Приобщение к народной культуре по образовательной программе “Мир в котором я живу”
Оценка 4.8

Приобщение к народной культуре по образовательной программе “Мир в котором я живу”

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
7 кл—11 кл
26.04.2020
Приобщение к народной культуре по образовательной программе “Мир в котором я живу”
Статья Документ Microsoft Office Word.docx

Воспитание духовно-нравственных

качеств личности через приобщение к народной культуре

Яппарова А. Н., г. Стерлитамак

Важнейшим моментом воспитания человека в любом возрасте является приобщение к культуре своего народа. Культура – это материальный и духовный мир, созданный человеком и  в котором живем мы – взрослые и дети и именно здесь происходит реализация социальных и дружеских отношений.

Учитывая возрастающую роль народной культуры в нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании, в Центре внешкольной работы «Надежда», есть творческте обьединение “Юрматы”.  Изучение индивидуальных особенностей обучающихся детских клубов, уровень их сплоченности, уровень тревожности и выявление проблем межличностных отношений в детском коллективе побудило меня написать образовательную программу «Мир в котором я живу». Эта программа направлена на формирование духовной культуры, я стараюсь пробуждать у обучающихся  интерес и уважение к своим истокам – к родной земле, ее истории, к исконным занятиям предков, воздействуя не только на их разум, но и на душу. Именно здесь, на занятиях в творческом объединении, начинается возвращение к истокам национальной культуры, поэтому  основной целью моей деятельности является возрождение и сохранение  культурных традиций  разных народов населяющих нашу республику.  Учитывая то,  что народная культура – основа национальной культуры, знакомство обучающихся  с достижениями общечеловеческой культуры начинается именно с этих слов.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности, традиции и обычаи каждой национальности по отдельности.  Например, устное народное творчество, здесь мы можем найти присущие только татарам, башкирам, русским, марийцам и т. д. духовные ценности, тонкости, их философию, их твердую веру в справедливость и счастье. С жанрами устного народного творчества начинаю знакомить детей через разнообразную  работу с поговорками, загадками, пословицами, прибаутками. Поэтический мир каждого народа рождается из наблюдений за природой, представляет нам удивительные образы-вымыслы, отражающие национальный дух народов. Также через устное народное творчество дети знакомятся с основами сценической речи. Специальные упражнения развивают их память, внимание, и другие психологические функции. Такой жанр народного творчества  как скороговорки детям очень нравится. Потому что это шуточный, задорный жанр, также скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать слова, улучшить выразительность речи.

 Не менее интересно детям изучать такие жанры русского фольклора, как частушки, потешки, считалки, пестушки. Ребята любят не только изучать и исполнять разные частушки, но и самим что-то сочинить на разнообразные темы. Не остаются без внимания и народные песни. Дети понимают, как многообразен и прекрасен их мир. На наших праздниках звучат календарные, плясовые и игровые, шуточные и лирические песни.

Большое место в развитии духовно-нравственных качеств личности занимают народные праздники и традиции. В них формируется накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии.

Народные художественные традиции представляют собой огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими воспитательными возможностями. Значительный пласт нашей культуры, с которым знакомятся обучающиеся творческого объединения – это традиции и обычаи народов населяющих нашу республику Башкортостан. В течении года после изучения какой-либо темы проводим итоговые занятия в интересной нетрадиционной форме. Такие занятия проходят в форме конкурсов, викторин, путишествия и т.д. насыщены игровыми моментами. Также дети пишут рефераты на различные темы, защищают в творческой форме проектно-исследовательские работы: «Башкирия многоликая», «Мир в котором я живу». Традиционно проводим праздники в микрорайоне  - «Праздник Двора» «Сабантуй», «Масленица», «Науруз», «Живем единой семьей», «Между Волгой и Уралом»,  «Алтын тирмэ» и др. Играя, дети постигают народную мудрость, так как мы всегда подробно анализируем содержание материала.

Организуя и проводя праздники, я учитываю, что в традиционном народном воспитании огромное внимание уделялось созданию душевной атмосферы, чувству оживленности, раскрепощению внутренних сил каждого участника народного действия. Например, русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культуры. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создает богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающего поколения.

Также огромное воспитательное воздействие имеют такие разнообразные формы работ, как оформление мероприятий, встречи с известными людьми, организация поисково–исследовательской работы. В целях обогащения знаниями детей творческого объединения мы создали небольшой этнографический музей. Музей является одним из замечательных и уникальных явлений системы образования, который играет большую роль в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения. После посещения музея дети «окрыляются» и стремятся еще больше увеличить фонд музея, где много интересных, совсем неизвестных экспонатов разных национальностей. Музей дает возможность изменить внутренний мир учащихся, сделать их лучше, совершеннее и богаче, формирует устойчивую потребность в общении с прошлым, дает возможность видеть, извлекать из прошлого все ценное, лучшее.

К. Д. Ушинский говорил, что воспитание лишенное народных корней,  - бессильно. Праздники национальных традиций развивают у обучающихся эмоциональную восприимчивость, эстетическое воспитание и понимание важности культурного  наследия  своего народа.  Поэтому в течение года проводим различные национальные праздники. Особенно детям нравятся календарные праздники, такие как «Зимние Святки», «Проводы Масленицы» и т.д.  В ходе подготовки к празднику обучающиеся на занятиях знакомятся с историей того или иного праздника, с обрядами, обычаями. Также немаловажно что, при подготовки какого-либо мероприятия дети сами выбирают тему, пишут сценарий и изготавливают декорации и т.д. На занятиях я доверяю детям, стараюсь давать больше свободы, например, сделать костюм, придумать образ, грим. Ребенок, вовлеченный в этот процесс, приобретает элементарные навыки литератора, историка, художника, режиссера и, конечно же, артиста. Дети становятся активными участниками игры, праздника, где пробуют себя в разных видах деятельности: пении, танце, чтении стихов, рисовании.

  Все что я использую и применяю на занятиях, это все направлено на приобщение к национальной культуре и всестороннему развитию личности. Объединение детей общей творческой деятельностью, в котором возникают отношения взаимной зависимости, учит толерантности по отношению к товарищу, воспитывает чувство коллективизма и ответственности.

Воспитание детей в духе толерантности способствует формированию у них навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Для всех нас, живущих в многонациональном Башкортостане и еще более многонациональной России особенно важен аспект правильного понимания  национального и общечеловеческого. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.

Знания и умения, полученные в творческом объединении, обучающиеся применяют в повседневной жизни. Принимают активное участие в жизни клуба, участвуют в мероприятиях Центра, микрорайона, школы. Я верю, что знания о национальной культуре народов, полученные в творческом объединении, поможет и научит их любить свою Родину.


Воспитание духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре

Воспитание духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре

Большое место в развитии духовно-нравственных качеств личности занимают народные праздники и традиции

Большое место в развитии духовно-нравственных качеств личности занимают народные праздники и традиции

Поэтому в течение года проводим различные национальные праздники

Поэтому в течение года проводим различные национальные праздники
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020