...Взяли мы по корзине – я большую, а
Никита маленькую – и отправились в лес.
И Томка с нами побежал...
И вдруг совсем близко от нас кто-то громко захлопал крыльями. Посмотрели мы за
куст, а там ходит у-ди-ви-тель-на-я курочка, ходит и на нас глядит. Пёстренькая
такая, мохнатые лапки, а на голове чёрный хохол.
– Кто это? – спрашивает Никита.
– Тише, тише, – говорю я ему, – не пугай, это рябчиха.
(64 слова)
(Е.Чарушин)
1. Куда отправились Никита с отцом?
2. Что их насторожило?
3. Какая это была птичка? Вспомни и расскажи.
4. Почему текст назвали "Встреча"?
5. А можно было бы подобрать другой заголовок? Скажи какой.
Дело было к вечеру. Герасим шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её одной рукой, сунул её к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровати, прикрыл его, сбегал сперва в конюшню за соломкой, потом в кухню за чашечкой молока. Разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у неё прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого, она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась... (134 слова)
(И.Тургенев)
1. Кого Герасим нашёл в тине у самого
берега?
2. Как он отнёсся к маленькой собачонке?
3. "Несчастная собачонка" – каким ещё выражением можно заменить
эти слова?
4. Какое незнакомое слово встретилось тебе в тексте? Прочитай предложение
с этим словом. Объясни значение слова.
(югославская сказка)
Давно, ой как давно, жил на свете
Старец. Много он знал, а ещё больше видал на своём веку. Как-то зимним вечером
сидел старый Старец у огня и размышлял. Вдруг в дверь постучали. Пришла к нему
маленькая Девочка.
– Дедушка, – сказала она, – у нас очаг погас. Пожалуйста, дайте мне три
уголька.
Поразмышлял немного старый Старец и говорит:
– Дам я тебе, маленькая Девочка, три уголька. Только в чём ты их понесёшь?
– На ладошке, дедушка, – отвечает маленькая Девочка.
Засмеялся старый Старец.
– Ты же, глупая, ладошку обожжёшь!
– Не бойтесь, дедушка, не обожгу, – успокоила его маленькая Девочка.
Подошла она к очагу. Зачерпнула горстку остывшего пепла. Насыпала его на
ладошку. A уже на толстый слой пепла положила угольки. Поблагодарила и ушла.
А старый Старец ещё долго-долго размышлял. Потом поднял вверх указательный
палец и сказал сам себе:
– Век живи – век учись!
И у маленькой Девочки можно чему-нибудь научиться. (139 слов)
1. С какой просьбой обратилась Девочка к
мудрому Старцу?
2. Чем она удивила мудреца?
3. Какие слова старого человека выразили основную мысль произведения?
Почки раскрываются, шоколадные, с
зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная
капля.
Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе
ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по
дереву за ягодами, блестящими черно-лаковыми. Ел их горстями прямо с
косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться.
И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой
белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка,
и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха
черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.
Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат.
(127 слов)
(М.Пришвин)
1.
Какое настроение появилось у тебя
после прочтения рассказа М.Пришвина?
2. "Разговор деревьев" – это тема или основная мысль
произведения?
3. Перескажи этот рассказ от имени берёзки, которая стоит поодаль от
остальных деревьев.
4. Прочитай и измени последнее предложение так, как его "скажет"
берёзка. Можно добавить свои слова.
Коля был добрый, но очень рассеянный
мальчик. Он написал очень миленькое письмо к своей бабушке в Петербург:
поздравлял её со светлым праздником, описывал свою деревенскую жизнь, чему
учится, как проводит время, – словом, письмо было очень, очень миленькое; но
только Коля вместо письма вложил в пакет пол-листа чистой бумаги, а письмо
осталось лежать в книге, куда Коля его сунул. Пакет запечатан, адрес написан, почтовая
марка приложена – пустой пол-листа бумаги отправился в Петербург поздравлять
бабушку с праздником.
Вёрст пятьсот проскакал Колин пакет, точно торопясь за каким-нибудь важным
делом. Вот он и в Петербурге, а через несколько минут и в сумке почтальона,
который бежит по улицам, звонит у подъездов и раздаёт письма по адресам.
