1.Формирование навыка чтения
Умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность
Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности,
обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне).
В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Главным считаю применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)
Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т.е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.
Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.
Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.
«Технология развития
критического мышления» (РКМЧП)
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Суть её очень точно передана в китайской пословице:
«Скажи мне – я забуду,
покажи мне – я запомню,
вовлеки меня – я пойму».
Технология РКМЧП направлена на достижение следующих образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Базовая учебная модель:
«Вызов»
(этап актуализации имеющихся знаний)
«Осмысление»
(этап взаимодействия на основе
содержания текста)
«Рефлексия»
(этап размышления, оценки)
Приём «Чтение с остановками»
Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии
прогнозирования событий.
Как сделать разбивку на кластеры?
1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
2. Начните записывать слова и предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой.
3. По мере появления идей и их записи, начните устанавливать связи между идеями.
4.Выписывайте идеи, пока они не закончатся или не будет исчерпано время.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА:
1. Записывайте все, что вам приходит на ум. Не судите о качестве мыслей, просто их записывайте.
2. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
3. Не переставайте писать, пока не выйдет время.
4. Постарайтесь построить как можно больше связей.
Таблица Донны Огл«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы | Х – что мы | У – что мы узнали и что нам осталось узнать |
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ | Источники, из которых мы намерены получить информацию | |
А | Д | 1 |
"v" | "+" | " -" | "?" |
поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете | поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым | поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете | поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
По сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая Солнца»
Где происходят события, описанные в произведении?
Когда происходят события? Назовите действующих лиц.
В какой момент жизни они описаны?
Как автор относится к героям? Какие слова передают это отношение? Приведите примеры из текста.
Почему у жителей села дети вызывают добрые чувства?
Какие слова вы считаете ключевыми в первой части? Во второй? Прочитайте их. Почему вы их считаете ключевыми?
Как вы думаете, что из себя представляло заветное место, где росла клюква?
Как бы вы поступили, собираясь в лес за клюквой? Что бы вы взяли с собой?
«Дерево предсказаний» Дж. Белланс
В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросовПриемы по развитию навыков составления вопросов
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто…? | Дайте три объяснения, почему… |
Прием “6 шляп”.
Для работы будем использовать идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Об этом методе вы можете прочитать в книге «Шесть шляп мышления» (СПб.: Питер Паблишинг, 1997).
Шесть шляп - шесть разных способов мышления.
Факты, +, -, эмоция, новые пути решения, оптимальное решение
СинквейнАлгоритм написания синквейна:
В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным);
Бабочка
Вторая строка – это описание темы в двух словах (прилагательные, качества первого слова);
Воздушная, яркая
Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, действия первого слова);
Порхает, вьется, радуется
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, по теме первого слова, мысль;
Воздушное создание весело порхает
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Чудо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.