Представлена статья на тему Применение игровых технологий на уроках химии
Использование игр на уроках - необходимое условие развития учащихся. Конечно, наряду с решением иллюстрированных задач и созданием положительной эмоциональной окраски учебной деятельности, любые обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную насыщенность, научность. В связи с усилением развивающего аспекта возможна цель: формирование начальных умений предприимчивости у учащихся. Ей соответствует урок делового общения и такие его формы, как деловая игра, дискуссия, урок творческого проектирования и др.Игры-тренажеры, конечно более просты в реализации, чем ролевые игры со сценарием и требуют не так много времени на подготовку, репетиции и проведение.
Алимова Эльвие Назимовна
учитель химии
магистр химии
МОУ «Вольновская школа»
п.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Применение игровых технологий на уроках химии
учебного
построения
и конструирования
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании,
выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых
технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать
методы и технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны
для
процесса.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.
Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным
методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и
творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые
грани изучаемой науки, помогает поновому взглянуть на привычный урок,
способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету,
значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения
к игровым технологиям на уроке химии является приобретение конкретных
практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в
опыт.
Проблемы повышения эффективности преподавания химии в
школе решаются различными методами. Один из них – внедрение в
учебный процесс дидактических игр. Отмечая роль таких игр в
процессе обучения химии, следует прежде всего отметить, что у
учащихся при этом кроме интереса к предмету вырабатываются
умения сосредотачиваться, преодолевать трудности самостоятельно
и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь
и память, легче усваиваются и запоминаются сложные химические
понятия. Даже самые пассивные ребята прилагают все усилия, чтобы
не подвести товарищей в групповых играх. В ходе игры ученики,
приобретая новые знания и умения, расширяют свой кругозор.учебном
Использование игр на уроках необходимое условие развития учащихся.
Конечно, наряду с решением иллюстрированных задач и созданием
положительной эмоциональной окраски учебной деятельности, любые
обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную
насыщенность, научность. В связи с усилением развивающего аспекта
возможна цель: формирование начальных умений предприимчивости у
учащихся. Ей соответствует урок делового общения и такие его формы, как
деловая игра, дискуссия, урок творческого проектирования и др. Их
использование дает положительные результаты на практике. Дело в том, что
каждая из форм урока: лекция, семинар, практикум, игра, могут иметь разные
цели, а потому вписываются в логику системы эффективных учебных занятий
по теме, разделу, как в начале изучения, так и на других этапах овладения
учебным материалом. Все зависит от того, какая цель будет доминировать на
данном
занятии.
Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм
урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках, разработаны
многими учителямипредметниками. К нетрадиционным технологиям урока
относятся:
• интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
• уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, деловая
или
викторина;
• уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы известных в
первоисточников,
общественной практике:
комментарий,
репортаж;
• уроки с имитацией публичных форм общения: прессконференция,
аукцион,
презентация;
• уроки с использованием фантазии: уроксказка, урокзагадка, урок с
элементами
фантастики;
• уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и
организаций: суд, следствие, детективное расследование, ученый совет,
патентное
бюро;
имитирующие общественнокультурные мероприятия:
•
экскурсия
интервью;
• перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы:
КВН, «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», «Форт Боярд», «Последний
герой»,
др.
Можно выделить ролевые игры (КВН, урокисуды, викторины) и игры
исследование,
интервью,
в прошлое,
литературная
гостиная,
кроссворд,
телемост,
анализ
дискуссия,
телепередача,
диспут,
игра,
ролевая
и
уроки,тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия,
восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего,
загадки
др.).
Игрытренажеры, конечно более просты в реализации, чем ролевые игры со
сценарием и требуют не так много времени на подготовку, репетиции и
проведение. Любая игра направлена на развитие интеллектуальной,
эмоциональной
обучающегося.
Приведу несколько примеров дидактических игр, которые я использую на
уроках химии.
личности
сфер
и
Игра «Восстанови пропущенное»
В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из
них отсутствуют. Известно, что:
по периметру квадрата находятся символы элементов только главных
подгрупп и только металлов;
в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на
внешнем энергетическом уровне атомов элементов;
в среднем ряду знаки элементов II группы;
по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих
амфотерные оксиды и гидроксиды.
