Приложение к технологической карте урока по теме "Словообразование деепричастий"
Оценка 4.6

Приложение к технологической карте урока по теме "Словообразование деепричастий"

Оценка 4.6
Рабочие листы
docx
русский язык
7 кл—11 кл
06.04.2022
Приложение к технологической карте урока по теме "Словообразование деепричастий"
Приложение включает в себя раздаточный материал для учащихся для работы на уроке.
Приложение к уроку.docx

1.        Работа в группах.

-докажите, что данные предложения являются текстом

    1)Картина Н.Н.Дубовского «Море» вызывает восхищение, поражая  своей  красотой. 2)Тишиной, спокойствием веет от этой картины. 3)Море еще неподвижно, но легкий  ветерок уже играет парусами, надувая их и заставляя скользить по морской глади. 4)Небо, сливаясь с морем, подхватывает его оттенки и настроение. 5)Крича,  носятся чайки над безбрежной водяной гладью.  5)Художник постарался передать нам свое настроение, используя  не звуки, а краски.

-найти деепричастия и задать к ним вопросы (подумайте, от каких слов вы их будете задавать)

-произвести пунктуационный анализ предложений 1,4,5(по рядам)

1 предложение – 1 ряд

4 предложение – 2 ряд

5 предложение – 5 ряд

 

2. Образование деепричастий.

Образуйте от глаголов деепричастия сов. Вида и несов. вида, обозначьте суффиксы деепричастий. Будьте внимательны. Выполнив работу, обменяйтесь с соседом по парте и проверьте задания друг у друга.

1 уровень

Оглядываться (деепричастие несов. в.)  -__________________

Распечатать (деепричастие сов. в.) - __________________

Сверкать (деепричастие несов. в.) -_______________

Оторваться (деепричастие сов. в.) -_______________

Спешить (деепричастие несов. в.)  -______________

Остановить (деепричастие сов. в.) -______________

Купить (деепричастие сов. в.) -____________

Стучать (деепричастие несов. в.) –_____________

2 уровень

Вытирать –______________

Вытереть –______________

Шить –____________

Давать –_____________

Дать –______________

 Кричать –___________

 Крикнуть –______________

Резать –______________

Плыть –______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.         Схема образования деепричастий несовершенного вида:

 

Глагол наст. вр., несов. в. + (Что делая?)  +   -а, -я, -учи

 

Глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия несовершенного вида.

А) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: бить - бьют, рвать - рвут, шить - шьют, лгать - лгут, ждать - ждут и др. Искл. Мчаться – мчатся – мчась;

Б)от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь - берегут, мочь - могут, течь - текут, стеречь – стерегут и др.;;

В)от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящую: писать - пишут, резать - режут и др.;

Г) от глаголов с суффиксом -ну-: блекнуть - блекнут, тянуть - тянут, гаснуть –гаснут и др.

 

 

 

 

 

 

2.    Схема образования деепричастий совершенного вида:

Глагол в форме инфинитив + (Что сделав?) + -в,  -вши, -ши.

 

 

Глаголы, от которых мы можем  образовать сразу две формы деепричастий совершенного вида:

Просохнуть – просохнув – просохши (просох)
Окрепнуть – окрепнув – окрепши (окреп)
Замереть – замерев – замерши (замер)

Запереть – заперев – заперши (запер)

Высохнуть – высохнув – высохши (высох)

Домашняя работа!!!

Развесив уши;                             Сломя голову;                 Сложив руки;

Положа руку на сердце;            Спустя рукава;               Не покладая рук.

Знаете ли вы значение этих фразеологизмов? Отыщите среди фразеологизмов деепричастия: укажите их вид, выделите суффиксы, определите глаголы, от которых они образованы. С двумя фразеологизмами по выбору необходимо составить предложении.  На оценку можно написать небольшое сочинение, используя указанные выражения.

 

 

 

 


 

Работа в группах. -докажите, что данные предложения являются текстом 1)Картина

Работа в группах. -докажите, что данные предложения являются текстом 1)Картина

Схема образования деепричастий несовершенного вида:

Схема образования деепричастий несовершенного вида:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2022