Он равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и
злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые, пустые
фразы. Дошла, наконец, очередь и до Колиного письма: почтальон отдал его
дворнику, дворник – горничной, горничная – старой бабушке, которая сидела у
окошка и, смотря в четыре глаза, вязала чулки. Бабушка распечатала пакет,
вынула пустой лист и смотрела на него с удивлением, не понимая, кто это так
глупо подшутил над нею. (202 слова)
(К.Ушинский)
1. Почему бабушка получила пустой лист?
2. Какой путь проделал Колин пакет до бабушки?
3. Найди предложение, в котором говорится, каким человеком был Коля.
Объясни значение слова "рассеянный".
Никто на свете не знает столько сказок,
сколько знает их Оле-Лукойе.
Где бывает Оле-Лукойе днём, этого никто не знает, а вот по вечерам он
приходит к ребятам. Оле тихонечко открывает дверь и незаметно проскальзывает в
комнату. Ходит он бесшумно – в одних чулках, так что шагов его невозможно
услышать. На нём надеты шапочка и балахончик. Какого цвета? А неизвестно,
потому что они отливают всеми цветами радуги – то жёлтым, то красным, то
лиловым.
Оле на цыпочках подходит к детским кроваткам, брызжет детям в глаза
сладким молоком и осторожно дует в затылок. Вы думаете, им больно? Да
нисколько, они даже не замечают этого. Просто веки у них начинают слипаться,
голова сама собой клонится к подушке, и они засыпают. А как только дети уснут,
Оле садится к ним на кровать, на самый краешек, и раскрывает зонтик.
Надо вам сказать, что Оле приносит с собой два зонтика. Один зонтик – пёстрый,
нарядный, с интересными картинками. Его Оле раскрывает над послушными
ребятишками, и им всю ночь снятся волшебные сказки.
А другой зонт – обычный, из чёрной зонтичной материи. Его Оле раскрывает
над капризулями, плаксами и жадинами. И они всю ночь спят, как чурбаны, и ровно
ничего интересного не видят во сне.
Жил на свете хороший мальчик Яльмар. И знаете что? Оле ходил к нему целую
неделю и рассказывал сказки – одна интереснее другой.
Вот послушайте-ка!
(218 слов)
(Х.К. Андерсен)
Вопросы и задания
1. Прочитай, как выглядел Оле-Лукойе.
2. Расскажи, какие зонтики он носил с собой. Почему?
3. Объясни значение выражений: "спит сладким сном", "спит
мёртвым сном". Когда так говорят?
Перед домом лопнули большие почки на
душистых тополях, на припёке стонали куры. В саду из разогретой земли, протыкая
зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми
и жёлтыми звёздочками. С каждым днём прибывало птиц в саду. ЗабеRгали между
стволами чёрные дрозды – ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга,
большая птица, зелёная, с жёлтой, как золото, подпушкой на крыльях, – суетясь,
свистела медовым голосом.
Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались
разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьём, то жаворонком, то
какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, –
пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные берёзы
пролетел дятел; садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.
И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях
у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословиRла
всех, кто жил в саду, начиная от червяков.
– Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу, ни при
чём, ку-ку...
Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем
удивлённые лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках
балкона, – все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и ещё веселее засвистал
весь сад, зашумел листьями.
(193 слова)
(А.Н. Толстой) Вопросы и задания
1. Расскажи, какую природу увидел
писатель весной.
2. Какие сравнения он использовал для описания птиц?
3. Прочитай, как все окружающие слушали кукушку.
4. Какое чувство ты испытал, читая текст А.Н. Толстого?
Много-много
лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена.
Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу.
А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:
– Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к
морю и налови рыбы.
Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив
его, увидел маленькую трёхцветную рыбку золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно
взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:
– Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё,
что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.
Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море.
В тот же миг в руках у мальчика появились ножницы. Оглядевшись, мальчик увидел
упавший с дерева большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг дворец
стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных холмов. Тогда
мальчик набрал листьев жёлтых, зелёных, красных, коричневых и стал вырезать из
них деревья и цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий сад.
Мальчик побежал домой и вырезал из бумаги одежду для матери, отца и себя.
Облачившись в шелка и бархат, они отправились во дворец и зажили богаче всех
соседей.
Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик затосковал: ему так хотелось
побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к морю, опасаясь,
как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы. Мать не позволяла ему
дружить с детьми бедняков и постоянно твердила: "Береги новую одежду, не
валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не делай этого!"
Опостылела мальчику такая жизнь.
Однажды ночью он потихоньку выбрался из своей комнаты, перелез через ограду и
побежал к морю.
