Автор: учитель истории и обществознания Кривошеина Елена Демидовна (ВКК).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. К.Х. Шобоева
2019 г.
«Некоторые приемы ТРКМ, как технологии деятельностного типа на уроках истории и обществознания»
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США. Разработчики: американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, а в России – красноярские ученые и практики А.Бутенко, Е.Ходос.
Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Д.)
Параметры критического мышления:
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Цели данной технологии:
1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
3) Развитие аналитического, критического мышления.
4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:
появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения, так как, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах, а с другой — вся учебная деятельность на уроке строится на взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-группа», «ученик-ученик»;
повышается ответственность за качество собственного образования;
формируются навыки работы с информационными источниками разных типов, с большими объемами информации;
раскрывается творческий потенциал учеников(умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания).
Преимущества ТРКМЧП:
ученики развивают в себе ряд качеств, которые направлены на готовность к планированию, гибкости, настойчивости, готовности исправлять свои ошибки, поиску компромиссных решений;
формируется самостоятельное мышление, способы и методы самостоятельной работы, дается возможность самостоятельно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель»;
в данной технологии содержится много методических приемов, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности;
на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
1– я стадия «Вызов»: | 2– я стадия «Реализация смысла»: | 3– я стадия «Рефлексия»: |
– актуализация имеющихся знаний; | – получение новой информации; | – размышление, рождение нового знания; |
Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий):
9
Стадия вызова
Деятельность учителя: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы; |
10
Стадия осмысления (реализация)
Деятельность учителя: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, продвижение от знания «старого» к «новому»;
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения. Делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации;
Возможные приёмы и методы:
маркировка с использованием значков «V», «+», «», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
ведение различных записей типа бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Непосредственный контакт с новой информацией
(текст, фильм, материал параграфа);
работа ведётся индивидуально или в парах
11
Стадия рефлексии
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или практические задания на основе изученной информации;
Деятельность учащихся: соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;
Возможные приёмы и методы:
заполнение кластеров, таблиц;
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
ответы на поставленные вопросы;
написание творческих работ (синквейн, РАФТ, эссе )
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации;
работа ведётся индивидуально - в парах – группах.
«З» знаем | «Х» хотим узнать | «У» узнал |
Кто такие археологи | Как работают археологи |
«ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ»
I — interactive (интерактивная).
N — noting (познавательная).
S — system for (система).
E — effective (для эффективного).
R — reading (чтения).
T — thinking (и размышления).
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
«ИНСЕРТ»
Приемы технологии критического мышления:
V | + | — | ? |
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. | Отмечается все новое, что стало известно из текста | Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. | Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. |
V | + | — | ? |
Петр I — первый российский император. | Издал "Табель о рангах" | Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января. | Что еще нового появилось в России во время правления Петра I? |
Урок истории в 6 классе: «Причины феодальной раздробленности Руси».
Причины феодальной раздробленности
стремление феодалов к независимости
усложнение социальной структуры
благоприятная внешнеполитическая обстановка
перестали делиться с Киевом
появилось дворянское сословие
отсутствие внешней угрозы
феодальная раздробленность была закономерным, неизбежным процессом
Причины:
Факты:
Проблема:
Вывод:
«ФИШБОУН»
Приемы технологии критического мышления:
Правила построения синквейна |
СинквейнОбразный, точныйОбобщает, развивает, обучает«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»Творчество. |
Гитлер
Самонадеянный, жестокий.
Захватывал, убивал, ненавидел.
Поднял Германию против мира.
Захватчик.
Коллективизация
Обобщающая, соединяющая.
Объединяет, выравнивает, отбирает.
Она не прошла гладко.
Труд.
Гражданин
Законопослушный, деятельный.
Учится, трудится, участвует.
Заботится о благосостоянии полиса.
Свободный.
Полис
Независимый, дающий.
Развивается, защищает, позволяет.
Обеспечивает права граждан.
Государство.
«СИНКВЕЙН»
Приемы технологии критического мышления:
Тема: Аграрная реформа П. А. Столыпина.
Вопросы:
Верно ли, что аграрная реформа была вызвана сложившейся обстановкой в России того времени?
Верите ли вы, что аграрная реформа Столыпина была выгодна только зажиточным крестьянам?
Верите ли вы, что реформа имела только положительные последствия?
Верите ли вы, что реформа привела к росту производительности сельского хозяйства? И т.д.
12. Согласны ли Вы с приведенными ниже суждениями? Если согласны, напишите
«Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (По 1 баллу за правильный ответ, максимальный балл — 6.)
1. Крепостное право было окончательно оформлено в Судебнике Ивана IV.
2. Неудача русских в войне с Польшей 1654—1667 гг. после 1655 г. объяснялась необходимостью одновременно вести войну с Турцией.
