Сценарий развлечения" Осенние посиделки"

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Осенние_посиделки_с_Домовенком_Кузькой.docx

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста
«В гостях у бабушки Настасьи. Осенние посиделки»

Историческая справка: Осенние посиделки на Руси начинались сразу после окончания осенних работ. Посиделки могли быть праздничными и будничными. На рабочих посиделках девушки пряли, вязали, шили, рассказывали сказки и разные волшебные истории, пели особые песни.
Праздничные посиделки были многолюднее, и, как правило, на них почти никогда не работали, а только пели, плясали и играли в игры. И конечно, никакие посиделки не проводились без угощения.

 

Цель:
Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.
Задачи:
• Развивать интерес к народному фольклору.
• Формировать у детей представление о традициях и быте русского народа.
• Познакомить детей с устным народным творчеством русского народа, вызвать интерес к изучению истории родного края.
Предварительная работа:
Беседы: «Осенины», «Осенние посиделки», «Веселая ярмарка». Разучивание русских народных песен, игр, стихов; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений.
Действующие лица:
• Бабушка Настасья, в народном костюме  - воспитатель
• Домовенок Кузя – воспитатель;
• Дети в русских народных костюмах;
• Баба Яга – воспитатель
Словарная работа:
 Осенины, осенние посиделки, горница, котомка, ярмарка.

 

Ход развлечения:

(Зал оформлен в виде русской избы. Под русскую народную мелодию входит хозяйка, бабушка Настасья)

Бабушка Настасья: (родителям):
Здравствуйте, гости дорогие,
Желанные, долгожданные.
Милости просим ко мне в горницу на Осенины! (осматривается)
Что-то мало в моей горнице гостей,
Позову-ка я
наших любимых детей!!!!
Красны девицы, да добры молодцы!
Наряжайтесь, собирайтесь,
На гулянье отправляйтесь,
Вам веселиться, петь, плясать,
Осенины отмечать!

Танец-выход

Бабушка Настасья: Проходите, веселья вам да радости!
Девочки:   Тарара, тарара, пришли девчушки со двора
                    Песни петь да плясать, веселиться да играть!
Мальчики:   Проходи, честной народ, не пыли, дорожка,
                        Добры молодцы пришли погулять немножко!
Мальчик:   Девочки - беляночки, что вы набелились?
Девочки:  Мы вчера коров доили, молоком умылись.
Девочка:   Мальчики-зазнаюшки, что вы загордились?
Мальчики:  В магазин вчера ходили, вот, принарядились!
Мальчик:  Девочки-смешиночки, что вы улыбаетесь?
Девочки:  Да веселье будет скоро, вот и разминаемся!

Песня «Осень золотая»
(после песни садятся на стулья)

Бабушка Настасья:
Собрал
ось к нам гостей со всех волостей!
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ребенок (Встает, говорит с места):
Гостям то известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?
Бабушка Настасья: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком…

(выходят 4 девочки и 4 мальчика)
сценка "ЗАВАЛИНКА"

1 девочка:
Снова осень наступила, стало всё вокруг уныло. Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит. 
2 девочка:
Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт. Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть. 
3 девочка:
На завалинках, в светелке, иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
4 девочка:
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод – 
Говорили, песни пели и водили хоровод!
1 мальчик:
Добрым чаем угощались, с мёдом, явно без конфет, Как и нынче мы общались, - без общенья жизни нет.
2 мальчик:
А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши, Словом эти посиделки были праздником души.
3 мальчик: 
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

4 мальчик:
Отдых – это не безделки. Время игр и новостей.
Начинаем посиделки! Открываем посиделки!
Все вместе: 
Для друзей и для гостей!

Хоровод «К нам гости пришли» музыка Ан. Александрова

Бабушка Настасья: Ребята,скажите мне,какое сейчас время года? А теперь назовем Осенние месяца. (Называют)

Ноябрь – месяц студёный, с долгими, тёмными вечерами, да грудами замёрзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц – «грудень».

 Русский народ и поговорки о ноябре придумал: 
                      «Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца», 
                       «Ноябрь грозит, а декабрь мостит».

  Молодёжь ходила из дома в дом, девушки занимались рукоделием, а юноши их развлекали, да невест себе присматривали…
Это – праздник не безделья, это – праздник рукоделья!
А как шили-вышивали, так и песню напевали,
Пели песни и плясали, правда, от души, как же танцы их девичьи хороши!

Танец девочек

Бабушка Настасья(присаживается около печи): Что ж, ребята, заканчивается осень, собран весь урожай. Самое время повеселиться, да порадоваться! На Руси в давние времена, устраивали в это время праздники и гулянья! Приходили девушки и ребята на осенние веселые посиделки. Вот и мы с вами сегодня собрались повеселиться!
- Ой, а кто это шуршит за моей спиной?

(Слышится кряхтение, появляется домовенок Кузя под мышкой держит сундучок. Оглядывается, ворчит.)

