Примеры практических кейсов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

  • pdf
  • 09.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Примеры кейсов для специальности 44.02.01.pdf

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ Центр – колледж прикладных квалификаций

 

 

 

 

 

 

Примеры практических кейсов

для обучающихся специальности 44.02.01 Дошкольное образование

 

 

 

Преподаватель Лазина Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мичуринск - 2023

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

При изучении специальности 44.02.01 Дошкольное образование целесообразно использование кейс – технологий. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Кейс – это изложение конкретного случая в практике работы педагога. В нем описывается определенная система или конфликт, представлены детали произошедших событий, дана характеристика участников, раскрыта суть проблемы и представлены эффективные действия по ее разрешению. 

Существуют различные виды кейсов:

             практические кейсы – это реальные жизненные ситуации, которые могут быть использованы для тренинга обучаемых, закрепления знаний, умений и навыков поведения в той или иной ситуации;

             обучающие         кейсы,        отражающие        типовые     ситуации,   часто

встречающиеся в жизни;

             научно-исследовательские кейсы, которые выступают моделями для получения новых знаний о ситуации и поведении в ней.

Работа с кейсом позволяет научиться выявлять суть проблемной ситуации, анализировать факторы, которые повлияли на ее возникновение, выявлять последствия возможных действий

Структура кейса включает:

             Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни

             Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

             Комментарий ситуации, представлены творческой группой ДОУ и научным руководителем проекта.

 

Решение кейсов Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.

-    Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

-    Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

-    Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

-    Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

 

 

 

 

Кейсы, связанные с детьми

-    Конфликтная ситуация: Двое детей не могут поделить игрушку. Один ребенок настаивает, что это его, а другой утверждает, что он первый взял. Проанализируйте ситуацию и предложите варианты решения, которые помогут научить детей решать конфликты мирным путем и развить их коммуникативные навыки.

-    Адаптация ребенка: В группу приходит новый ребенок. Он замкнут, не разговаривает с другими детьми и часто плачет. Предложите поэтапный план по его адаптации в коллективе, используя игровые и другие методы.

-    Особые потребности: У ребенка диагностирована дислексия, что мешает ему в обучении. Разработайте серию занятий или игр, которые помогут ему преодолеть трудности в освоении навыков чтения и письма.

-    Проблемы с дисциплиной: В группе есть ребенок, который часто нарушает правила, перебивает других детей во время занятий и не выполняет просьбы воспитателя. Проанализируйте возможные причины такого поведения и предложите стратегии для коррекции поведения. 

Кейсы, связанные с родителями

-    Низкая вовлеченность родителей: Родители одного из воспитанников редко посещают родительские собрания и не проявляют интереса к жизни детского сада. Разработайте проект или мероприятия, которые помогут повысить их вовлеченность в образовательный процесс.

-    Несогласие родителей: Родители настаивают на том, чтобы в программе группы было больше академических занятий, в то время как другие родители предпочитают делать упор на игровую деятельность. Проведите анализ ситуации и предложите решение, которое будет принято обеими сторонами. 

Кейсы, связанные с профессиональной деятельностью

-    Профессиональное выгорание: У молодого специалиста, работающего в детском саду, наблюдается выгорание. Предложите конкретные шаги для улучшения его состояния и предотвращения дальнейших проблем.

-    Соблюдение безопасности: В детском саду произошел случай травматизма во время прогулки. Проанализируйте ситуацию и предложите меры по улучшению безопасности на территории учреждения.

-    Проблемы с оснащением: Для реализации творческого проекта по рисованию требуется новое оборудование, но у детского сада нет на это средств. Разработайте план поиска и привлечения необходимых ресурсов. 

 

Примеры практических кейсов

 

Ситуация 1.

«Если за шестилетним Мишей в детский сад приходит отец, то мальчик быстро убирает свои игрушки, самостоятельно одевается и спокойно идет домой... Иная картина, когда за ним приходит мать. Она подолгу ждет сына, так как тот не торопится оставить группу, продолжает играть с ребятами. Часто требует, чтобы его одевала мама. Случается капризничает: «Почему ты пришла, а не папа?»