3. Первая мануфактура по выплавке железа в России была создана выходцем из Голландии купцом А. Виниусом под Тулой.
4. Первые корабли регулярного российского флота были заложены на Балтийском море.
5. Крепость в истоке р. Невы до XVII века называлась Орешек.
6. Первый русский национальный театр возник в России в правление Алексея Михайловича, в 1674 г.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
Верно – неверно
Приемы технологии критического мышления:
Русский психолог В.М. Снетков указывает на несколько функций вопросов:
С помощью вопроса можно получить новую информацию.
Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.
Структура вопросов:
I тип – простые вопросы. Они требуют однозначных ответов (Например: что?, где?, когда? и т.п.)
II тип – уточняющие вопросы (Например: Вы сказали то-то …)
III тип – практические вопросы (Например: Как то, что мы узнали связано с жизнью …)
IV тип – оценочные вопросы. Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например: Каково Ваше отношение к данной теме)
V тип – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например: Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом)
VI тип – интерпретационные вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например: Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)
Приём “Ромашка Блума”
Прием “Шесть шляп”
Это задание обычно используется на стадии рефлексии.
Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
“Белая шляпа” —> АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);
“Желтая шляпа” —> ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);
“Черная шляпа” —> НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
“Синяя шляпа” —> АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);
“Зеленая шляпа” —> ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);
“Красная шляпа” —> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)
Роль | Аудитория | Форма | Тема |
Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему | Выяснение, кому может предназначаться данный текст | Выбор жанра, формы повествования | Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем |
Прием RAFT
Прием "Бортовой журнал"
№ | Что я знал по теме | Новое знание | Графическая форма |
|
№ | Ключевые понятия | Толкование | Графическая форма (рисунок, схема) |
1. |
| ||
2. |
Примеры оформления "бортовых журналов"
Оставшиеся вопросы:
1.
2.
2. Более полная форма "бортового журнала"
ФИО ученика:______________________________
Тема: _____________________________________
Дата:______________________________________
1. Простая форма бортового журнала
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
Выводы:
Генеральный секретарь ЦК КПСС (11 марта 1985 г. — 23 августа 1991 г.),
первый и последний Президент СССР (15 марта 1990 г. — 25 декабря 1991 г.).
Задание : I. Вызов. Прием ТРКМ «Да – нет». Согласны ли вы с утверждениями (ответы занесите в таблицу):
II. Осмысление. 1) Прочтите предлагаемый текст, маркируя его значками на полях:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
2) Обсудите полученные результаты с коллегами: что знали, что узнали, что противоречит вашим знаниям и требует уточнения?
3) Дайте оценку периоду правления М.С. Горбачева для нашего государства и мирового сообщесва.
III. Рефлексия (размышление). 1) На основе полученных знаний, внесите изменения таблицу.
2) Поверьте полученные ответы, оцените свою работу путем самооценивания. Максимальный балл «5».
3) Составьте синквейн : «Горбачев».
№ п/п | Утверждение | ДА | НЕТ | Уточнение ответа | Проверка |
1 | В 1947 году получил орден Трудового Красного Знамени |
| |||
2 | Окончил школу с золотой медалью | ||||
3 | Имеет три высших образования | ||||
4 | В результате антиалкогольной кампании 1985 г. Были введены карточки на сахар | ||||
5 | На период его правления пришлось резкое увеличение воспроизводства населения | ||||
6 | Является лауреатом Нобелевской премии мира | ||||
7 | На президентских выборах 1996 г. прошел во второй тур | ||||
8 | Является автором произведений на русском и иностранных языках | ||||
9 | Имеет опыт совместной работы в кинематографе с Биллом Клинтоном. |
Горбачев
Деятельный, разносторонний.
Трудится, реформирует, заботиться.
«И жрец, и жнец, и на дуде игрец!».
Реформатор.
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Источники:
http://festival.1september.ru/articles/602943/
http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1759
http://doc4web.ru/istoriya/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i3.html
http://pedsovet.su/metodika/priemy/5725_zhu
http://pedsovet.su/metodika/priemy/6007_priem_trkm_insert_na_uroke
http://pedsovet.su/metodika/priemy/6008_priem_verno_ne_verno
http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714
http://www.kremlion.ru/praviteli/gorbachev
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=652451http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1759
http://pedsovet.su/publ/205-1-0-5764
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/02/19/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo
http://pedsovet.su/metodika/priemy/5706_raft_tehnologiya
http://pedsovet.su/metodika/priemy/6089_diagranny_venna
http://pedsovet.su/metodika/priemy/5669_kak_nauchit_detey_stavit_voprosy
http://pedsovet.su/metodika/priemy/6009_priem_korzina_idey_na_uroke
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592271/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.