Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачей, то к ним относятся педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
К здоровьесберегающим технологиям также можно отнести:
- игровые технологии;
- технологию уровневой дифференциации;
- коллективный способ обучения;
-
технологию проектного обучения.
1.Требования к уроку английского языка в условиях здоровьесберегающей
педагогики.
Здоровьесберегающий урок должен быть построен с учетом потребностей детей в
саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта. Для повышения здоровья
учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и
перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой
внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся
способствуют:
1.
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение
ее по времени.
2.
Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на
вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой
штурм”.
3.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на
перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.
4.
Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ
строго по календарно-тематическому планированию.
5.
Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков),
зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.
6.
Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной
деятельности.
На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей.
Hands up, hands down, Two little feet go tap, tap, tap.
Hands on hips, sit down. Two little hands go clap, clap, clap.
Hands up, to the sides, One little leap up from the chair,
Bend left, bend right. Two little arms go up in the air.
One, two three, hop! Two little hands go thump, thump, thump
One, two, three, stop! Two little feet go jump, jump, jump.
Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз.
Teacher: Close your eyes! Open your eyes! Turn you eyes to the left, turn your eyes to the right. Your eyes up, your eyes down!
Упражнение для глаз:
вертикальные движения глаз вверх-вниз;
горизонтальные - вправо-влево;
вращение глазами по часовой стрелке и против неё;
закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее;
на доске начертить какую-либо кривую ; предлагается глазами нарисовать этуфигуру несколько раз в одном, затем в другом направлении.
сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза. Во время медленного вдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу и от носа. На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, нос и рот так, чтобы к глазам не проникал свет. Задержаться в таком положении, сколько возможно, не вдыхая воздух. Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос. На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.
Дыхательная гимнастика Эти упражнения способствуют углублению дыхания, а также активизируют работоспособность: Ø Breathe in through the nose, while breathing out pronounce the sounds [p], [t], [k]. repeat 6 times Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звуки [p], [t], [k]. Повторите 6 раз. Ø Упражнение «Шарик» Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!
Упражнение «Ушки на макушке» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь):
Мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Расслабление
Не отвлекаться на посторонние мысли:
I am ready to rest
I want to be quiet.
All my muscles are relaxed.
My breast muscles are relaxed.
My body is resting.
Nothing can trouble me.
Чувство тяжести
My left arm is heavy.
My right leg is heavy.
All my muscles are relaxed and resting.
I am quiet.
Чувство тепла
My right arm is warm.
My body is warm.
Nothing diverts my attention
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика. Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т . д . Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты.
Музыкальные паузы во время учебного процесса играют важную роль, так как это хороший вид релаксации. Дети любят участвовать в игре-пантомиме «Изобрази животное». Звучит негромкая веселая английская песенка. Учитель называет по-английски животное (a cat, a mouse, a bear, a monkey, a hare), а дети должны угадать животное и изобразить его. Они с удовольствием выполняют команды, ассоциируя их с действиями животных: fly like a bird, jump like a frog, run like a dog, swim like a fish, skip like a monkey, walk like a bear. Эта игра позволяет детям снять психологический дискомфорт, расслабиться эмоционально и физически.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – важнейшие среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье школьников. Их использование способствует укреплению и сохранению здоровья, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах, позволяет успешнее овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, преодолевать трудности, предотвращать усталость и утомляемость, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, создает условия для самовыражения учащихся и открывает простор для педагогического творчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.