Восстановите пропущенные символы, ответ мотивируйте.
Al
?
Li
?
Zn
Mg
K
Ca
?
Игра
“Третий
2.
лишний”
Определите вещество, которое является лишним в каждой строчке.
AI2O3
CuO
HCI
NaCI
H3PO4
NaOH
Na2SO4
BaSO4
3.
умозаключения.
а) Все оксиды имеют в своем составе кислород. Угарный газ оксид.
Следовательно,
он имеет в своем составе атомы кислорода.
б) Все оксиды сложные вещества. Вещество Х сложное. Следовательно, это
вещество
оксид.
HCI
H2SO4
HNO3
K2SO4
логические
Задания
нана
будет
всегда
кислотным
преодоление
Следовательно,
в) Кислотные оксиды обычно оксиды неметаллов. Следовательно, оксид
неметалла
оксидом.
г) Кислотные оксиды реагируют с основаниями. Вещество Х реагирует с
основанием.
вещество Х кислотный оксид.
4.Задания
мышления.
За одну минуту подберите вещества, с помощью которых можно осуществить
следующее
превращение.
а)
….
б)
CaSO4+…
в)
…= AgCl+…
5.Составьте формулы десяти кислот, комбинируя нижеперечисленные
составные части кислот по горизонтали при условии, что части кислот стоят
подряд:
=
H2SO4+…=
HCl +
2HCl+Fe
FeCl2+
ригидности
H
H2
Br
H
Cl2
H
H2
SO4
H2
SO3
H
Cl
H2
S
H
H3
I
5.Игра"Крестикинолики"
Вычеркни
По
а)
какому
правильный
признаку
можно
H
NO3 H
PO4
H2
H4
SiO2 H2
ряд
классифицировать
солей.
соли?
NaNO3 KCl
Na2SO4
NaHS MgCO3 Na2 SiO3
Na3PO4 Cu(OH)ClZn(OH)NO3
внимание
6.Игра «Узнай меня»
Цель. Закрепить первоначальные понятия о типах химических реакций,
развить
память.
Атрибуты. Карточки с уравнениями химических реакций. Уравнения реакций
должны
типа.
Задание. На доске учитель пишет названия химических реакций различных
типов (реакций соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет
зрительную
разного
быть
иданного
и
ребусы
приводит
на
типа
чайнворды,
их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с
уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен
выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения
химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки к доске
под названием типа реакции. Ученик, допустивший ошибку, дает определение
реакции
пример.
7. Кроссворды,
уроках
Этот вид заданий попрежнему достаточно часто используется на уроках
химии.
Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках химии мне
помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала
это
кроссворды.
Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с
целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.
Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным
подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и
другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную
минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на
языковые явления под другим углом зрения хорошая возможность
уроке.
поддержать
учащихся на
умственную
активность
Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на какомлибо
этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся
в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по
изучаемой
теме.
Опыт показывает, что использование такой формы проведения игры
или ее элементов способствует развитию самостоятельности и творческих
способностей школьников; придает яркую эмоциональную окраску урокам
(изученной)делает процесс обучения увлекательным и интересным.
химии,
П.П. Блонский писал: «Можно быть педагогом, сделавшим только первый
шаг: изучив свой предмет. Это минимум, не зная которого, никого ничему не
научишь. Лучше быть педагогом, сделавшим второй шаг: изучив теорию
обучения и воспитания детей. Но только тот педагог в самом истинном
смысле слова, кто сделал и третий шаг: кто добыл очень серьезное
образование, кто внимательно изучил педагогический опыт народа и школы,
кто хорошо знает психологию, философию, физиологию, социологию,
логику».
Литература:
Волгоград:
Издво ВГПУ «Перемена»
,
1) Шкилева О.А. Современные технологии обучения химии: учеб. метод.
Пособие.
2006.
2) Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации
учения.
1992.
3) Штемплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. М: Дрофа,
2003.
Книга для учителя – М:
Просвещение,