Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания
Оценка 5

Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
история +1
5 кл—11 кл
22.06.2020
Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания
Презентация содержит информацию о теории технологии критического мышления и описание некоторых приемов технологии, примеры их использования на уроках истории и обществознания.
Для НПК-ТРКМ.pptx

Автор: учитель истории и обществознания

Автор: учитель истории и обществознания

Автор: учитель истории и обществознания Кривошеина Елена Демидовна (ВКК).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. К.Х. Шобоева

2019 г.

«Некоторые приемы ТРКМ, как технологии деятельностного типа на уроках истории и обществознания»

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США. Разработчики: американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, а в России – красноярские ученые и практики А.Бутенко, Е.Ходос.
Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов

Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов

«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Д.)

Параметры критического мышления:

Параметры критического мышления:

Параметры критического мышления:
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.

Цели данной технологии: 1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений

Цели данной технологии: 1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений

Цели данной технологии:
1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2)   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
3) Развитие аналитического, критического мышления.
4)   Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: появляется возможность соединить в обра­зовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками…

Основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: появляется возможность соединить в обра­зовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками…

Основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:
появляется возможность соединить в обра­зовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками обще­ния, так как, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется про­цесс познания на всех его этапах, а с другой — вся учебная деятельность на уроке строится на взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-группа», «ученик-ученик»;
повышается ответственность за качество собс­твенного образования;
формируются навыки работы с информаци­онными источниками разных типов, с большими объемами информации;
раскрывается творческий потенциал учеников(умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания).

Преимущества ТРКМЧП : ученики развивают в себе ряд качеств, которые направлены на готовность к планированию, гибкости, настойчивости, готовности исправлять свои ошибки, поиску компромиссных решений; формируется…

Преимущества ТРКМЧП : ученики развивают в себе ряд качеств, которые направлены на готовность к планированию, гибкости, настойчивости, готовности исправлять свои ошибки, поиску компромиссных решений; формируется…

 Преимущества ТРКМЧП:
ученики развивают в себе ряд качеств, которые направлены на готовность к планированию, гибкости, настойчивости, готовности исправлять свои ошибки, поиску компромиссных решений;
формируется самостоятельное мышление, способы и методы самостоятельной работы, дается возможность самостоятельно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель»;
в данной технологии содержится много методических приемов, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности;
на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Вызов»: 2– я стадия «Реализация смысла»: 3– я стадия «Рефлексия»: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных…

Вызов»: 2– я стадия «Реализация смысла»: 3– я стадия «Рефлексия»: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных…

1– я стадия «Вызов»:

2– я стадия «Реализация смысла»:

3– я стадия «Рефлексия»:

– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.

– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.

Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий):

Стадия вызова Деятельность учителя : вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы;

Стадия вызова Деятельность учителя : вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы;

9

Стадия вызова

Деятельность учителя: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы;
Деятельность учащихся: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ;
Возможные приёмы и методы:
составление списка «известной информации»;
предположение по ключевым словам;
систематизация материала (кластеры, таблицы);
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки и т.д.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Стадия осмысления (реализация )

Стадия осмысления (реализация )

10

Стадия осмысления (реализация)

Деятельность учителя: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, продвижение от знания «старого» к «новому»;
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения. Делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации;
Возможные приёмы и методы:
маркировка с использованием значков «V», «+», «­», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
ведение различных записей типа бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Непосредственный контакт с новой информацией
(текст, фильм, материал параграфа);
работа ведётся индивидуально или в парах

Стадия рефлексии Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или практические задания на основе изученной информации;

Стадия рефлексии Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или практические задания на основе изученной информации;

11

Стадия рефлексии

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или практические задания на основе изученной информации;
Деятельность учащихся: соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;
Возможные приёмы и методы:
 заполнение кластеров, таблиц;
 возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
 ответы на поставленные вопросы;
написание творческих работ (синквейн, РАФТ, эссе )

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации;
работа ведётся индивидуально - в парах – группах.

Древняя Спарта Вывод: в V в. до н

Древняя Спарта Вывод: в V в. до н

Древняя Спарта

Вывод: в V в. до н. э. Спарта была одним из самых могущественных полисов Древней Греции.

