Приемы целостного анализа музыкального
произведения учащимися в процессе слушания музыки.
Загидуллина Ф.Ф., концертмейстер высшей категории
На занятиях музыкально-эстетического цикла в школе слушание музыки является основным активным этапом и видом творческой деятельности, где ставятся задачи по развитию разнообразных творческих способностей, умений глубоко проникать в идейно- художественное содержание произведения, то есть, не учатся тому, как слушать музыку и что можно в ней услышать. Не секрет, что не многие умеют слушать музыку. Учащиеся пассивны в процессе слушания из-за отсутствия у них умений и навыков анализировать музыкальные произведения. Они поверхностно характеризуют произведения, не умеют составлять план ответа. У них отсутствует представление о последовательности самой аналитической деятельности (на что обращать большее внимание во время слушания музыки: на мелодию, исполнительский состав или драматургию?). Работа по целостному анализу включает в себя использование знаний учащихся как по музыке, так и общего кругозора.
Цель по активизации слушания достигается только на основе преемственного обучения навыкам анализа, начиная с младших классов.
В методических рекомендациях к программе по музыке Д.Б. Кабалевский предлагает внимательно, в абсолютной тишине прослушивать музыкальное произведение, создавая атмосферу концертного зала, а затем, выдержав паузу, приступать к его обсуждению. «Метод размышления о музыке» становится одним из главных средств обучения, ведущим к обмену впечатлениями о прослушанной музыке во всем многообразии его художественного мира.
Педагогическая практика работы показывает, что некоторые учащиеся, считая себя менее компетентными в теории музыки, стараются не участвовать в обсуждении. Активнее делятся впечатлениями учащиеся, посещающие кружки эстетического цикла и музыкальные школы. Это является следствием ограниченного времени на уроке для опроса всех учащихся. Школьники чаще всего обращают внимание на характер музыки, темп, лад, нюансы, но теряются при характеристике образов, особенно в произведениях без слов, то есть, в камерных и программных произведениях. Считаю, что аналитическая деятельность должна начинаться не после прослушивания музыкального произведения, а уже во время звучания музыки. Обогащению музыкального словаря поможет наличие у каждого ученика Эмоционального словаря Ражникова В. Г. Каждое средство или элемент музыки, принцип драматургии или часть формы, учащиеся должны определять по ходу звучанию музыки, фиксируя свой ответ в тетради одним – двумя словами (в карте «Модель музыкального произведения») или поднимая карточки с терминами. К концу звучания музыкального произведения, у школьников появится план ответа, а само произведение предстанет перед ними как целостная картина, состоящая из отдельных деталей: элементов, средств, частей. Во время звучания музыки необходимо использовать невербальные средства, обращать внимание учащихся на кульминацию музыкального произведения, на смену частей.
Только после такой работы следует начинать дискуссию: школьники готовы к диалогу, смелее раскрывая характер и образный мир произведения. Учитель лишь корректирует рассуждения школьников, а результаты анализа могут оценивать сами учащиеся взаимопроверкой и самопроверкой. Для произведений небольшого объема, конечно, лучше первое прослушивание проводить в полной тишине, полностью концентрируясь на музыке.
При изучении отдельных произведений учителем и учащимися может выполняться либо один вид анализа, либо целостный анализ в зависимости от объема произведения, его сложности, целей и задач, поставленных учителем на конкретном уроке. Раскрытие принципов музыкальной драматургии Д.Б. Кабалевский рекомендует проводить в 7 классе, что не вызывает споров. Изучение произведения на этом этапе не завершается. После выполнения целостного анализа музыкального произведения работа над ним продолжается самостоятельно в виде творческих домашних заданий. Музыку можно слушать очень внимательно, радоваться, постигая ее фантазировать. Но виновата ли музыка, если она не заинтересовала?
Метод «Учимся моделировать музыкальный образ, произведение».
♫ «Кто? и Как?». Например, целью урока в 2 классе «Изобразительные и выразительные интонации» ставлю раскрытие художественного содержания посредством выполнения целостного анализа. После слушания произведения Э. Грига «В пещере горного короля» учащиеся задумались над вопросом: «Как передвигались гномы – входили или выходили из пещеры? Кто думает по-другому?». Это своего рода маленькое исследование, но исследование музыковедческое. Дети обязательно обратят внимание на характер динамических нюансов, на звуковедение, тембровую окраску, на темповое изменение. Этот вопрос легче обсуждать во втором классе вдвоем, так как многие дети еще стесняются отвечать, теряются.
♫ «Где? и Когда?». Для установки моделирования музыкального образа в пространстве учителю всегда помогут два вопроса где? и когда? Например: «Как вы думаете, где, когда, при каких обстоятельствах могли петь собравшиеся бояре из оперы А. Бородина «Князь Игорь»?
♫ «Видеоклип». В среднем и старшем звене можно предложить задания посложнее: смонтировать «видеоклип» к музыкальному произведению, например к «Картинкам с выставки» М. Мусоргского, или к своему любимому произведению. Материалом могут послужить репродукции картин, слайды, специально сделанные рисунки, фотографии.
♫ «Звуковая партитура». Очень интересное, но, в то же время, и сложное задание «Звуковая партитура». К конкретной картине, желательно пейзажу, подобрать звуковые краски. Вслушайся в одно из самых необычных полотен живописца Ивана Константиновича Айвазовского, всю свою жизнь писавшего море, «От штиля к урагану». Его картины дышат, звучат – передают шёпот ночного бриза или равномерный стук дождя о борт фелюги. Слышишь целый оркестр звуков? Составь своеобразную звуковую партитуру этого произведения: запиши последовательно прилагательные, описывающие смену настроения моря от штиля к урагану.
♫ «Музыкальная азбука Морзе» помогает освоить ритмический рисунок, за которым кроется и скорость движения, и характер, и темперамент, и жанровые признаки музыкального высказывания различные графические обозначения и хлопки. Задание: радисту передать хлопками ритмические особенности полечки, вальса, марша или конкретного произведения.
♫ «Ассоциативные гроздья» можно как проводить на уроке, так и задавать на дом: к одному или двум понятиям, или к названию произведения подобрать как можно больше различных ассоциаций. Например, какие ассоциации вызывает у вас слово «Тройка»? – тройка лошадей, святая троица, три богатыря, «Тройка» нищих ребят из картины Перова, три девицы, за тридевять земель, триколор флага … Это упражнение развивает музыкальную память, способность творческого комбинирования, оригинальность мышления совершенствует умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки. Такие задания раскрывают эмоциональное отношение учащихся к музыке, развивают ассоциативное мышление.
Используемые приемы обучения активизируют интеллектуальный и творческий потенциал учащихся во время слушания музыки, повышают мотивацию к урокам музыки за счет выполнения работ, интересных для самих школьников. Дети, воспринимающие музыку, прежде всего, эмоционально, имеют достаточно высокий показатель общего развития.
Эмоциональный отклик на музыку – барометр развития класса в целом и каждого ребёнка в частности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.