Кузя: Ой, народу-то в избе, народу! Откуда только понашли, да понаехали, видно со всех волостей? А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила! Простофиля! А что зимой-то есть будем?
Бабушка Настасья: Не будь таким жадным, Кузька!
Кузя: Не жадный я, а домовитый. Зима холодная длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает, ох, отощает!
Бабушка Настасья: Не волнуйся ты так, Кузя, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.
Кузя: Нет, нет! Боюся я! Их вона как много, а я такой у вас один! 

(выходит на середину зала, высоко подняв нос).

- Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем. Я здесь давно живу. Присматриваю за детишками, за сотрудниками,за детским садом. Вот сегодня смотрю – здесь свет ярко горит. Убытки, убытки-то какие! Решил вмешаться.


Бабушка Настасья: Неправильно ты здороваешься, Кузенька. Представляешься неправильно, не так надо.
Кузя: А как надо? Не знаю, не умею я.
Бабушка Настасья: Давайте, ребята, научим Кузю правильно здороваться и называть себя.
(Имя ребенка) покажи как нужно представляться? ….
Ребенок: Здравствуй, Кузя. Меня зовут Аня, мне 6 лет
.

(Несколько детей по очереди подходят  здороваются с Кузей и представляются)

Кузя: Ух ты, вот, здорово! Выходит, что я теперь вас знаю. Так и быть, оставайтесь. Слушайте мои небылицы и загадки. У меня их много.
• Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад - это просто... (листопад)
• Стало ночью холодать, стали лужи замерзать.
А на травке - бархат синий. Это что такое? (Иней)
• Ветер тучу позовет, туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ, моросит холодный... (дождь)

Кузя: А сейчас для вас задание похитрей!
Есть у меня игра одна,
Под названием «Он – она»!
И пускай играет тот, кто игру мою поймет:
- Он волк, она?... (волчица)
- Он лось, она?... (лосиха)
- Он еж, она?... (ежиха)
- Он кот, она?...
Ну, конечно, это кошка! (Ну, ошиблись вы немножко!)
Так сыграем еще раз. Обыграть хочу я вас!
- Он морж, она?... (моржиха)
- Он заяц, она?... (зайчиха)
- Он бык, она?...Вам знакомо это слово, ну, конечно же, корова!
Кузя: Много вы знаете, детки!  А теперь, предлагаю вам, ребята, не
много размяться!
Вста
вайте, и выполняйте вместе со мной!

Игро-танец с Кузькой

Бабушка Настасья: Кузенька, а что в твоём волшебном сундучке? Что ты от нас там прячешь?
Кузя: Ничаго я не прячу. Сейчас покажу! (открывает сундучок,там лежат Деревянные ложки)

Бабушка Настасья: (обсмеевая) Он принёс зачем-то ложки…Может будем есть окрошку?
Может будем щи хлебать?

Ложкари: Нет, на них хотим играть!
Наши ложки – расписные,
Наши ложки удалые!

Кузя: Ну-ка в руки их возьми:
Тарахти, стучи, греми.
Но стучи не просто так,
А по нотам, точно в такт -
Рук своих ты не жалей.
Что ж, встречайте ложкарей.

Мальчик 1:                                     Мальчик 2:                              Мальчик 3:
            Наши ложки всем знакомы               Деревенские, резные,        Чтобы гости не скучали
            Не сидится ложкам дома                   Расписные на показ,          От зари и до зари.
            Ложки по свету гуляют                     Обойдите всю Россию,      Перед вами выступают
            И мастеров своих прославляют        А такие лишь у нас.            Ваши чудо-ложкари

 

Песня с элементами игры на деревянных ложках
 на мотив «Ах вы сени»

Бабушка Настасья:Ребята, покажем Кузе, нашу народную игру?

Русская народная игра «Капусточка»

Цель: Развивать ловкость, быстроту, умение действовать в соответствии с правилами.
Ход игры:
 В «Капусточку» играли так. Дети становились в цепочку, взявшись за руки. «Кочерыжка», крайний в цепочке, стоял на месте, вокруг него завивался весь хоровод. После того, как все сгрудятся в «кочешок», приподнимали руки, и «кочерыжка» вытягивал за собой всю цепочку, припевая:
Вью, вью, вью я капусточку, да
Вью, вью, вью я капусточку.
Завивайся, вилой кочешок,
Завивайся, вилой кочешок.
Когда развивали, пели: «развивайся вилой кочешок».
(Дети садятся на лавки.)

Кузя: Ай, да дети, молодцы! Умеют играть!
Но пора и честь знать!
Заигрались, загулялись,
Пора всем по домам расходиться,
А за веселые посиделки
Хозяюшке поклониться!

Танец Финал


Бабушка Настасья:
Осень, осень на порог, хозяюшка несет пирог,
За ваше веселье, да за уменье всем вам угощенье!
Ребенок:
Погостить у вас мы рады, мы еще разок придем,
А теперь, давай, ребята, с пирогами чай попьем!

Кузя:Ну чего вы все стоите, 
Во все глазоньки глядите?
Ноги в руки и вперед: 
Самовар давно всех ждет!