Медвежата
родились в берлоге в январе. А первый раз вылезли из берлоги в апреле, когда
таял снег. Тогда в лесу ещё не было ягод.
Наступит лето. Черника поспеет и малина. Мама-медведица накормит медвежат
ягодами, сладким мёдом. (37 слов)
(По Г.Снегирёву)
1.
Когда у медведицы появляются
медвежата?
2. Когда впервые они видят солнышко?
3. Чем любят лакомиться медведи? Прочти это предложение
Говорит
Филин Жабе:
– Жалобы на тебя, Жаба! Скользкая ты, ядовитая.
Обиделась Жаба:
– Конечно, ядовитая, если меня зубами схватить. Или языком лизнуть. Ты,
Филин, станешь меня языком лизать?
– Что ты! – охнул Филин. – Пусть лучше Сорока.
– Ни за что! – задохнулась Сорока.
А Жаба урчит:
– Не трогайте меня руками – вреда не будет. (50 слов)
(По Н.Сладкову)
1. В
чём обвинял Филин Жабу?
2. Как ты понимаешь слово "ядовитая"?
3. Как защищалась Жаба? Найди и прочти эти слова.
4. Знаешь ли ты, какую пользу приносит Жаба? Если сможешь, расскажи.
Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал
их и сказал: "Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду поищите, что
там спрятано".
Дети подумали, что там клад, и, когда отец умер, стали рыть и всю землю
перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что
стало плоRда родиться много больше.
(62 слова)
(Л.Толстой)
1. О
ком ты прочитал в рассказе Л.Толстого? Кто такой садовник?
2. Как мудро поступил старый садовник, чтобы приучить своих детей к
полезному ремеслу?
3. Вспомни, какой ещё рассказ Л.Толстого учит детей жить в семье в дружбе
и согласии?
Однажды
два мальчика решили слепить снеговика. Скатали комки, вместо носа сунули
картошку, а на голову надели горшок. Снеговик получился таким смешным, что над
ним стали все смеяться. Когда наступила ночь, он решил уйти в лес, но в лесу над
ним тоже все смеялись.
"Пойду я на детскую площадку, – подумал он. – Может быть, там кому-нибудь
приглянусь". Наутро снеговик пришёл к самым маленьким детям. Но и они
стали над ним смеяться. От огорченья у снеговика появились слёзы.
Маленькая Маша подошла к снеговику и увидела слёзы. Она побежала домой, взяла
самое красивое своё ведёрко и самую красную морковку. Платочком утёрла она
снеговику слёзы, сделала ему красивый нос и шляпу.
Снеговик стал самым счастливым снеговиком в мире!
(113 слов)
1. Как ты
читал самое начало рассказа? Настороженно? Весело? Удивлённо? Почему так?
2. Как чувствовал себя снеговик после своего рождения?
3. Почему он пошёл к самым маленьким детям? На что он надеялся?
4. Оправдались ли его надежды? Расскажи, что произошло с ним.
5. Какое чувство возникло у тебя после прочтения этого текста?
6. Определи жанр этого произведения:
Корова,
лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
– Конечно, меня, – говорит лошадь, – я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу
вожу; сам он на мне в город ездит; пропал бы он без меня совсем.
– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова, – я всю его семью молоком
кормлю.
– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Послушал хозяин этот спор и говорит: "Перестаньте спорить по-пустому: все
вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте".
(К.Д.Ушинский)
(81 слово)
1. О чём
спорили лошадь, собака и корова?
2. Какую пользу приносят человеку все эти животные? Расскажи.
3. Что хозяин ответил животным? Найди в тексте эти слова и прочти их.
4. Объясни значение выражения "спорить по-пустому".
Жил в лесу волчишко с матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту. А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил. Долго не шевелился мешок. Потом за-ба-рах-тал-ся в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел – испугался: человек сидит, на него смотрит. В другую сторону посмотрел – чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит... Совсем забоялся волчишко. Полез в мешок обратно, да не влезть – лежит пустой мешок, как тряпка. Забился волчишко под кресло и стал там жить дрожать. Утром ушёл человек. Вылез из-под кресла волчишко, а дверь-то открыта! Из двери на лестницу, в огород, в лес... А в лесу мать-волчиха. Обнюхались, обрадовались и в лес побежали.
