Приемы формирования читательской компетенции обучающихся в условиях реализации ФГОС
Климова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4» г.Полярные Зори Мурманской области
1.Формирование навыка чтения
Умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность
Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.
3. Умения работать с книгой
Определение и выбор книг по жанрам,
авторам, темам и т.д.);
знание элементов книги.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности,
обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне).
В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Главным считаю применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)
Этапы формирования читательской компетентности
подготовительный
начальный
основной
Заключительный (условно)
Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т.е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.
Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.
Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.
ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА НАУЧИТЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ, ОНА ДОЛЖНА НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ
ФОРМИРОВАНИЕ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ -
«Технология развития
критического мышления» (РКМЧП)
Технология РКМЧП направлена на достижение следующих образовательных результатов:
Базовая учебная модель:
«Вызов»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТРКМ:
Кластеры
Синквейн
Знаем/Хотим узнать/Узнали З-Х-У
Инсерт
Ромашка Блума
Бортовые журналы
«Дерево предсказаний» /Дж. Белланс/
Стратегия «Fishbone»
Пятиминутное эссе
Модельные уроки:
- Чтение со стопами
- 6 шляп критического мышления
- Зигзаг и т.д.
Приём «Чтение с остановками»
«Технология развития оптимального чтения» В.П. Зайцева
Ежеурочные 5-тки чтения;
Ежедневные зрительные диктанты;
Жужжащее чтение;
Артикуляционные упражнения;
Пересказ содержания;
Многократное чтение;
Работа с пословицами и поговорками.
Как сделать разбивку на кластеры?
1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
2. Начните записывать слова и предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой.
3. По мере появления идей и их записи, начните устанавливать связи между идеями.
4.Выписывайте идеи, пока они не закончатся или не будет исчерпано время.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА:
1. Записывайте все, что вам приходит на ум. Не судите о качестве мыслей, просто их записывайте.
2. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
3. Не переставайте писать, пока не выйдет время.
4. Постарайтесь построить как можно больше связей.
Таблица Донны Огл«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы | Х – что мы | У – что мы узнали и что нам осталось узнать |
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ | Источники, из которых мы намерены получить информацию | |
А | Д | 1 |
Таблица «Знаю-Узнал»
До чтения текста
Поэт
Был военным
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
После чтения текста
Родился в 1814 году.
Нерадостным было детство.
Увлекался литературой.
Интересовался историей.
Погиб на дуэли.
“INSERT” - Инсерт, авторы Воган и Эстес
самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления
" V " - уже знал " + " - новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы
"v" | "+" | " -" | "?" |
поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете | поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым | поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете | поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
Ромашка Блума
Простые вопросы
Уточняющие вопросы
Интерпретационные вопросы
Оценочные вопросы
Творческие вопросы
Практические вопросы
По сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая Солнца»
Где происходят события, описанные в произведении?
Когда происходят события? Назовите действующих лиц.
В какой момент жизни они описаны?
Как автор относится к героям? Какие слова передают это отношение? Приведите примеры из текста.
Почему у жителей села дети вызывают добрые чувства?
Какие слова вы считаете ключевыми в первой части? Во второй? Прочитайте их. Почему вы их считаете ключевыми?
Как вы думаете, что из себя представляло заветное место, где росла клюква?
Как бы вы поступили, собираясь в лес за клюквой? Что бы вы взяли с собой?
«Дерево предсказаний» Дж. Белланс
В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросовПриемы по развитию навыков составления вопросов
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто…? | Дайте три объяснения, почему… |
Прием “6 шляп”.
Для работы будем использовать идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Об этом методе вы можете прочитать в книге «Шесть шляп мышления» (СПб.: Питер Паблишинг, 1997).
Шесть шляп - шесть разных способов мышления.
Факты, +, -, эмоция, новые пути решения, оптимальное решение
СинквейнАлгоритм написания синквейна:
В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным);
Бабочка
Вторая строка – это описание темы в двух словах (прилагательные, качества первого слова);
Воздушная, яркая
Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, действия первого слова);
Порхает, вьется, радуется
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, по теме первого слова, мысль;
Воздушное создание весело порхает
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Чудо!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.