Приемы работы по устранению оптической дисграфии
Оценка 4.9

Приемы работы по устранению оптической дисграфии

Оценка 4.9
Домашняя работа +1
doc
дефектология
1 кл—4 кл
17.03.2018
Приемы работы по устранению оптической дисграфии
В данной статье представлена характеристика нарушений письма, проявляющихся у обучающихся при оптической дисграфии, характерные ошибки при письме, направления коррекционной работы, а также различные приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии. Данные приемы можно использовать на логопедических занятиях с обучающимися 1-4 классов.В данной статье представлена характеристика нарушений письма, проявляющихся у обучающихся при оптической дисграфии, характерные ошибки при письме, направления коррекционной работы, а также различные приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии. Данные приемы можно использовать на логопедических занятиях с обучающимися 1-4 классов.
оптическая дисграфия.doc
Приемы работы по устранению оптической дисграфии Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные   трудности.   Письменная   речь   ­   это   вторичная   более   поздняя   по   времени возникновения форма существования  языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо,   которое   формируется   только   в   условиях   целенаправленного   обучения.   Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано «… ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с   регулярностью   школьного   обучения».   Дисграфия   –   это   частичное   нарушение   процесса письма,   проявляющееся   в   стойких   ошибках,   обусловленных   несформированностью   высших психических   функций,   участвующих   в   процессе   письма.   Я   хочу   рассказать   об   одном   виде дисграфии – это оптическая дисграфия. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания, т.к.   она   недостаточно   дифференцируется   учителем   и   родителями.   Эти   ошибки   чаще  всего связывают   с   недостатками   внимания,   принимая   их   за   случайные   «описки».  В   основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно­пространственных представлений   и   зрительного   анализа   и   синтеза.   Все   буквы   русского   алфавита   состоят   из набора   одних   и   тех   же   элементов   («палочки»,   «овалы»)   и   нескольких   «специфичных» элементов.   Одинаковые   элементы   по­разному   комбинируясь   в   пространстве,   и   образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это   непременно   приведет   к   трудностям   усвоения   начертания   букв   и   к   неправильному изображению   их   на   письме.   Буквы,   заменяемые   детьми   по   оптическому   и   кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы: а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию)  дополнительного элемента: о­а, ш­щ, и­ш, л­м. и­ц, п­т, х­ж б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в­д, У­Ч, Е­З, Э­С, Э­О в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и­у, б­д, л­я, а­д, Г­Р, Н­К При оптической дисграфии работа ведется в следующих направлениях: 1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса). 2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти. 3. Формирование пространственного восприятия и представлений. 4. Развитие зрительного анализа и синтеза. 5. Формирование речевых обозначений зрительно­пространственных отношений. 6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях,  текстах      Дисграфия   никогда   не  возникает   «из   ничего»!   Работа   по  устранению   дисграфии   должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте,   задолго   до   начала   обучения   ребенка   грамоте.   Работа   по   дифференциации   букв начинается   с   уточнения   оптико­пространственных   дифференцировок   на   действиях   с картинками,   геометрическими   фигурами,   мозаикой.   Для   упражнений   в   конструировании   и реконструировании букв можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. При   дифференциации   таких   букв   основная   задача   –   научить   детей   выделять   «опорные», сигнальные   признаки,   отличающие   смешиваемые   буквы.     Дети   с   ЗПР   из­за   особенностей развития   интеллектуальной   сферы,   психических   процессов,   речи,   личности   затрудняются обучаться   по   традиционной   программе,   привычным   способом,   обычными   методами   и приемами.   От   учителя   требуется   использование   специальных   приемов   стимулирования умственной активности, развития интереса к занятиям. Материал должен носить практическую значимость,   детей   необходимо   обучать   через   интересную   для   них   деятельность   (игровую, художественную).   У   таких   детей   слабо   развита   аналитико­синтетическая   деятельность, словесно­логическое   мышление,   ограничен   объем   словаря.   Учащиеся   не   могут   понять «абстрактных» законов развития речи, правила письма, чтения 2, стр. 59. Я хочу предложить Вам различные приемы для профилактики и устранения оптической  дисграфии:  Прием «Рисование буквы» используется педагогами коррекционных школ, логопедами,  стал популярным в программе Занкова. Полагаю, что этот прием удачный для  профилактики различного рода дисграфий как у детей с ЗПР, так и с нормой развития. При применении данного приема: ­ дети учатся осознавать свою речь, как предмет изучения, а не только как средство  передачи информации; ­ активизируется мыслительная деятельность, воображение через игру и рисование; ­ дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать языковые явления на уровне наглядно­ образного мышления с переходом к словесно­логическому; ­ закрепляются ассоциативные связи на слуховом, зрительном, двигательном,  артикуляторном уровне. Знание букв автоматизируется во всех направлениях; ­ формируется интерес к занятиям, к речи как явлению. Сам прием заключается в подборе к букве образа, соответствующего по зрительным,  акустическим, артикуляторным, двигательным показателям. Например: Буква «О» Особенность как графемы – овал. Как артикулемы – губы овалом. Как фонемы – гласный, выражение восторга. Как кинемы – движения руки при написании буквы совпадают с круговыми движениями  обруча. Следовательно, образ буквы «О» ­ обруч, облако, озеро. Буква «А» Особенность как графемы – два элемента. Как артикулемы – губы шире. Как фонемы – гласный, выражение пренебрежения. Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на движение при надевании шарфа.  Следовательно, образ буквы «А» ­ шарф. Буква «Б» Особенность графемы – элемент вверх. Как артикулемы – в произношении участвуют губы. Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на движение головы барана. Звуковое сопровождение – блеяние барана. Следовательно, образ буквы «б» ­ голова барана. Буква «Д» Особенность как графемы – элемент вниз. Как артикулемы – в произношении участвуют десны. Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на падающие вниз капельки дождя.  Звуковое сопровождение – звук дождя. Следовательно, образ буквы «д» ­ дождь.  Прием  «Пальчиковая азбука»  как система коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в усвоении графем. Пальчиковая азбука развивает также и пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис. Последовательность усвоения графемы включает следующие виды заданий: ­ построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом; ­ сравнение пальчиковой буквы с образцом; ­ предложение ребенку построить букву по словесному указанию без образца; ­ предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца; ­ рассмотрение предложенного варианта буквы (ребенок строит свой вариант буквы по  возможностям и уровню развития воображения); ­ отгадывание буквы, построенной другим ребенком. Данные упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются  средством предупреждения возникновения оптической дисграфии: • складывание букв из составляющих их элементов; • «переделка» одной буквы в другую;  • вылепливание смешиваемых букв из пластилина; • письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае  двигательный анализатор); • вырезывание букв из бумаги или картона; • обводка контуров букв; • узнавание букв, по­разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.); • узнавание букв, наложенных друг на друга; • узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные,  стилизованные); • письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку  (на заключительных этапах работы) Литература: 1. М.М. Аманатова. Дифференциация букв по оптическому сходству, ж­л «Школьный  логопед», 11/2006 2. О.А. Вавринович. Использование приема «рисование буквы» при обучении детей  младшего школьного возраста грамоте, ж­л «Начальная школа» 3. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах, М. Владос, 1999 год 4. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших  школьников, М. Просвещение, 1997 год

Приемы работы по устранению оптической дисграфии

Приемы работы по устранению оптической дисграфии

Приемы работы по устранению оптической дисграфии

Приемы работы по устранению оптической дисграфии

Приемы работы по устранению оптической дисграфии

Приемы работы по устранению оптической дисграфии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018