Применение дистанционных образовательных технологий
на уроках немецкого языка
Новые дистанционные образовательные технологии открывают совершенно иные возможности в системе обучения. Дистанционное обучение приводит к более демократичным отношениям ученика и преподавателя, предполагает индивидуальный подход, возможность возвращаться к пройденному материалу.
Использование дистанционных образовательных технологий – это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации педагог получает новую роль – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности.
Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.
Очень важно организовать учебный процесс так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда, мог самостоятельно их оценивать. Помочь в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе использование электронных или мультимедийных образовательных ресурсов с использованием Интернета. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Применение дистанционных образовательных технологий является эффективным фактором для развития мотивации обучающихся.
Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителю информации. На уроках немецкого языка с помощью новых образовательных технологий можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы сети, совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся. Кроме того, работа направлена на расширения кругозора обучающихся, ребята могут переписываться со своими сверстниками из немецкоязычных стран, участвовать в дистанционных викторинах, конкурсах, олимпиадах, видеоконференциях.
Для того чтобы реализовать эти задачи Савельева И.А. использует следующие возможности дистанционного обучения:
1. Обмен информацией с обучающимися посредством электронной почты.
2. Использование возможностей школьного сайта, который также дает возможность дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса: размещение учебно-методических материалов педагогов. (ссылка)
3. Использование возможностей сетевых профессиональных сообществ «Открытый класс», Социальная сеть работников образования nsportal.ru, «Про школу.ру», «Сеть творческих учителей» , Образовательный центр «Открытое образование», Всероссийский образовательный портал «Класcные –часы.Ру», Презентации. Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей, Малая академия наук “Интеллект будущего” — конкурсы для учащихся и педагогов и т.д.
4. Использование комплексной программной информационной системы «Сетевой Город. Образование» (скриншот)
5. Видеосвязь с обучающимися с использованием программы Skype.
6. Использование Социальных сетей в образовательных целях. В «ВКонтакте» созданы 2 группы для обучающихся 8б и 9а классов. В группах выкладывается интересная познавательная информация, страноведческая информация для расширения кругозора обучающихся, проводятся конкурсы, размещаются рекомендации по выполнению домашнего задания, выполненные в электронном виде домашние задания обучающихся, ссылки на различные образовательные ресурсы. (скриншот)
7. Использование видеоматериалов на уроках немецкого языка в качестве иллюстраций к теме урока, особенно страноведческого характера, например, виртуальные экскурсии по городам Германии, Австрии, виртуальное путешествие по Золотому кольцу России и т.д.
В кабинете немецкого языка №211 имеется мультимедийное оборудование, компьютер, входящий в общую локальную сеть, доступ к которой осуществляется по Wi-Fi. А также используется кабинет информатики №106, имеющий свободный доступ к сети Интернет.
В свою очередь, использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение: 1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах; 2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий; 3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
Опыт применения дистанционных технологий дает право говорить о ряде преимуществ такого обучения:
* доступность для обучающихся "перекрестной" информации, так как у них появляется возможность обращаться к альтернативным информационным источникам, используя технические возможности компьютера, ресурсы сети Интернет;
* индивидуализация процесса обучения, предполагающая организацию многопланового сопровождения и поддержки обучающихся со стороны учителя;
* повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.;
* развитие творческого и интеллектуального потенциала школьников за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с современной компьютерной техникой, самостоятельно принимать ответственные решения;
* оперативное обновление методического сопровождения учебного процесса, так как содержание методических материалов на электронных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии.
Важную роль в образовательном процессе школы играет работа с одаренными детьми. Здесь на помощь учителю также приходят дистанционные образовательные технологии. Кроме перечисленных выше технологий учитель использует такой вид деятельности как участие педагогов школы и обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях различной направленности. Обучающиеся под руководством учителя Савельевой И.А. ежегодно становятся победителями и призерами дистанционных конкурсов.
