Применение Кейс-технологии как метод проблемного обучения на уроках в начальной школе.
Оценка 4.7

Применение Кейс-технологии как метод проблемного обучения на уроках в начальной школе.

Оценка 4.7
docx
16.03.2023
Применение Кейс-технологии как метод проблемного обучения на уроках в начальной школе.
кейс-технология.docx

Применение Кейс - технологии как метода проблемного обучения на уроках в начальной школе.

Как построить урок так, чтобы каждый ученик продвинулся в развитии, научился видеть проблемы и противоречия и находить способы их решения.

Метод Кейс-стади, или как его принято называть метод кейсов, как нельзя лучше подходит для решения этой задачи образования, так как в его основе лежит анализ конкретных случаев.

А. Долгоруков дает следующее определение: «Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)»

 Анализировать ситуацию на уроках можно, используя прием «6 шляп мышления».

Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.

Как работать с приемом «Шесть шляп мышления» на уроках

«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Алгоритм работы с приемом

1.Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.

2.Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию). Речь идет о виртуальных шляпах, которые учащиеся надеваются на себя мысленно.

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

Белая шляпа — это информация. Шляпа белого цвета используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Белая шляпа подразумевает такие виды работы, как краткий и полный пересказ; поиск фактов; составление краткого конспекта научной статьи. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Желтая шляпа — логический позитив (солнечная, радостная) — побуждает нас к поиску достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи или проблемы. Эта шляпа подразумевает сообщение о том, что понравилось или о пользе того или иного предмета или явления, обязательно с обоснованием своего мнения. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Черная шляпа — критика (негативная, мрачная, отрицающая). Эта шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, высказать опасения и призвать к осторожности. Черная шляпа — антипод желтой, она побуждает к высказываниям о том, что не понравилось, о вреде того или иного предмета или явления. При этом высказанное мнение обязательно обосновывается. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Красная шляпа — чувства, эмоции и интуиция. В режиме красной шляпы каждый может высказаться о своих чувствах или эмоциональном состоянии без объяснений и обоснований своих выводов. Например, чтение стихотворения может вызвать грусть, тревогу или, напротив, чувство радости. Вид работы — создание карты эмоций (скучно — интересно — страшно — смешно — понравилось).

Зеленая шляпа — творческая, креативная. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи. Это шляпа творчества. Она побуждает к выполнению заданий типа: «измени плохой конец»; «представь, что было бы, если…» (например: «Что было бы, если бы человек не придумал электричество» или: «Что было бы, если Земля была ближе к Солнцу»); «расскажи о событии с точки зрения...» и т.д. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

Синяя  шляпа — нейтральная, оценочная. Она управляет самим нашим мышлением, самим процессом работы. Это шляпа философа и организатора. Шляпа синего цвета используется в следующих случаях: подведение итогов; координирование работы других шляп; формулирование выводов. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Если работа строится в I классе, то для создания атмосферы игры можно использовать шляпы, сделанные, к примеру, из ватмана и раскрашенные. Метод шести шляп можно использовать во фронтальной работе. Например, при чтении с остановками можно попросить учеников надеть зеленую шляпу, для того чтобы прогнозировать, что же там будет дальше. Надеть красную шляпу предлагается при чтении эмоциональных произведений. После прочтения очередного отрывка учащиеся делятся тем, что у них на душе, рассказывают, какие эмоции они испытывают. Битва шляп — любимый младшими школьниками способ работы в паре на уроках чтения и окружающего мира. Учащиеся договариваются о цвете шляп и начинают спорить о проблеме. Например: «Незнайка положительный герой или Незнайка отрицательный герой?» (литературное чтение), «Много дорог — это хорошо или много дорог — это плохо?» (окружающий мир). В конце работы над произведением на уроках литературного чтения можно использовать групповую работу. При этом важен порядок шляп. Первой всегда должна быть белая шляпа, а последней — синяя. Порядок других шляп можно менять.

Среди достоинств метода шести шляп, которые позволяют успешно использовать ее в работе с младшими школьниками, можно выделить следующие: Цвет шляпы — это хорошо запоминающаяся ассоциация, которой легко научить и которую легко применять. Метод шести шляп позволяет учащимся научиться управлять своим мышлением. Идея шляп — это ролевая игра. Когда ученик надевает шляпу, он начинает говорить как будто бы не от себя, а от имени шляпы. Это снимает внутреннее напряжение, и он высказывается более свободно. Шесть шляп позволяют сделать работу учащихся красочной и интересной. Метод шести шляп можно использовать на материале любого уровня сложности. Шесть шляп можно использовать при организации фронтальной работы, работы в парах, группах. Метод шести шляп можно использовать на уроках по всем предметам и на внеклассных занятиях.

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Применение Кейс - технологии как метода проблемного обучения на уроках в начальной школе

Применение Кейс - технологии как метода проблемного обучения на уроках в начальной школе

Поэтому участники этой группы оперируют только фактами

Поэтому участники этой группы оперируют только фактами

По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение

По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение

Применение Кейс-технологии как метод проблемного обучения на уроках в начальной школе.

Применение Кейс-технологии как метод проблемного обучения на уроках в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2023