1. Работа в группах.
-докажите, что данные предложения являются текстом
1)Картина Н.Н.Дубовского «Море» вызывает восхищение, поражая своей красотой. 2)Тишиной, спокойствием веет от этой картины. 3)Море еще неподвижно, но легкий ветерок уже играет парусами, надувая их и заставляя скользить по морской глади. 4)Небо, сливаясь с морем, подхватывает его оттенки и настроение. 5)Крича, носятся чайки над безбрежной водяной гладью. 5)Художник постарался передать нам свое настроение, используя не звуки, а краски.
-найти деепричастия и задать к ним вопросы (подумайте, от каких слов вы их будете задавать)
-произвести пунктуационный анализ предложений 1,4,5(по рядам)
1 предложение – 1 ряд
4 предложение – 2 ряд
5 предложение – 5 ряд
2. Образование деепричастий.
Образуйте от глаголов деепричастия сов. Вида и несов. вида, обозначьте суффиксы деепричастий. Будьте внимательны. Выполнив работу, обменяйтесь с соседом по парте и проверьте задания друг у друга.
1 уровень
Оглядываться (деепричастие несов. в.) -__________________
Распечатать (деепричастие сов. в.) - __________________
Сверкать (деепричастие несов. в.) -_______________
Оторваться (деепричастие сов. в.) -_______________
Спешить (деепричастие несов. в.) -______________
Остановить (деепричастие сов. в.) -______________
Купить (деепричастие сов. в.) -____________
Стучать (деепричастие несов. в.) –_____________
2 уровень
Вытирать –______________
Вытереть –______________
Шить –____________
Давать –_____________
Дать –______________
Кричать –___________
Крикнуть –______________
Резать –______________
Плыть –______________
1. Схема образования деепричастий несовершенного вида:
Глагол наст. вр., несов. в. + (Что делая?) + -а, -я, -учи |
Глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия несовершенного вида. |
А) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: бить - бьют, рвать - рвут, шить - шьют, лгать - лгут, ждать - ждут и др. Искл. Мчаться – мчатся – мчась; Б)от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь - берегут, мочь - могут, течь - текут, стеречь – стерегут и др.;; В)от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящую: писать - пишут, резать - режут и др.; Г) от глаголов с суффиксом -ну-: блекнуть - блекнут, тянуть - тянут, гаснуть –гаснут и др. |
2. Схема образования деепричастий совершенного вида:
Глагол в форме инфинитив + (Что сделав?) + -в, -вши, -ши.
|
Глаголы, от которых мы можем образовать сразу две формы деепричастий совершенного вида: |
Просохнуть
– просохнув – просохши (просох) Запереть – заперев – заперши (запер) Высохнуть – высохнув – высохши (высох) |
Домашняя работа!!!
Развесив уши; Сломя голову; Сложив руки;
Положа руку на сердце; Спустя рукава; Не покладая рук.
Знаете ли вы значение этих фразеологизмов? Отыщите среди фразеологизмов деепричастия: укажите их вид, выделите суффиксы, определите глаголы, от которых они образованы. С двумя фразеологизмами по выбору необходимо составить предложении. На оценку можно написать небольшое сочинение, используя указанные выражения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.