В данной статье представлена характеристика нарушений письма, проявляющихся у обучающихся при оптической дисграфии, характерные ошибки при письме, направления коррекционной работы, а также различные приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии. Данные приемы можно использовать на логопедических занятиях с обучающимися 1-4 классов.В данной статье представлена характеристика нарушений письма, проявляющихся у обучающихся при оптической дисграфии, характерные ошибки при письме, направления коррекционной работы, а также различные приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии. Данные приемы можно использовать на логопедических занятиях с обучающимися 1-4 классов.
Приемы работы по устранению оптической дисграфии
Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен
и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает
значительные трудности. Письменная речь это вторичная более поздняя по времени
возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и
письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное
расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия».
Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано «… ни
со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни
с регулярностью школьного обучения». Дисграфия – это частичное нарушение процесса
письма, проявляющееся в стойких ошибках, обусловленных несформированностью высших
психических функций, участвующих в процессе письма. Я хочу рассказать об одном виде
дисграфии – это оптическая дисграфия. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания,
т.к. она недостаточно дифференцируется учителем и родителями. Эти ошибки чаще всего
связывают с недостатками внимания, принимая их за случайные «описки». В основе
оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительнопространственных
представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из
набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных»
элементов. Одинаковые элементы поразному комбинируясь в пространстве, и образуют
различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то
это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному
изображению их на письме. Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому
сходству, можно разделить на следующие группы:
а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию)
дополнительного элемента: оа, шщ, иш, лм. иц, пт, хж
б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: вд, УЧ, ЕЗ, ЭС, ЭО
в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: иу, бд, ля, ад, ГР, НК
При оптической дисграфии работа ведется в следующих направлениях:
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса).
2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
3. Формирование пространственного восприятия и представлений.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Формирование речевых обозначений зрительнопространственных отношений.
6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях,
текстах
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна
начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном
возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Работа по дифференциации букв
начинается с уточнения оптикопространственных дифференцировок на действиях с
картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и
реконструировании букв можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв.
При дифференциации таких букв основная задача – научить детей выделять «опорные»,
сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы. Дети с ЗПР изза особенностей
развития интеллектуальной сферы, психических процессов, речи, личности затрудняются
обучаться по традиционной программе, привычным способом, обычными методами и
приемами. От учителя требуется использование специальных приемов стимулирования
умственной активности, развития интереса к занятиям. Материал должен носить практическуюзначимость, детей необходимо обучать через интересную для них деятельность (игровую,
художественную). У таких детей слабо развита аналитикосинтетическая деятельность,
словеснологическое мышление, ограничен объем словаря. Учащиеся не могут понять
«абстрактных» законов развития речи, правила письма, чтения 2, стр. 59.
Я хочу предложить Вам различные приемы для профилактики и устранения оптической
дисграфии:
Прием «Рисование буквы» используется педагогами коррекционных школ, логопедами,
стал популярным в программе Занкова. Полагаю, что этот прием удачный для
профилактики различного рода дисграфий как у детей с ЗПР, так и с нормой развития.
При применении данного приема:
дети учатся осознавать свою речь, как предмет изучения, а не только как средство
передачи информации;
активизируется мыслительная деятельность, воображение через игру и рисование;
дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать языковые явления на уровне наглядно
образного мышления с переходом к словеснологическому;
закрепляются ассоциативные связи на слуховом, зрительном, двигательном,
артикуляторном уровне. Знание букв автоматизируется во всех направлениях;
формируется интерес к занятиям, к речи как явлению.
Сам прием заключается в подборе к букве образа, соответствующего по зрительным,
акустическим, артикуляторным, двигательным показателям. Например:
Буква «О»
Особенность как графемы – овал.
Как артикулемы – губы овалом.
Как фонемы – гласный, выражение восторга.
Как кинемы – движения руки при написании буквы совпадают с круговыми движениями
обруча. Следовательно, образ буквы «О» обруч, облако, озеро.
Буква «А»
Особенность как графемы – два элемента.
Как артикулемы – губы шире.
Как фонемы – гласный, выражение пренебрежения.
Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на движение при надевании шарфа.
Следовательно, образ буквы «А» шарф.
Буква «Б»
Особенность графемы – элемент вверх.
Как артикулемы – в произношении участвуют губы.
Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на движение головы барана.
Звуковое сопровождение – блеяние барана. Следовательно, образ буквы «б» голова барана.
Буква «Д»
Особенность как графемы – элемент вниз.
Как артикулемы – в произношении участвуют десны.
Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на падающие вниз капельки дождя.
Звуковое сопровождение – звук дождя. Следовательно, образ буквы «д» дождь.
Прием «Пальчиковая азбука» как система коррекционной работы с детьми, имеющими
трудности в усвоении графем. Пальчиковая азбука развивает также и пространственные
представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис.
Последовательность усвоения графемы включает следующие виды заданий: построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;
сравнение пальчиковой буквы с образцом;
предложение ребенку построить букву по словесному указанию без образца;
предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
рассмотрение предложенного варианта буквы (ребенок строит свой вариант буквы по
возможностям и уровню развития воображения);
отгадывание буквы, построенной другим ребенком.
Данные упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются
средством предупреждения возникновения оптической дисграфии:
• складывание букв из составляющих их элементов;
• «переделка» одной буквы в другую;
• вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
• письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае
двигательный анализатор);
• вырезывание букв из бумаги или картона;
• обводка контуров букв;
• узнавание букв, поразному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на
бок» и пр.);
• узнавание букв, наложенных друг на друга;
• узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные,
стилизованные);
• письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку
(на заключительных этапах работы)
Литература:
1. М.М. Аманатова. Дифференциация букв по оптическому сходству, жл «Школьный
логопед», 11/2006
2. О.А. Вавринович. Использование приема «рисование буквы» при обучении детей
младшего школьного возраста грамоте, жл «Начальная школа»
3. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах, М. Владос, 1999 год
4. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
школьников, М. Просвещение, 1997 год