Применение метода «Сундук мудрости» при изучении произведения В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 03.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку по произведению В.Г.Короленко " Слепой музыкант" предназначена для учителей литературного чтения. В ней показаны методы работы на уроке с применением технологии развития критического мышления учащихся.
Иконка файла материала Короленко.pptx

Тема:
Применение метода «Сундук мудрости» при изучении произведения В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
Учитель:
Нурманова Замира Аблокуловна



в

Литературное чтение




Развивать умение учащихся работать с художественным произведением; уметь анализировать прочитанное при помощи методики «Сундук мудрости».

Цели урока

Он писал о многом:
о страдании, лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным близким, о нравственной красоте, чистоте, богатстве души, размышлял о том, что составляет сущность русского народа.

Владимир Галактионович
Короленко (1953-1921)

«Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него»,- замечает Короленко.

Повесть «Слепой музыкант» - одно из самых значительных произведений В.Г.Короленко. Впервые опубликована в 1886 году. Книга выдержала еще при жизни автора 15 изданий.

Произведение посвящено теме торжества духовного начала над материальной стороной жизни.

Короленко предлагает читателю поразмышлять над вопросами:
Что такое счастье?
Где его границы?
В чём его смысл?

Слепой мальчик идёт к своей мечте, несмотря на препятствия, стоящие на жизненном пути.

1. Стадия вызова

-Какие ассоциации возникают
у вас со словом «счастье»?

здоровье

радость

жизнь

дружба

улыбка

веселье

семья

дети

мир

счастье

Задание:
используя данные ключевые слова, составьте и запишите предложение о счастье.

Составление кластера на тему «Счастье»

2. Стадия осмысления

В.Г.Короленко писал:
«Для создания повести «Слепой музыкант» материалом послужили воспоминания о слепорождённой девушке, которую я знал в детстве, наблюдения за мальчиком (моим учеником), который постепенно терял зрение, и, наконец, за одним взрослым слепым человеком, развитым и образованным, и вдобавок музыкантом по профессии».

Стадия осмысления

Через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г.Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишённый зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрёл согласие с самим собой и окружающими.

Стадия осмысления

Перед Петром стояла проблема выбора: смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

Он выбрал путь поисков, приведший его сначала к странствиям с нищими, а затем к обретению самого себя как музыканта и человека.
Глаза его остались незрячими, а душа исцелилась, прозрела.

3. Стадия рефлексии

Учащиеся внимательно читают текст. Каждый пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту (можно заранее поставить условие: «Составляем только «толстые» вопросы!») Каждый заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем все повторно читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос.

Метод «Сундук мудрости»

Девочка точно исполнила своё обещание и даже раньше, чем Петрусь мог на это рассчитывать. На следующий же день, сидя в своей комнате за обычным уроком с Максимом, он вдруг поднял голову, прислушался и сказал с оживлением:
- Отпусти меня на минуту. Там пришла девочка.
Какая еще девочка? - удивился Максим и пошел вслед за мальчиком к выходной двери.
Действительно, вчерашняя знакомка Петруся в эту самую минуту вошла в ворота усадьбы и, увидя проходившую по двору Анну Михайловну, свободно направилась прямо к ней.
Что тебе, милая девочка, нужно? – спросила та, думая, что её прислали по делу.

Работа с текстом

Глава III, часть VII


Маленькая женщина солидно протянула ей руку и спросила:
Это у вас есть слепой мальчик?..Да?
У меня, милая, да, у меня, - ответила пани Попельская, любуясь её ясными глазами и свободой её обращения.
Вот, видите ли… Моя мама отпустила меня к нему. Могу я его видеть? Но в эту минуту Петрусь сам подбежал к ней, а на крыльце показалась фигура Максима.
Это вчерашняя девочка, мама! Я тебе говорил, - сказал мальчик, здороваясь. - Только у меня теперь урок.
Ну, на этот раз дядя Максим отпустит тебя, - сказала Анна Михайловна, - я у него попрошу.
Между тем крохотная женщина, чувствовавшая себя, по-видимому, совсем как дома, отправилась навстречу подходившему к ним на своих костылях Максиму и, протянув ему руку, сказала тоном снисходительного одобрения:
Это хорошо, что вы не бьёте слепого мальчика. Он мне говорил.
Неужели, сударыня? – спросил Максим с комической важностью, принимая в свою широкую руку маленькую ручку девочки. – Как я благодарен моему питомцу, что он сумел расположить в мою пользу такую прелестную особу.

Предполагаемые
«толстые вопросы»

Почему писатель называет девочку вчерашней знакомкой, маленькой женщиной, крохотной женщиной, прелестной особой и не называет её по имени?
С какой стороны мы узнаём Эвелину в этом отрывке?
Почему с первой минуты знакомства девочка расположила к себе Анну Михайловну и Максима?
Почему Петрусь оживился, услышав голос Эвелины во дворе?
Какие слова показывают нам глубокую симпатию автора к девочке?

Синквейн

Синквейн – эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения. Он учит осознанно использовать понятие и определить своё отношение к проблеме.
1 строка – ключевое слово
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – предположение, раскрывающее суть темы
5 строка – синоним ключевого слова.

Составление синквейна
На тему «Счастье»

Счастье.
Красивое, светлое.
Радует, веселит, сбывается.
Счастье – это твоя жизнь.
Полёт.

Домашнее задание

Написать письмо от имени слепого музыканта Петруся
всем людям, которые собираются сделать
свой выбор в жизни.