Применение кластера
при организации работы актива класса

Приемы технологии критического мышления:

«Кластер»

З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнал

З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнал

«З» знаем

«Х» хотим узнать

«У» узнал

Кто такие археологи



Что такое исторические источники

Как работают археологи
Как находят археологические памятники

Какие существуют виды исторических источников

«ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ»

I — interactive (интерактивная).
N — noting (познавательная).
S — system  for (система).
E — effective (для эффективного).
R — reading (чтения).
T — thinking (и размышления).

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

«ИНСЕРТ»

Приемы технологии критического мышления:

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

V

+

?

Петр I — первый российский император.

Издал "Табель о рангах"

Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января.

Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

Урок истории в 6 классе: «Причины феодальной раздробленности

Урок истории в 6 классе: «Причины феодальной раздробленности

Урок истории в 6 классе: «Причины феодальной раздробленности Руси».

Причины феодальной раздробленности

стремление феодалов к независимости

усложнение социальной структуры

благоприятная внешнеполитическая обстановка

перестали делиться с Киевом

появилось дворянское сословие

отсутствие внешней угрозы

феодальная раздробленность была закономерным, неизбежным процессом

Причины:

Факты:

Проблема:

Вывод:

«ФИШБОУН»

Приемы технологии критического мышления:

Правила построения синквейна Первая строчка стихотворения — это его тема

Правила построения синквейна Первая строчка стихотворения — это его тема

Правила построения синквейна
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Синквейн Образный, точный Обобщает, развивает, обучает «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» Творчество.

Гитлер
Самонадеянный, жестокий.
Захватывал, убивал, ненавидел.
Поднял Германию против мира.
Захватчик.

Коллективизация
Обобщающая, соединяющая.
Объединяет, выравнивает, отбирает.
Она не прошла гладко.
Труд.
 

Гражданин
Законопослушный, деятельный.
Учится, трудится, участвует.
Заботится о благосостоянии полиса.
Свободный.

Полис
Независимый, дающий.
Развивается, защищает, позволяет.
Обеспечивает права граждан.
Государство.

«СИНКВЕЙН»

Приемы технологии критического мышления:

Тема: Аграрная реформа П. А. Столыпина

Тема: Аграрная реформа П. А. Столыпина

Тема: Аграрная реформа П. А. Столыпина.
Вопросы:
Верно ли, что аграрная реформа была вызвана сложившейся обстановкой в России того времени?
Верите ли вы, что аграрная реформа Столыпина была выгодна только зажиточным крестьянам?
Верите ли вы, что реформа имела только положительные последствия?
Верите ли вы, что реформа привела к росту производительности сельского хозяйства? И т.д.

12. Согласны ли Вы с приведенными ниже суждениями? Если согласны, напишите
«Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (По 1 баллу за правильный ответ, максимальный балл — 6.)
1. Крепостное право было окончательно оформлено в Судебнике Ивана IV.
2. Неудача русских в войне с Польшей 1654—1667 гг. после 1655 г. объяснялась необходимостью одновременно вести войну с Турцией.
3. Первая мануфактура по выплавке железа в России была создана выходцем из Голландии купцом А. Виниусом под Тулой.
4. Первые корабли регулярного российского флота были заложены на Балтийском море.
5. Крепость в истоке р. Невы до XVII века называлась Орешек.
6. Первый русский национальный театр возник в России в правление Алексея Михайловича, в 1674 г.

1

2

3

4

5

6

 

Верно – неверно

Приемы технологии критического мышления:

Понятийное колесо» на уроке обществознания в 8 классе

Понятийное колесо» на уроке обществознания в 8 классе

«Понятийное колесо» на уроке обществознания в 8 классе. Тема «Что такое общество»

Прием «Понятийное колесо»

Прием ПОПС-ФОРМУЛА

Прием ПОПС-ФОРМУЛА

Прием ПОПС-ФОРМУЛА

Русский психолог В.М. Снетков указывает на несколько функций вопросов:

Русский психолог В.М. Снетков указывает на несколько функций вопросов:

Русский психолог В.М. Снетков указывает на несколько функций вопросов:
С помощью вопроса можно получить новую информацию.
Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

Структура вопросов: I тип – простые вопросы

Структура вопросов: I тип – простые вопросы

Структура вопросов:
I тип – простые вопросы. Они требуют однозначных ответов (Например: что?, где?, когда? и т.п.)
II тип – уточняющие вопросы (Например: Вы сказали то-то …)
III тип – практические вопросы (Например: Как то, что мы узнали связано с жизнью …)
IV тип – оценочные вопросы. Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например: Каково Ваше отношение к данной теме)
V тип – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например: Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом)
VI тип – интерпретационные вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например: Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)

