по истории.
тетрадь.docx
Гусельникова Валентина Алексеевна
Учитель истории и обществознания
высшей категории
МБОУ «Марьяновская СОШ №2»
Тетрадь – тренажер при подготовке к ГИА по истории.
Общество развивается не только во времени, но и в пространстве, т.е. на определенной
части земной поверхности, в определенных природных условиях. Поэтому изучение истории
тесно связано с изучением пространства. Алексей Иванович Стражев, библиограф и педагог,
писал: «Не помещенные во времени и пространстве исторические события представляются
нам пустой абстракцией, лишенной реального содержания, не отражающей исторической
действительности». История является одной из наук, при изучении которой рассматриваются
события и во времени и в пространстве. И главную роль, в осознании исторического
пространства играет, конечно же, карта.
Исторические карты имеют ряд особенностей, вопервых, они создаются на
являются уменьшенным обобщеннообразным
вовторых,
географической основе,
изображением исторических событий или периодов.
На сегодняшний день умение работой с картой необходимо обучающемуся не только
на уроках, но и при выполнении олимпиадных заданиях и в процессе сдачи ГИА, как в 9 так и
в 11 классе. Как показывает мой опыт, задания с картой также как и задания с иллюстрациями
вызывают наибольшее затруднение у обучающихся. Этому есть ряд причин, вопервых, иногда
отсутствуют необходимые карты в кабинете истории и в учебниках, вовторых, если учитель
покажет все на карте, то у учеников не всегда есть возможность закрепить полученные знания
на уроке, так как у них нет атласов и тем более контурных карт. По этим причинам в
предыдущие годы работы я не уделяла большого внимания именно работе с картой, но
результаты ОГЭ и ЕГЭ, подтолкнули меня к систематической работе, начиная с 5го класса.
Каждый год обучения предполагает усложнение заданий для обучающихся. Тетрадь
тренажер ориентирована на обучающихся 911 классов, так как у них уже сформирован
достаточный уровень умений и имеется багаж знаний не только исторический, но и
географический.
Тетрадьтренажер – это сборник исторических карт и контурных карт с
разнообразными заданиями. Почему именно из этих элементов она состоит. Прежде всего, именно с использованием исторической карты, обучающимся необходимо выполнить задания
в рамках ГИА. Если все усилия приложить к простому запоминанию расположения
географических ориентиров и исторических событий в данном регионе, то надеяться на успех
можно только, если у ученика отличная зрительная память и он, разволновавшись, именно её и
вспомнит. Однако проработать и угадать какие именно карты будут в КИМах не возможно,
поэтому при такой подготовке мы отправляем обучающихся на экзамен и верим в удачу. Нам
же нужны умения и навыки, которые помогут прочитать любую историческую карту.
Второй элемент – контурная карта. Она дает возможность усвоить и закрепить знания,
отработать изученное на предыдущих уроках, а также служит методом контроля знаний в
виде выполнения на карте историкогеографических заданий. Использоваться одна и та же
контурная карта может при изучении нескольких тем.
Третий элемент – это задания, разноуровневые, так как не каждый ученик, выбравший
в качестве экзамена предмет «История» способен справиться со всеми заданиями,
предложенными в КИМах.
Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими.
Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для
более осознанного восприятия событий и явлений истории.
Исходя из этого, наша работа начинается с моего рассказа о тех или иных
исторических событиях с одновременной демонстрацией их на карте. Сначала мы знакомимся
с легендой карты, с самой картой, а затем с событиями. Знакомство с самой картой
происходит по следующей схеме: показываю географические ориентиры, важнейшие объекты,
особенности границ данного периода, кто являлся «соседями», а также называю прежние и
современные названия, представленные на карте, так как это помогает обучающимся
соотнести события с их географическими знаниями. У меня в кабинете весит карта
Российской Федерации, на которой ученики показывают тот регион, которые отражен на
карте исторической. Ребята одновременно в тетрадях делают конспект и в своих атласах
делают пояснения для себя, если в этом есть необходимость.
Домой они уходят с заданием, которое необходимо выполнить на контурной карте.
После этого на следующее занятие ребята знакомят меня с историческими событиями и
картой без своих конспектов и атласов. Далее для закрепления ребята выполняют еще одну
контурную такую же карту, но с другими заданиями и без атласа или мы обращаемся к
заданиям с сайта ФИПи. Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное
применение карты и учебной картины. Картина как бы раскрывает условные обозначения
карты, создавая представление о реальной местности и пространстве. Так как изготовление
подобной тетрадитренажера является затратным, то к картинам мы обращаемся в учебниках
или дополнительных источниках.
В этом учебном году я лишь пробую работать с тетрадьютренажером, поэтому
результаты будут только летом
Презентаця тетради-справочника по истории
Презентаця тетради-справочника по истории
Презентаця тетради-справочника по истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.