ПРИМЕНЕНИЕ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

ПРИМЕНЕНИЕ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Медиа
Рабочие тетради
docx
Профессиональное образование
9 кл—11 кл +1
30.11.2019
ПРИМЕНЕНИЕ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Шуцкая Л.С._Конкурсная работа_Делюсь опытом_3.8.3. профессиональное образование.docx

Шуцкая Любовь Сергеевна,

Преподаватель спецдисциплин,

КГБПОУ «АТТ»,

г. Барнаул, Алтайский край

 

ПРИМЕНЕНИЕ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

 

В условиях реализации компетентностного подхода ФГОС СПО особое внимание уделяется не только усвоению определенной суммы знаний и отработке умений, но и самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы и осмыслению учебного материала обучающимися.

Одним из методов развития целенаправленной организации самостоятельной работы студентов является внедрение в учебный процесс рабочих тетрадей.

Тетрадь для практических работ (рабочая тетрадь далее) – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента по освоению учебной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля, может быть использована студентами в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, при подготовке к промежуточной аттестации.

Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс, так как они быстрее других «откликаются» на потребности образовательного процесса и одновременно формируют эти потребности.

Применение рабочих тетрадей в профессиональном обучении ставит перед собой следующие цели:

- обеспечить качественное усвоение рабочего материала;

- выработать умения и навыки учебной деятельности;

- способствовать активизации учебно-познавательной деятельности студентов;

- формировать навыки самостоятельной работы.

К функциям рабочей тетради можно отнести:

1) обучающую – предполагает формирование у учащихся необходимых знаний и умений;

2) развивающую – способствует развитию устойчивого внимания на занятиях;

3) воспитывающую – вырабатывает личностные качества, такие как самостоятельность;

4) формирующую – формирует у обучаемых навыки самообразования;

5) рационализирующую – обучает рациональной организации учебного времени и учебной работы обучаемых;

6) контролирующую – используется для контроля и самоконтроля знаний и умений студентов.

Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она является образовательным опытом развития студента. На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний.

Самостоятельность обучающихся проявляется в умении работать с научными источниками, т.е. студенты не только могут найти самостоятельно источник, но и умеют, прочитав текст, выделить ту информацию, которая требуется для решения учебной задачи. Студенты могут выполнять учебные задания от начала до конца без дополнительной консультации преподавателя.

При выполнении заданий студент заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, дополняет, отвечает на вопросы, зарисовывает, выстраивает последовательность и т.д.). Некоторые задания в рабочей тетради сопровождаются рисунками.

Использование тетрадей избавляет студентов от большого объема механической работы, поскольку задания рассчитаны на краткие и в то же время емкие ответы, помогают найти правильные ответы. Целиком заполненная рабочая тетрадь, в которую своевременно внесены необходимые уточнения и исправления, впоследствии может стать отличным конспектом для повторения пройденного материала, тем более полезным, что он в значительной степени готовится самим обучающимся.

Рабочую тетрадь можно применять на любом этапе учебного занятия. Она позволяет преподавателю установить «обратную связь» с обучающимися, проверить эффективность проделанной работы, требует от студентов активных мыслительных действий, помогает более качественно подготовиться к промежуточной аттестации и позволяет развить самостоятельность как профессиональное и личностно - значимое качество.

К преимуществам использования рабочей тетради в учебном процессе можно отнести следующие:

- наличие рабочей тетради исключает необходимость тратить время на запись домашних заданий;

- существует возможность провести определенную подготовку студенту на занятии;

- позволяет студенту осознать теоретический материал;

- с помощью иллюстраций способствует более полному восприятию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний;

- по мере изменений требований сферы труда в рабочую тетрадь могут быть оперативно внесены необходимые изменения;

- рабочие тетради формируют у студентов мыслительные навыки и умения; помогают разрабатывать умение преодолевать трудности для достижения намеченных целей;

- способствует более качественному усвоению изучаемого материала, т.к. работая с каждым заданием самостоятельно, у студента появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнения;

- преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ студентами.

Выполнение заданий рабочих тетрадей создает прочную базу для постижения и усвоения основного материала дисциплины и является одним из наиболее результативных видов работы студента. Рабочая тетрадь содержит задания в определенной логической последовательности, соответствующей рабочей программе.

Задания подобраны в тетради в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, предъявляемым по стандарту. Особенностью рабочей тетради является то, что все задания рабочей тетради носят профессиональную направленность.

В заключении можно отметить, что разработка рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса.

Рабочая тетрадь позволяет не только организовать эффективную работу студентов, но и способствует саморазвитию обучающихся, повышению их качества знаний.

С внедрением в педагогический процесс рабочих тетрадей контроль может осуществляться как индивидуально, так и одновременно всей группой, учащийся может проходить контроль абсолютно самостоятельно, во время проведения консультаций преподавателем.

Таким образом, рабочая тетрадь является средством обеспечения стандартизации и индивидуализации обучения, способствует более эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Задания вызывают у каждого студента чувство ответственности, удовлетворения, способствуют формированию познавательных интересов, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.

Делюсь опытом и представляю на рассмотрение «ТЕТРАДЬ для практических работ, Методические указания по выполнению практических работ по МДК. 03.01. «Оборудование и эксплуатация заправочных станций»».

 

Список литературы

1. Ведерникова, Е.Г. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления. – М.: Эксмо, 2012.

2. Гойдина, Н.А. Организация самостоятельной аудиторной работы студентов. – М.: Эксмо-Пресс, 2009.

3. Лесик, И.С. Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий усвоения профессиональных компетенций. – М.: ПРИОР, 2003.

4. Марохонько, О.И. Организация самостоятельной работы студентов. – М.: Эксмо-Пресс, 2010.

5. Трофимова, И.А. Педагогика и психология: Основы самостоятельной работы студентов: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2013.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)