(121 слово)
(По Е.Чарушину)
1. Почему
волчишко боялся человека?
2. Почему он испугался кота и собаку, ведь они его не трогали?
3. Какое место досталось волчишке для житья? Найди слова, которые
подтверждают, что житьё его у человека было несладким?
4. Расскажи, как повезло волчишке.
5. Какое место в рассказе тебе понравилось? Объясни почему.
ЛОСЁНОК
Я
потихоньку выглянул и вижу: это кто-то большеголовый, на длинных ногах, ростом
с жеребёнка.
Пригляделся и узнал: это лосёнок.
А лосёнок наклонился над колодой с горькой водой и пьёт, причмокивает, потом
взял в губы кусок горькой осиновой коры и стал жевать.
Эх, вот бы мне его поймать!
Я выглянул и стал причмокивать губами, звать его.
Насторожил тут уши лосёнок. Посмотрел, да как прыгнет в туман. Только дыра в
тумане осталась, заплывает.
Но я всё-таки этого лосёнка поймал на осиновую кору, на корыто с осиновым
настоем.
Очень славный был этот лосёнок. Горбоносый, длинноногий, мягкий. Наверно,
сиротка.
Лосёнок научился, есть хлеб, и кашу ел, и картошку. А посолишь посолонее – и
ест лосёнок пожаднее.
Вот так мы и жили. Но однажды я выпустил лосёнка из стойла. И что бы вы думали?
Лосёнок ко мне сам залез в шалаш. Вот какой стал ручной да ласковый.
Так прошло лето. А к осени лосёнок ушёл. Видно, в лесу увидел
своих.
(154 слова)
(Е.Чарушин)
1. Чем
лосёнок так приглянулся человеку? Найди и прочти эти слова в тексте.
2. Как охотник приручал маленького лосёнка?
3. Почему ласковый и ручной лосёнок всё-таки ушёл в лес?
Я
возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, словно зачуяв перед собою
дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом
на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы) и сидел неподвижно,
беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева,
старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь
взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в
направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело
трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог
усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила
его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я успел отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её
любовным порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и
движется жизнь. (194 слова)
(И.Тургенев) Вопросы м задания
1. Расскажи о встрече
охотничьей собаки и маленького воробья. Как чувствовали себя оба персонажа?
2. Кто наблюдал за их встречей? Найди и прочитай эти места в тексте.
3. Используя текст, расскажи об отважном старом воробье. Какие чувства он
испытывал при спасении своего птенца?
Хорошо плыть ночью по лунной дорожке! Справа и слева от тебя чёрная стена, а
впереди дорожка золотая – прямо на луну.
Плывёшь и бросаешь в темноту полные пригоршни лунного золота.
Если голову окунуть и посмотреть под воду, то и на дне увидишь светлую
тропинку, неясные тени движутся по ней.
Я плыл и вглядывался в диковинный, извилистый след. В конце следа я
увидел большую чёрную раковину. Створки у раковины приоткрыты.
Рыбаки говорят, что в лунные ночи, когда жемчужница приоткрывает створки, туда
проникает капелька лунного света, из него-то и вырастает жемчуг. Жемчужина
похожа на капельку ртути или воздуха: вся она светится и переливается. Это так
и не так.
Действительно, что-то проникает в раковину, и действительно вокруг
этого "чего-то" нарастает жемчужина. Но только это не капля лунного
света, а... простая песчинка. Ловцы жемчуга говорят, что одна жемчужина
приходится на целую тысячу раковин.
Но мне повезло. Я проверил и сразу же нашёл жемчужину.
(151 слово)
(Н.Сладков) Вопросы и задания
1. Расскажи,
что можно увидеть под водой в свете лунной дорожки.
2. Какую раковину называют жемчужницей?
3. Как рыбаки объясняют происхождение (появление) жемчуга? А как это
происходит на самом деле?