В 2017 году Савельева И.А. приняла участие в вебинаре «Современный учитель без комплексов! (создание сайта, блога, курса, портфолио педагога)» (Сертификат)
Дистанционное обучение школьников с ОВЗ
Особенно актуально дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие школьники могут обучаться на дому в удобное время и в оптимальном темпе, необходимо лишь владение элементарными навыками работы с компьютером. Личный опыт работы с обучающимися с ОВЗ подтверждает, что использование дистанционных технологий помогает индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, обеспечить деятельностный подход, ориентировать на самообразование и саморазвитие.
В 10 классе обучалось 2 ребенка – инвалида. Любой ребенок - инвалид, а также ребенок имеющий какие- то проблемы со здоровьем может пройти специальную комиссию ПМПК и получить статус человека с ограниченными возможностями здоровья, в этом случае необходимо будет составлять специальную адаптированную программу для таких детей, программу по любому предмету. Но такого статуса у подростков нет, поэтому они учится по обычной программе, но программа по немецкому языку была скорректирована, т.к. по состоянию здоровья подростки часто пропускают уроки.
Обязательным условием работы педагога является учет возможностей здоровья ребенка, психофизиологических особенностей, способностей; ориентированность на перспективы развития обучающегося, раскрытие его потенциала.
Обучение немецкому языку для этих подростков представляет собой сочетание обычных (очных) уроков и он-лайн уроков. Он-лайн урок осуществляется через систему скайп. Эта форма, с одной стороны, имеет дидактическое сходство с построением очного урока, с другой стороны, носит черты индивидуального занятия с учетом конкретных ограничений обучающегося в отношении его возможностей восприятия, темпа работы, допустимой нагрузки.
Он-лайн уроки можно проводить на любом этапе изучения материала, все зависит только от самочувствия ребенка. Как такового расписания он-лайн уроков у нас нет, опять же повторюсь, что все зависит только от самочувствия подростков.
При планировании дистанционного урока учитывается то, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и обученности. При подготовке к он-лайн урокам разрабатываются конспекты, для которых характерно:
- все задания в конспекте урока необходимо оценить с точки зрения возможности его выполнения ребенком-инвалидом, для которого будет проводиться урок;
- в случае необходимости некоторые задания могут быть упрощены или отменены вовсе;
- задания, предлагаемые ребенку в ходе урока, должны носить индивидуальный характер и иметь соответствующие формулировки.
При планировании занятий необходимо придерживаться основных гигиенических критерий организации урока:
- число видов учебной деятельности - 4;
- средняя продолжительность видов учебной деятельности - не более 10 мин.;
- чередование позы - поза чередуется в соответствии видом работы;
- физкультминутка - 1-2 за урок;
- психологический климат - преобладают положительные эмоции.
В дистанционном режиме по электронной почте или через Skype осуществляется пересылка учебных материалов (текстовую информацию и видеоматериалы). Также ипользуются соцсети, в частности «Вконтакте», где с помощью личных сообщений передаются разные задания по чтению, лексико-грамматические упражнения, тесты и таким же образом получаю ответ. Контролируется уровень усвоения учебного материала с помощью системы тестов и контрольных вопросов для обучающихся. Для этих целей используются возможности компьютерного тестирования и обработки результатов. Также выделяется время на получение от ученика отсканированной копии домашнего задания, его проверки, сканирования проверенной работы и последующей отправки назад обучающемуся. Все отсканированные письменные работы хранятся в отдельных папках.
Примерная схема распределения времени на уроке:
50% всего времени занимает разговорная практика;
20% преподаватель уделяет грамматике;
10% развитию навыков письма и чтения;
10% занимает слушание речи, чтобы дети учились воспринимать ее на слух;
В конце каждого занятия 10% времени занимает тестирование. Это помогает педагогу понять, что ребенок усвоил, а на что необходимо обратить внимание
Таким образом, Интернет-обучение это не отдаленная перспектива, это уже реальность. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет совершенствоваться по мере развития Интернет-технологий и предполагает обеспечение максимальной интерактивности.
Использование дистанционных технологий в школе диктуется временем, так как является фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития обучающихся, и, наконец, рационально, так как создает максимально благоприятные условия для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения. (свидетельство о публикации)
В 2016 году Савельева И.А. приняла участие в вебинаре «Конструирование образовательного пространства учебного занятия: структурно-логические схемы и дистанционное обучение» Сертификат)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.