Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста
«В гостях у бабушки Настасьи. Осенние посиделки»
Историческая справка: Осенние
посиделки на Руси начинались сразу после окончания осенних работ. Посиделки
могли быть праздничными и будничными. На рабочих посиделках девушки пряли,
вязали, шили, рассказывали сказки и разные волшебные истории, пели особые
песни.
Праздничные посиделки были многолюднее, и, как правило, на них почти никогда не
работали, а только пели, плясали и играли в игры. И конечно, никакие посиделки
не проводились без угощения.
Цель:
Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному
наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу
прекрасного; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.
Задачи:
• Развивать интерес к народному фольклору.
• Формировать у детей представление о традициях и быте русского народа.
• Познакомить детей с устным народным творчеством русского народа, вызвать
интерес к изучению истории родного края.
Предварительная работа:
Беседы: «Осенины», «Осенние посиделки», «Веселая ярмарка». Разучивание русских
народных песен, игр, стихов; умение передавать образы персонажей средствами
речи, мимики, жестов, движений.
Действующие лица:
• Бабушка Настасья, в народном костюме - воспитатель
• Домовенок Кузя – воспитатель;
• Дети в русских народных костюмах;
• Баба Яга – воспитатель
Словарная работа: Осенины,
осенние посиделки, горница, котомка, ярмарка.
Ход развлечения:
(Зал оформлен в виде русской избы. Под русскую народную мелодию входит хозяйка, бабушка Настасья)
Бабушка Настасья: (родителям):
Здравствуйте, гости дорогие,
Желанные, долгожданные.
Милости просим ко мне в горницу на Осенины! (осматривается)
Что-то мало в моей горнице гостей,
Позову-ка я наших любимых детей!!!!
Красны девицы, да добры молодцы!
Наряжайтесь, собирайтесь,
На гулянье отправляйтесь,
Вам веселиться, петь, плясать,
Осенины отмечать!
Танец-выход
Бабушка Настасья: Проходите, веселья вам да радости!
Девочки: Тарара, тарара, пришли девчушки
со двора
Песни петь да плясать,
веселиться да играть!
Мальчики: Проходи, честной народ, не
пыли, дорожка,
Добры молодцы пришли
погулять немножко!
Мальчик: Девочки - беляночки, что вы
набелились?
Девочки: Мы вчера коров доили, молоком
умылись.
Девочка: Мальчики-зазнаюшки, что вы
загордились?
Мальчики: В магазин вчера ходили, вот,
принарядились!
Мальчик: Девочки-смешиночки, что вы
улыбаетесь?
Девочки: Да веселье будет скоро, вот и
разминаемся!
Песня «Осень золотая»
(после песни садятся на стулья)
Бабушка Настасья:
Собралось к нам гостей со всех волостей!
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ребенок (Встает, говорит с места):
Гостям то известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?
Бабушка Настасья: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком,
да поговорим ладком…
(выходят
4 девочки и 4 мальчика)
сценка
"ЗАВАЛИНКА"
1 девочка:
Снова осень наступила, стало всё вокруг уныло.
Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.
2 девочка:
Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не
даёт. Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть.
3 девочка:
На завалинках, в светелке, иль на бревнышках
каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
4 девочка:
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод
–
Говорили, песни пели и водили хоровод!
1 мальчик:
Добрым чаем угощались, с мёдом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались, - без общенья жизни нет.
2 мальчик:
А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши, Словом
эти посиделки были праздником души.
3 мальчик:
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
4 мальчик:
Отдых – это не безделки. Время игр и новостей.
Начинаем посиделки! Открываем посиделки!
Все вместе:
Для друзей и для гостей!
Хоровод «К нам гости пришли» музыка Ан. Александрова
Бабушка Настасья: Ребята,скажите мне,какое сейчас время года? А теперь назовем Осенние месяца. (Называют)
Ноябрь – месяц студёный, с долгими, тёмными вечерами, да грудами замёрзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц – «грудень».
Русский народ и поговорки о ноябре
придумал:
«Не сковать реку зиме без
ноября-кузнеца»,
«Ноябрь грозит, а декабрь
мостит».
Молодёжь ходила из дома в дом, девушки занимались рукоделием, а юноши их
развлекали, да невест себе присматривали…
Это – праздник не безделья, это – праздник
рукоделья!
А как шили-вышивали, так и песню напевали,
Пели песни и плясали, правда, от души, как же
танцы их девичьи хороши!
Танец девочек
Бабушка
Настасья(присаживается около печи): Что ж, ребята, заканчивается осень, собран весь урожай.
Самое время повеселиться, да порадоваться! На Руси в давние времена, устраивали
в это время праздники и гулянья! Приходили девушки и ребята на осенние веселые
посиделки. Вот и мы с вами сегодня собрались повеселиться!
- Ой, а кто это шуршит за моей спиной?
(Слышится кряхтение, появляется домовенок Кузя под мышкой держит сундучок. Оглядывается, ворчит.)
Кузя: Ой,
народу-то в избе, народу! Откуда только понашли, да понаехали, видно со всех
волостей? А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила! Простофиля!