На берегу мальчик громко крикнул:
– Рыбка, рыбка золотисто-красно-синяя! Где ты? Я пришёл сказать тебе, что
мне не нужен золотой дворец! Помоги мне, рыбка, верни прежнюю жизнь!
Наконец трёхцветная рыбка выплыла и сказала:
– Пусть будет по-твоему, дружок! Ты теперь богат и знатен, но ведь
богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости. Утром, когда
взойдёт солнце, брось ножницы в море, свистни три раза – и ты будешь счастлив,
как прежде.
С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил ножницы в море, свистнул три
раза, и от дворца не осталось и следа.
Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги стояла его мать. Она ждала
сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой. (371 слово)
Шёл однажды с войны барабанщик. Был он
очень беден. Всё-то его богатство составлял барабан. Но настроение у солдата
было прекрасное – ведь он возвращался домой, где не был долгие годы. И потому
далеко вокруг разносился весёлый грохот его барабана: "Трам-тара-там!
Трам-там-там!"
Шёл он, шёл и вдруг встретил старушку.
– А, славный солдатушка! Не найдётся ли у тебя случаем хоть одного сольдо?
– Я охотно дал бы тебе и два, бабуля, и даже дюжину, если б были. Но у
меня и вправду нет ни одного сольдо.
– Ой, так ли уж?
– Ещё утром я обшарил свои карманы, но ничего не нашёл.
– А ты посмотри ещё разок, поищи как следует.
– В карманах? Что ж, посмотрю, раз тебе так хочется. Но уверен... Ой, а
это что такое?
– Сольдо! Видишь, выходит, есть?
– Клянусь тебе, я и не знал об этом! Вот красота! Держи, бабуля, мне не
жалко. Тебе оно, должно быть, нужнее.
– Спасибо, солдат! – поблагодарила старушка. – А я взамен тоже дам тебе
кое-что.
– Да? Но мне ничего не надо.
– Подарю тебе маленькое волшебство. Слушай внимательно. Всякий раз, как
зазвучит твой барабан, все вокруг будут пускаться в пляс.
– Какое забавное волшебство! Спасибо, бабуля.
– Подожди, это ещё не всё. Затанцуют люди и не смогут остановиться, пока
не перестанешь играть на своём барабане.
– Вот здорово! Не знаю ещё, что стану делать с таким подарком, но,
наверное, пригодится.
– Ещё как!
– Прощай, бабуля!
И барабанщик снова двинулся в путь – домой. Шёл он, шёл... Вдруг из леса
выскочили трое разбойников.
– Кошелёк или жизнь?
– Ох, да ради бога! Берите ещё и сумку. Только и в ней пусто.
Разбойники искали, искали, искали и, разумеется, не нашли даже гроша ломаного.
– Да ты и в самом деле нищий! – рассердился главарь разбойников. – Ну
ладно, заберём у тебя барабан, хоть повеселимся иногда – и то хорошо.
– Берите, – вздохнул солдат, – жаль, конечно, расставаться со старым
другом, столько лет дружили. Но раз уж он так вам нужен...
– Нужен!
– Дайте только мне сыграть на нём напоследок, а потом забирайте. А заодно
я покажу вам, как надо играть. Идёт?
– Ладно, так уж и быть, играй.
– Вот хорошо! – обрадовался барабанщик. – Я поиграю:
"Трам-та-ра-там-там! Трам-там-там!" А вы потанцуйте!
И надо было видеть, как затанцевали эти негодяи! Словно медведи на ярмарке.
Поначалу им нравилось, они смеялись и шутили:
– Давай, давай, барабанщик! А ну-ка, вальс!
– А теперь польку!
– Мазурку!
Но вот они устали, задыхаются. Хотят остановиться, да не могут! Выбились из
сил, ноги не держат, голова кружится, а волшебный барабан всё заставляет их
плясать.
Повернулся солдат и пошёл своей дорогой. И когда он начинал играть на барабане,
танцевали зайцы в своих норках, белки на деревьях и проснувшиеся среди бела дня
совы...
Так и шёл дальше славный барабанщик, возвращаясь домой.
(412 слов) (Дж. Родари) Вопросы и задания
1. Прочитай и выдели в сказке зачин и
концовку.
2. Опиши поведение солдата во время встречи со старушкой и с разбойниками.
Почувствовал ли ты разницу? Какую?
3. Какую сказку напоминает тебе эта сказка Дж. Родари?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.