Воспитательница, подметив такую двойственность в поведении мальчика, решила побеседовать с ним. Спросила: «Как прошел выходной? Где и с кем ты был?» Миша рассказал, что они с отцом ездили к бабушке.

А мама тоже ездила с вами к бабушке?

Нет. Мама дома осталась, у нее много работы было! — сказал он.

Вечером за Мишей пришел папа. Зашел разговор о сыне, о вчерашней поездке. Как бы между прочим воспитательница спросила, а мама, мол, довольна поездкой?

Мама осталась дома,— ответил отец,— она у нас не очень-то расторопна, дела свои доделывала,— сказал отец с чуть скрываемым раздражением в присутствии сына.

Да, она у нас копуша! — подхватил мальчик».

Чем объясняется различное поведение Миши в присутствии отца и в присутствии матери? В чем причина неуважительного отношения Миши к матери?

 

Основная проблема:

-                 снижение маминого авторитета отцом, вследствие чего мальчик не считает нужным прислушиваться к ее вопросам, просьбам и игнорирует воспитательные моменты.

Темы мозгового штурма по ситуации:

-                 каким образом снижается авторитет одного супруга другим в глазах ребенка?;

-                 как отсутствие авторитета родителей влияет на процесс формирование и развитие личностных особенностей ребенка и его социализацию?;

-                 предполагаемы е причины, по которым происходит обесценивание роли матери со стороны отца.

Предлагаемое решение проблемы:

-                 в данном случае необходимо родителям сформировать свои межличностные отношения, научиться уважительно относиться друг к другу. Исходя из того, что мальчик формирует модель поведения, считывая ее с поведения отца, соответственно  отцу  необходимо   изменить  собственную  позицию  и перестать повышать свою значимость путем унижения супруги – матери мальчика.

 

Ситуация 2.

Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

Если взрослый настаивает на спокойном виде деятельности, ребѐнок теряет равновесие в поведении, плачет, отказывается от общения.

Что нужно? - чтобы ребѐнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.

 

Основная проблема:

-проблема в том, что диагноза «гиперактивность» как такового не существует. Взрослые, которые взаимодействуют с этим ребенком, не знакомы с видами психологической природы ребенка.

 

Темы мозгового штурма по ситуации:

-              Какие бывают типы психобиологической природы?;

-              К какому типу относится данный ребенок?;

 

Предлагаемое решение проблемы:

-              Ребенок с подобным поведением является носителем коммуникативной природы. Таким детям противопоказаны монотонные действия, жесткие, неаргументированные ограничения и отсутствие свободы. Ребенок с коммуникативной природой быстро заинтересовывается т также быстро теряет интерес, если то, что ему предложено не входит в круг его потребностей. Это творческие, разносторонние и очень энергичные дети. Взрослым необходимо изучить особенности данного типа и взаимодействовать с ребенком исходя из потребностей его природы.

 

Ситуация 3.

Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу начинает бегать. Трудно переключить его на спокойное занятие. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он садится за настольную игру, то сразу же вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему? В беседе с отцом выясняется, что семья переехала в новую квартиру и родители пока вынуждены возить сына в прежний детский сад.         «Вероятно, ребенок      в        пути устает»,—         делает         предположение воспитатель. «Этого не может быть,— возражает отец.— Ведь он всю дорогу сидит». Действительно ли ребенок устал?

Чем объяснить такую особенность детского организма — быструю утомляемость         от      ограничения      движений или   однообразной деятельности?

Ситуация 4.

Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Как быть?

Основная проблема:

-   дети не умеют договариваться, отсутствует понятие уважения к другим.

Темы мозгового штурма по ситуации:

-   через какие собственные действия взрослые учат детей неуважительному отношению к окружающим?

