Он писал о многом:
о страдании, лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным близким, о нравственной красоте, чистоте, богатстве души, размышлял о том, что составляет сущность русского народа.
Владимир Галактионович
Короленко (1953-1921)
«Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него»,- замечает Короленко.
Повесть «Слепой музыкант» - одно из самых значительных произведений В.Г.Короленко. Впервые опубликована в 1886 году. Книга выдержала еще при жизни автора 15 изданий.
Произведение посвящено теме торжества духовного начала над материальной стороной жизни.
Короленко предлагает читателю поразмышлять над вопросами:
Что такое счастье?
Где его границы?
В чём его смысл?
Слепой мальчик идёт к своей мечте, несмотря на препятствия, стоящие на жизненном пути.
1. Стадия вызова
-Какие ассоциации возникают
у вас со словом «счастье»?
здоровье
радость
жизнь
дружба
улыбка
веселье
семья
дети
мир
счастье
Задание:
используя данные ключевые слова, составьте и запишите предложение о счастье.
Составление кластера на тему «Счастье»
2. Стадия осмысления
В.Г.Короленко писал:
«Для создания повести «Слепой музыкант» материалом послужили воспоминания о слепорождённой девушке, которую я знал в детстве, наблюдения за мальчиком (моим учеником), который постепенно терял зрение, и, наконец, за одним взрослым слепым человеком, развитым и образованным, и вдобавок музыкантом по профессии».
Стадия осмысления
Перед Петром стояла проблема выбора: смириться и страдать или бросить вызов судьбе?
Он выбрал путь поисков, приведший его сначала к странствиям с нищими, а затем к обретению самого себя как музыканта и человека.
Глаза его остались незрячими, а душа исцелилась, прозрела.
3. Стадия рефлексии
Учащиеся внимательно читают текст. Каждый пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту (можно заранее поставить условие: «Составляем только «толстые» вопросы!») Каждый заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем все повторно читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос.
Метод «Сундук мудрости»
Девочка точно исполнила своё обещание и даже раньше, чем Петрусь мог на это рассчитывать. На следующий же день, сидя в своей комнате за обычным уроком с Максимом, он вдруг поднял голову, прислушался и сказал с оживлением:
- Отпусти меня на минуту. Там пришла девочка.
Какая еще девочка? - удивился Максим и пошел вслед за мальчиком к выходной двери.
Действительно, вчерашняя знакомка Петруся в эту самую минуту вошла в ворота усадьбы и, увидя проходившую по двору Анну Михайловну, свободно направилась прямо к ней.
Что тебе, милая девочка, нужно? – спросила та, думая, что её прислали по делу.
Работа с текстом
Глава III, часть VII
Маленькая женщина солидно протянула ей руку и спросила:
Это у вас есть слепой мальчик?..Да?
У меня, милая, да, у меня, - ответила пани Попельская, любуясь её ясными глазами и свободой её обращения.
Вот, видите ли… Моя мама отпустила меня к нему. Могу я его видеть? Но в эту минуту Петрусь сам подбежал к ней, а на крыльце показалась фигура Максима.
Это вчерашняя девочка, мама! Я тебе говорил, - сказал мальчик, здороваясь. - Только у меня теперь урок.
Ну, на этот раз дядя Максим отпустит тебя, - сказала Анна Михайловна, - я у него попрошу.
Между тем крохотная женщина, чувствовавшая себя, по-видимому, совсем как дома, отправилась навстречу подходившему к ним на своих костылях Максиму и, протянув ему руку, сказала тоном снисходительного одобрения:
Это хорошо, что вы не бьёте слепого мальчика. Он мне говорил.
Неужели, сударыня? – спросил Максим с комической важностью, принимая в свою широкую руку маленькую ручку девочки. – Как я благодарен моему питомцу, что он сумел расположить в мою пользу такую прелестную особу.
Предполагаемые
«толстые вопросы»
Почему писатель называет девочку вчерашней знакомкой, маленькой женщиной, крохотной женщиной, прелестной особой и не называет её по имени?
С какой стороны мы узнаём Эвелину в этом отрывке?
Почему с первой минуты знакомства девочка расположила к себе Анну Михайловну и Максима?
Почему Петрусь оживился, услышав голос Эвелины во дворе?
Какие слова показывают нам глубокую симпатию автора к девочке?
Синквейн
Синквейн – эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения. Он учит осознанно использовать понятие и определить своё отношение к проблеме.
1 строка – ключевое слово
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – предположение, раскрывающее суть темы
5 строка – синоним ключевого слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.