4. Подчеркни в тексте словосочетания, которые украсили текст.
Я очень
хотел, чтобы у меня была настоящая живая мангуста. Своя собственная. И я решил:
когда наш пароход придёт на остров Цейлон, я куплю себе мангусту и отдам все
деньги, сколько они спросят.
И вот наш пароход у острова Цейлон. Я хотел скорей бежать на берег. И вдруг к
нам на пароход приходит чёрный человек и все товарищи обступили его, толпятся,
смеются, шумят. И кто-то крикнул: "Мангуста!" Я бросился, всех
растолкал и купил клетку с двумя серыми зверьками.
Я совсем запыхался от радости, что забыл спросить человека, чем кормить
мангуст, ручные они или дикие.
Мне скорей захотелось взять их на руки, погладить эту, что кусает для шутки. И
только я приоткрыл клетку, эта самая мангуста – юрк! – и уже побежала по каюте.
Я хотел её поймать, нагнулся, и вмиг мангуста мимо моей руки и уже в рукаве. Я
поднял руку – и готово, мангуста уж за пазухой. Быстро-быстро она кусает меня,
но не больно. Это она так играет.
Вот выглянула из-за пазухи, крикнула весело и снова спряталась. Лапки у неё
цепкие, с коготками. И вот слышу – она уже под мышкой, пробирается в другой
рукав и выскочила на волю, смотрит на меня весёлыми глазками. Глазки у них
чёрные и блестящие.
Я выпросил у повара мяса, накупил бананов, притащил хлеба, блюдце молока. Сам
залез на койку и стал глядеть. Из клетки выскочила дикая мангуста, за ней
ручная, и они вместе бросились на мясо. Потом ручная ухватила банан и потащила
его в угол. Дикая – прыг! – и уже рядом с ней. Скоро мангусты вернулись. Они
облизывали мордочки, а от банана остались на полу шкурки, как тряпочки. (261
слово)
(Б.Житков) Вопросы м задания
3. О чём беспокоился новый хозяин мангустов и как он вышел из этого
положения?
4. Раздели текст на логически законченные части, озаглавь их. Запиши план.
Тёма
подбежал к отверстию старого заброшенного колодца, вполголоса позвал:
– Жучка! Жучка!
Тёма замер в ожидании ответа.
Сперва он ничего, кроме биения своего сердца да ударов молотков в голове, не
слышал.
Но вот откуда-то издалека, снизу, донёсся до него жалобный, протяжный стон. От
этого стона сердце Тёмы мучительно сжалось и у него каким-то воплем вырвался
новый громкий оклик:
– Жучка, Жучка!
На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала.
Тёму до слёз тронуло, что Жучка его узнала.
– Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу! – кричал он ей.
Прежде всего он решил выяснить положение дела. Он почувствовал себя бодрым и
напряжённым, как всегда.
Болезнь куда-то исчезла. Привязать фонарь, зажечь его и опустить в яму было
делом одной минуты.
Тёма, наклонившись, стал вглядываться, фонарь тускло освещал потемневший
скользкий сруб колодца и наконец осветил дно.
Каким-то ужасом смерти пахнуло на него. С замиранием сердца заметил в углу
чёрную шевелящуюся точку и едва узнал в этой беспомощной фигурке свою некогда
резвую, весёлую Жучку. У Тёмы удвоилась энергия. Он быстро вытащил фонарь назад
и радовался, что Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом. При
помощи вожжей фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля,
начали медленно спускаться в колодец. Жучка сделала попытку схватиться за
приспособление, но петля бесполезно соскочила, а Жучка свалилась в грязь.
Она стала барахтаться и искать оставленный ею выступ.
Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучка может погибнуть, заставляет
Тёму решиться на следующий шаг – самому спуститься в колодец... (251 слово)
(И.Гарин-Михайловский)
1. Просмотри
начало текста и выпиши предложение, которым заканчивается первая часть отрывка.
Озаглавь первую часть отрывка.
2. Расскажи, какие препятствия преодолевал Тёма, спасая Жучку?
3. Попробуй рассказать, какие чувства испытывал Тёма при спасении своего
друга?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.