Предлагаемое решение проблемы:

-   педагогам проанализировать собственное поведение в отношении детей и коллег, вычленяя те моменты, в которых они, возможно, демонстрируют подобную форму взаимодействия, что и дети у шкафчика;

-   научить детей уважительно относиться друг          к другу, договариваться, помогать;

-   на крайний случай (если данная модель поведения поощряется в семье) поменять шкафчики, отдалив, таким образом, детей друг от друга.

Ситуация 5.

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Разберитесь в ситуации… Основная проблема:

-   Вике больно, она хочет поддержки, но выбирает неконструктивный инструмент – перекладывание ответственности за ситуацию на другого.

-   у Вики, возможно, это привычный способ получить внимание и заботу.

Предлагаемые темы для мозгового штурма по ситуации:

-   каким образом можно снизить риск травмоопасных ситуаций во время прогулки у детей?

-   почему дети выбирают неконструктивные формы получения желаемого?

Предлагаемое решение проблемы:

-   принять чувства Вики, дать ей возможность выразить их такими, какие они есть (обида, физическая боль);

-   позвать Олега и в спокойным тоном спросить у обоих – что случилось. Выслушать каждого по очереди. Никого из них не обвинять;

-   если Олег действительно случайно толкнул Вику, мягко донести до нее то, что она называет «ударил», на самом деле - взаимное случайное столкновение, в котором ему так же, как и ей больно (равная ответственность за ситуацию);

-   разъяснить в доброжелательном формате всем детям правила безопасности на площадке.

Ситуация 6.

Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Предложите вариант решения ситуации…

Основная проблема:

-неумение ребенка управлять своими ресурсами;

-способ привлечения внимания к себе

Темы мозгового штурма по ситуации:

-   в каких случаях ребенок привлекает внимание деструктивными способами?; - как переориентировать ошибочную цель «привлечение внимания» ?

Предлагаемое решение проблемы:

-   повысить значимость ребенка;

-   показать способ удовлетворения своих потребностей другими способами; - использовать больше неформального общения с ребенком.

Ситуация 7.

В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.

Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».

А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»

      Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

      Есть ли зависимость направления «проектирования» поведе- ния детей от особенностей личности самих мам?

Основная проблема:

-   самоутверждение мамы Нины за счет дочери;

-   непринятие Тани мамой из-за собственных комплексов.

-   зависимость от чужого мнения у обоих мам Темы мозгового штурма по ситуации:

-   в каких случаях мама может не принимать в собственном ребенке каких- либо проявлений или индивидуальных особенностей?

Предлагаемое решение проблемы:

-   в данном случае с мамами необходима индивидуальная работа с психологом на предмет принятия себя и освобождения от зависимости от чужого мнения.

Ситуация 8.

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама: Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею! Дима: Я ещѐ дома попробую такую птичку сделать Мама: Вот теперь пойдѐшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

В чѐм мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на еѐ месте?

 

Основная проблема:

-   мама не проявляет заинтересованности в жизни ребенка, не слышит его, не оказывает поддержки и не радуется его успехам. Вследствии чего мальчик чувствует эмоциональную депривацию, которая может привести к невротическим расстройствам, замкнутости, опасению проявлять инициативу, отчужденности, страху быть отверженным, психосоматическим расстройствам

 

Темы мозгового штурма по ситуации:

-   об удовлетворении какой потребности ребенок говорит через поделку? - какова корреляция между неудовлетворенными потребностями ребенка и психосоматическими заболеваниями?

 

Предлагаемое решение проблемы:

-   маме необходимо было одобрительно отреагировать на поделку ребенка, порадоваться, дать позитивное подкрепление его стараниям, похвалить, поддержать инициативу сделать еще одну птичку дома и попросить, чтобы он научил маму делать поделку;

-   брать с собой в сад запасную сухую одежду для ребенка;

-   сформулировать просьбу о том, чтобы он вешал одежду на батарею в доброжелательном ключе, с уважением.

-   маме необходимо освоить навыки саморегуляции

 

 

 Ситуация 9.

В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.

Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?

