В доме
на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – Миша и Оля.
Около дома рос высокий ветвистый тополь.
– Сделаем на тополе качели, – сказал Миша.
– Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и
давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.
Миша говорит:
– Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке
птенчики маленькие.
– Синичка не радуется, а плачет, – сказала Оля.
– А почему же она плачет? – удивился Миша.
– Подумай, почему, – ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает: почему же
она плачет?
(124 слова)
1. Какое
развлечение придумали для себя дети?
2. Кому эта затея очень нравилась, а кому – нет? Подтверди свои мысли словами
из текста.
3. Кто из детей более наблюдательный и добрый – Миша или Оля?
4. Что бы ты посоветовал Мише?
Змея и
рыба побратались.
– Сестрица, – сказала змея рыбе, – возьми меня на спину и покатай по морю.
– Хорошо, – ответила рыба, – садись мне на спину, я покатаю тебя; посмотри,
каково наше море.
Змея обвилась вокруг рыбы, а та поплыла по морю. Не успели они немного
проплыть, как змея укусила рыбу в спину.
– Сестрица, почему ты кусаешь меня? – спросила рыба.
– Я нечаянно, – ответила змея.
Проплыли ещё немного, змея опять укусила рыбу.
– Сестрица, почему ты кусаешься? – спросила рыба.
– Солнце помутило мне голову, – ответила змея.
Проплыли ещё немного, змея опять укусила рыбу.
– Сестрица, что это ты всё кусаешь меня?
– Такой уж у меня обычай, – ответила змея.
– А знаешь, у меня тоже есть обычай, – ответила рыба и нырнула в глубину моря.
Захлебнулась змея и
утонула.
(122 слова) Вопросы и задания
1. К
какому жанру относится это произведение? Подчеркни нужное: басня, повесть,
сказка, рассказ, стихотворение.
2. Докажи, что это так.
3. Найди и прочитай зачин сказки и её концовку.
4. Какова основная мысль сказки? Порассуждай и выскажи её своими словами.
5. Какие прилагательные ты можешь подобрать к рыбе, а какие – к змее?
Не
грибная была осень, совсем не грибная. В холодном сухом лесу грибами даже и не
попахивало. Но всё равно меня тянуло в лес – к опушкам, к просторным голубым
небесам. И корзину я взял по привычке – прихватить где-то интересный, похожий
на человечка или зверушку, корешок, бросить яркую рубиновую гроздь калины.
Я переходил с одной тропинки на другую, вслушивался в громкий стук дятла.
И вдруг насторожился – откуда-то потянуло внезапной приятной сыростью. Я
огляделся. Посреди тропинки пробился маленький крепкий боровичок! Вот ещё один!
А вон на обочине увесистый боровик, а дальше подосиновик и моховик, и
подберёзовик. Вот удача-то!
На минуту я присел отдохнуть и порадоваться потяжелевшей корзине. Вдруг
услышал какой–то легкий шум. Оглянулся, а сзади меня зверёк с полосочками на
спине – то ли ласка, то ли бурундучок, а рядом и белочка.
Я опомнился. Вон сколько тут лесного народа кормится! Я шел и иногда
оставлял по дороге то грибок, то кусочек краюшки хлеба. Зверькам пригодятся!
(152 слова) Вопросы и задания
1. С
какой целью отправился человек в лес? Докажи свою мысль словами из текста.
2. Почему можно сказать, что ему повезло в лесу?
3. Почему человек решил поделиться своей добычей с лесными жителями?
4. Попробуй рассказать об этом человеке. Каким ты его себе представляешь?
5. Почему рассказ назвали "Подарок", а не "По грибы" или
иначе?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.