Тема:
Применение метода «Сундук мудрости» при изучении произведения В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
Учитель:
Нурманова Замира Аблокуловна
в
Литературное чтение
Развивать умение учащихся работать с художественным произведением; уметь анализировать прочитанное при помощи методики «Сундук мудрости».
Цели урока
Он писал о многом:
о страдании, лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным близким, о нравственной красоте, чистоте, богатстве души, размышлял о том, что составляет сущность русского народа.
Владимир Галактионович
Короленко (1953-1921)
«Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него»,- замечает Короленко.
Повесть «Слепой музыкант» - одно из самых значительных произведений В.Г.Короленко. Впервые опубликована в 1886 году. Книга выдержала еще при жизни автора 15 изданий.
Произведение посвящено теме торжества духовного начала над материальной стороной жизни.
Короленко предлагает читателю поразмышлять над вопросами:
Что такое счастье?
Где его границы?
В чём его смысл?
Слепой мальчик идёт к своей мечте, несмотря на препятствия, стоящие на жизненном пути.
1. Стадия вызова
-Какие ассоциации возникают
у вас со словом «счастье»?
здоровье
радость
жизнь
дружба
улыбка
веселье
семья
дети
мир
счастье
Задание:
Составление кластера на тему «Счастье»
2. Стадия осмысления
В.Г.Короленко писал:
«Для создания повести «Слепой музыкант» материалом послужили воспоминания о слепорождённой девушке, которую я знал в детстве, наблюдения за мальчиком (моим учеником), который постепенно терял зрение, и, наконец, за одним взрослым слепым человеком, развитым и образованным, и вдобавок музыкантом по профессии».
Стадия осмысления
Через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г.Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишённый зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрёл согласие с самим собой и окружающими.
Стадия осмысления
Перед Петром стояла проблема выбора: смириться и страдать или бросить вызов судьбе?
Он выбрал путь поисков, приведший его сначала к странствиям с нищими, а затем к обретению самого себя как музыканта и человека.
Глаза его остались незрячими, а душа исцелилась, прозрела.
3. Стадия рефлексии
Учащиеся внимательно читают текст. Каждый пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту (можно заранее поставить условие: «Составляем только «толстые» вопросы!») Каждый заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем все повторно читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос.
Метод «Сундук мудрости»
Девочка точно исполнила своё обещание и даже раньше, чем Петрусь мог на это рассчитывать. На следующий же день, сидя в своей комнате за обычным уроком с Максимом, он вдруг поднял голову, прислушался и сказал с оживлением:
- Отпусти меня на минуту. Там пришла девочка.
Какая еще девочка? - удивился Максим и пошел вслед за мальчиком к выходной двери.
Действительно, вчерашняя знакомка Петруся в эту самую минуту вошла в ворота усадьбы и, увидя проходившую по двору Анну Михайловну, свободно направилась прямо к ней.
Что тебе, милая девочка, нужно? – спросила та, думая, что её прислали по делу.
Работа с текстом
Глава III, часть VII
Предполагаемые
«толстые вопросы»
Почему писатель называет девочку вчерашней знакомкой, маленькой женщиной, крохотной женщиной, прелестной особой и не называет её по имени?
С какой стороны мы узнаём Эвелину в этом отрывке?
Почему с первой минуты знакомства девочка расположила к себе Анну Михайловну и Максима?
Почему Петрусь оживился, услышав голос Эвелины во дворе?
Какие слова показывают нам глубокую симпатию автора к девочке?
Синквейн
Синквейн – эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения. Он учит осознанно использовать понятие и определить своё отношение к проблеме.
1 строка – ключевое слово
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – предположение, раскрывающее суть темы
5 строка – синоним ключевого слова.
Составление синквейна
На тему «Счастье»
Счастье.
Красивое, светлое.
Радует, веселит, сбывается.
Счастье – это твоя жизнь.
Полёт.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.