Основная проблема:

-   ребенок не знает правил и норм поведения в детском саду Темы для мозгового штурма по ситуации:

-   как добиться от детей выполнения общепринятых норм и правил в детском саду?

-   если ребенок, зная все правила, поступает наперекор – о чем говорит его поведение?

Предлагаемое решение ситуации:

-   в данной ситуации очень конструктивно объяснить ребенку правила, которые приняты в группе относительно того, как мы поступаем с игрушками, когда поиграли. Попросить убрать и обязательно поблагодарить. -в чем кардинальные различия между типами?

 

Предлагаемое решение проблемы:

-   маме необходимо изучить типы психофизиологической природы человека, определить какую из них имеет ее ребенок и выстраивать взаимодействие с ним, исходя из его природы.

В данном случае ребенок коммуникативного типа

 

Ситуация 11.

Из разговора двух молодых мам: ―Моя Алена (2года 10 мес) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала – ей уступили. Но она не успокоилась, ведь к бабушке ей на самом деле хотелось.

В другой раз попробовали настоять на своем. Но она тоже расплакалась, повторяя: ―Не хочу, не пойду‖.

Что       случилось     с     девочкой.     Объясните     причину.

Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей.

Основная проблема:

-                 отсутствие знаний у мамы о возрастных поведенческих изменениях ребенка. В данном случае актуальное поведение для «кризиса 3 лет».

-мама не владеет навыками распознавания потребностей ребенка

 

Темы для мозгового штурма по ситуации:

-                 как распознать потребности ребенка через его поведение? - что может быть причиной того, что ребенок отрицает все, что ему предлагают взрослые?

 

Предлагаемое решение проблемы:

-                 у девочки есть потребность быть услышанной, понятой и принятой. В этом возрасте впервые происходит идентификация себя, как отдельно взятой личности, появляется ощущения «Я сам».

-                 маме необходимо прислушиваться к дочери, задавать наводящие вопросы «почему т не хочешь?», ни в коем случае не уговаривать и не ссылаться на то, что было раньше. Решать ситуацию «здесь и сейчас». Уважать выбор и решение ребенка.

Ситуация 12.  

Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка, пуговицы на нем тоже были со звездочками и очень понравились ребятам. Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.

   Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.

   Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.

   Разве так можно, мама будет ругать!

   Нет, мама будет довольна, – ответил мальчик. – Она всегда говорит:

«Жадным быть нехорошо».

Дайте психологическое обоснование поведению Вани.

Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?

 

Основная проблема:

-              у мальчика есть стремление быть хорошим для всех. Возможно, у родителей присутствует поведение угодника, которое копирует ребенок. Опасность такого поведения в том, что у ребенка формируется конформизм при отсутствии личных границ. В прогнозе – легко может попасть под влияние асоциальных групп.

 

Темы для мозгового штурма по ситуации:

-              откуда берется стремление всем угождать?

-              как научить ребенка формировать личные границы и для чего они нужны?

 

Предлагаемое решение проблемы:

-              в данной ситуации маме нужно повысить самооценку,        научиться

соблюдать личные границы и научить этому ребенка;

-              научить ребенка уважать себя, говорить «нет»

 

 

Ситуация 13

В группе детского сада есть отверженный ребѐнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своѐ отношение к данному ребѐнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает.

Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

 

Основная проблема:

-              у ребенка страх отверженности, из-за которого он испытывает перманентный стресс и не идет на контакт

 

Темы для мозгового штурма по ситуации:

-              какие чувства испытывает ребенок, переживший отверженность?

-              какие ситуации воспринимаются ребенком, как отвержение?

 

Предлагаемое решение проблемы:

-педагогу необходимо изучить способности ребенка, его способности, в чем он может быть максимально успешен. Далее создать для него ситуацию успешности и повысить авторитет в глазах детей. Для этого нужно попросить этого ребенка, чтобы он научил остальных тому, что он умет делать хорошо. При этом поддерживать его в процессе, заинтересоваться самому и включить в процесс остальных детей. Как вариант предлагать такие мастер-классы с определенной периодичностью для всех детей.