Приём “Ромашка Блума”

Прием “Шесть шляп” Это задание обычно используется на стадии рефлексии

Прием “Шесть шляп” Это задание обычно используется на стадии рефлексии

Прием “Шесть шляп”

Это задание обычно используется на стадии рефлексии.
Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
“Белая шляпа” —> АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);
“Желтая шляпа” —> ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);
“Черная шляпа” —> НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
“Синяя шляпа” —> АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);
“Зеленая шляпа” —> ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);
“Красная шляпа” —> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)

Роль Аудитория Форма Тема Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему

Роль Аудитория Форма Тема Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему

Выяснение, кому может предназначаться данный текст

Выбор жанра, формы повествования

Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем

Прием RAFT

Прием "Бортовой журнал" № Что я знал по теме

Прием "Бортовой журнал" № Что я знал по теме

Прием "Бортовой журнал"

Что я знал по теме

Новое знание

Графическая форма

 

Ключевые понятия

Толкование

Графическая форма (рисунок, схема)

1.

 

2.

Примеры оформления "бортовых журналов"

Оставшиеся вопросы:
1.
2.

2. Более полная форма "бортового журнала"
ФИО ученика:______________________________
Тема: _____________________________________
Дата:______________________________________

1. Простая форма бортового журнала

Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма

Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма

Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна"

Для каждого урока можно выбрать нужное количество колец — в зависимости от количества сравниваемых понятий, предметов.

Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в…

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в…

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

Выводы:

Генеральный секретарь ЦК КПСС (11 марта 1985 г

Генеральный секретарь ЦК КПСС (11 марта 1985 г

Генеральный секретарь ЦК КПСС (11 марта 1985 г. — 23 августа 1991 г.),
первый и последний Президент СССР (15 марта 1990 г. — 25 декабря 1991 г.). 

Задание : I. Вызов. Прием ТРКМ «Да – нет». Согласны ли вы с утверждениями (ответы занесите в таблицу):
II. Осмысление. 1) Прочтите предлагаемый текст, маркируя его значками на полях:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
2) Обсудите полученные результаты с коллегами: что знали, что узнали, что противоречит вашим знаниям и требует уточнения?
3) Дайте оценку периоду правления М.С. Горбачева для нашего государства и мирового сообщесва.
III. Рефлексия (размышление). 1) На основе полученных знаний, внесите изменения таблицу.
2) Поверьте полученные ответы, оцените свою работу путем самооценивания. Максимальный балл «5».
3) Составьте синквейн : «Горбачев».

№ п/п

Утверждение

ДА

НЕТ

Уточнение ответа

Проверка

1

В 1947 году получил орден Трудового Красного Знамени

 

2

Окончил школу с золотой медалью

3

Имеет три высших образования

4

В результате антиалкогольной кампании 1985 г. Были введены карточки на сахар

5

На период его правления пришлось резкое увеличение воспроизводства населения

6

Является лауреатом Нобелевской премии мира

7

На президентских выборах 1996 г. прошел во второй тур

8

Является автором произведений на русском и иностранных языках

9

Имеет опыт совместной работы в кинематографе с Биллом Клинтоном.

Горбачев
Деятельный, разносторонний.
Трудится, реформирует, заботиться.
«И жрец, и жнец, и на дуде игрец!».
Реформатор.

+

-

+

-

+

-

+

Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Приемы технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность

Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность

Единственный путь,
ведущий к знаниям, -
это деятельность.
Бернард Шоу

Источники : http://festival.1september

Источники : http://festival.1september

Источники:

http://festival.1september.ru/articles/602943/
http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1759
http://doc4web.ru/istoriya/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i3.html
http://pedsovet.su/metodika/priemy/5725_zhu
http://pedsovet.su/metodika/priemy/6007_priem_trkm_insert_na_uroke
http://pedsovet.su/metodika/priemy/6008_priem_verno_ne_verno
http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714
http://www.kremlion.ru/praviteli/gorbachev
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=652451 http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1759
http://pedsovet.su/publ/205-1-0-5764
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/02/19/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo
http://pedsovet.su/metodika/priemy/5706_raft_tehnologiya
http://pedsovet.su/metodika/priemy/6089_diagranny_venna
http://pedsovet.su/metodika/priemy/5669_kak_nauchit_detey_stavit_voprosy
http://pedsovet.su/metodika/priemy/6009_priem_korzina_idey_na_uroke
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592271/

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2020