А что зимой-то есть будем?
Бабушка Настасья: Не будь таким жадным, Кузька!
Кузя: Не жадный я, а домовитый. Зима холодная длинная,
весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает, ох, отощает!
Бабушка Настасья: Не волнуйся ты так, Кузя, до лета
запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.
Кузя: Нет, нет! Боюся я! Их вона как много, а я такой у
вас один!
(выходит на середину зала, высоко подняв нос).
- Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем. Я здесь давно живу. Присматриваю за детишками, за сотрудниками,за детским садом. Вот сегодня смотрю – здесь свет ярко горит. Убытки, убытки-то какие! Решил вмешаться.
Бабушка Настасья: Неправильно ты здороваешься, Кузенька.
Представляешься неправильно, не так надо.
Кузя: А как надо? Не знаю, не умею я.
Бабушка Настасья: Давайте, ребята, научим Кузю правильно
здороваться и называть себя. (Имя ребенка) покажи как нужно представляться?
….
Ребенок: Здравствуй, Кузя. Меня зовут Аня, мне 6 лет.
(Несколько детей по очереди подходят здороваются с Кузей и представляются)
Кузя: Ух ты, вот, здорово! Выходит, что я теперь вас знаю.
Так и быть, оставайтесь. Слушайте мои небылицы и загадки. У меня их много.
• Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад - это просто... (листопад)
• Стало ночью холодать, стали лужи замерзать.
А на травке - бархат синий. Это что такое? (Иней)
• Ветер тучу позовет, туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ, моросит холодный... (дождь)
Кузя: А сейчас для вас задание похитрей!
Есть у меня игра одна,
Под названием «Он – она»!
И пускай играет тот, кто игру мою поймет:
- Он волк, она?... (волчица)
- Он лось, она?... (лосиха)
- Он еж, она?... (ежиха)
- Он кот, она?...
Ну, конечно, это кошка! (Ну, ошиблись вы немножко!)
Так сыграем еще раз. Обыграть хочу я вас!
- Он морж, она?... (моржиха)
- Он заяц, она?... (зайчиха)
- Он бык, она?...Вам знакомо это слово, ну, конечно же, корова!
Кузя: Много вы знаете, детки! А теперь, предлагаю
вам, ребята, немного размяться!
Вставайте, и выполняйте вместе со
мной!
Игро-танец с Кузькой
Бабушка Настасья: Кузенька, а что в твоём волшебном сундучке? Что ты от нас там
прячешь?
Кузя: Ничаго я не прячу. Сейчас покажу! (открывает сундучок,там лежат
Деревянные ложки)
Бабушка Настасья: (обсмеевая) Он принёс зачем-то ложки…Может будем есть окрошку?
Может будем щи хлебать?
Ложкари: Нет, на них хотим играть!
Наши ложки – расписные,
Наши ложки удалые!
Кузя: Ну-ка в руки их возьми:
Тарахти, стучи, греми.
Но стучи не просто так,
А по нотам, точно в такт -
Рук своих ты не жалей.
Что ж, встречайте ложкарей.
Мальчик 1:
Мальчик 2: Мальчик 3:
Наши ложки всем знакомы
Деревенские, резные, Чтобы гости не скучали
Не сидится ложкам
дома Расписные на показ, От зари и до зари.
Ложки по свету
гуляют Обойдите всю Россию, Перед вами выступают
И мастеров своих прославляют
А такие лишь у нас. Ваши чудо-ложкари
Песня
с элементами игры на деревянных ложках
на мотив «Ах вы сени»
Бабушка Настасья:Ребята, покажем Кузе, нашу народную игру?
Русская народная игра «Капусточка»
Цель: Развивать ловкость, быстроту, умение действовать в
соответствии с правилами.
Ход игры: В
«Капусточку» играли так. Дети становились в цепочку, взявшись за руки.
«Кочерыжка», крайний в цепочке, стоял на месте, вокруг него завивался весь
хоровод. После того, как все сгрудятся в «кочешок», приподнимали руки, и
«кочерыжка» вытягивал за собой всю цепочку, припевая:
Вью, вью, вью я капусточку, да
Вью, вью, вью я капусточку.
Завивайся, вилой кочешок,
Завивайся, вилой кочешок.
Когда развивали, пели: «развивайся вилой кочешок».
(Дети садятся на лавки.)
Кузя: Ай,
да дети, молодцы! Умеют играть!
Но пора и честь знать!
Заигрались, загулялись,
Пора всем по домам расходиться,
А за веселые посиделки
Хозяюшке поклониться!
Танец Финал
Бабушка Настасья:
Осень, осень на порог, хозяюшка несет пирог,
За ваше веселье, да за уменье всем вам угощенье!
Ребенок:
Погостить у вас мы рады, мы еще разок придем,
А теперь, давай, ребята, с пирогами чай попьем!
Кузя:Ну чего вы все стоите,
Во все глазоньки глядите?
Ноги в руки и вперед:
Самовар давно всех ждет!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.