Приобщение ребенка к художественной литературе как одно средств достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования
Оценка 4.8

Приобщение ребенка к художественной литературе как одно средств достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
Детсад
11.04.2020
Приобщение ребенка к художественной литературе как одно средств достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для их выражения, строить речевое высказывание в ситуации общения. Для решения таких задач традиционно педагогу на помощь приходили произведения художественной литературы, которые оказывали огромное влияние не только на формирование грамотной речи и обогащение лексики дошкольника, но и служили действенным средством его умственного, нравственного и эстетического развития.
приобщение.doc

Приобщение ребенка к художественной литературе как одно средств достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования

 

Подготовил:

Захарова Светлана Михайловна,

воспитатель

первой квалификационной категории

Детского сада № 46

 

Детская книга при всей её внешней простоватости - вещь исключительно тонкая и не поверхностная.

Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины.

Удивительное искусство - детская книжка!

Лев Токмаков

 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для их выражения, строить речевое высказывание в ситуации общения. Для решения таких задач традиционно педагогу на помощь приходили произведения художественной литературы, которые оказывали огромное влияние не только на формирование грамотной речи и обогащение лексики дошкольника, но и служили действенным средством его умственного, нравственного и эстетического развития.

XXI  век  для человечества считается информационным. Дети все больше находятся под влиянием телевидения и интернета, на чтение художественной литературы у них не остается ни времени, ни желания. Как следствие, книга оказывается вытесненной современными технологиями и интерес к ней постепенно утрачивается.

Тенденция падения интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым. Данная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры: увеличивается количество людей не читающих или читающих лишь от случая к случаю, утрачиваются традиции семейного чтения, снижается интерес к печатной прессе. Как следствие, ухудшается владение родным языком и снижается уровень грамотности населения страны.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.  

Трудно переоценить роль книги в жизни современного человека. Она дает громадные возможности для постижения человеческого опыта: в области чувств, желаний, мыслей и наблюдений. Сливаясь с чувствами и мыслями автора и его героев, мы становимся в их положение, смотрим на мир их глазами, переживаем то, что переживают они, оцениваем мир их оценками.

Наиболее оптимальной формой приобщения детей к художественной литературе для педагогов нашей группы стала проектная деятельность, которая позволяет объединять всех участников образовательных отношений и стать им полноправными партнерами в организации образовательной деятельности.

Нами был разработан долгосрочный проект «Приобщение детей дошкольного возраста к миру художественной литературы через совместное чтение взрослого и ребенка», цель которого – создать условия для формирования устойчивого интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста и приобщения участников образовательных отношений к традициям семейного чтения.

Участниками настоящего проекта стали педагоги группы и специалисты детского сада, дети в возрасте 3 – 7 лет и их родители (законные представители), социальные партнеры.

Для реализации проекта педагогам не потребовалось создавать специально организованную предметно – пространственную среду. Проект реализовывается в условиях группового помещения, в т.ч. прогулочном участке и музыкальном зале.

В рамках этого проекта педагогами группы применяются методы, приемы и средства реализации образовательной программы дошкольного образования. Основным видом деятельности реализации проекта является игра.

Первые шаги в мир художественной литературы маленький читатель делает в дошкольном возрасте. Проводниками для детей становятся взрослые и, в первую очередь, родители. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

Поэтому сложность реализации данного проекта заключается в том, что  родители воспитанников, которым обычно некогда и которые всегда куда – то торопятся, по замыслу педагогов и детей группы должны были стать активными и полноценными участниками образовательной деятельности.

Одним из мероприятий по реализации проекта является тематическая неделя «Книжкины именины». В течение тематической недели с целью повышения компетентности родителей в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе был проведен круглый стол «Сказка в жизни малыша». Итогом круглого стола явилось решение о подготовке и проведении совместного театрализованного развлечения для детей «Книга сказок» и создание авторской развивающей книги о правилах безопасности «Аркадий Паровозов спешит на помощь». 

В процессе создания авторской развивающей книги «Аркадий Паровозов спешит на помощь» родители вместе с детьми выбирали любимых героев сказок, мультфильмов и телепередач, создавали проекты иллюстраций любимых произведений, изготовляли страницы книги в различных техниках художественного и декоративно – прикладного творчества. В детском саду педагоги совместно с детьми сочиняли тексты четверостиший для созданных иллюстраций. В результате проделанной работы в группе появилось полноценное совместное авторское художественное произведение (интерактивное дидактическое пособие) для дошкольников с использованием игровых приемов.

Активными участниками подготовительных мероприятий совместного театрализованного развлечения для детей «Книга сказок» также стали  родители воспитанников. В домашних условиях совместно с детьми они читали и узнавали новые для детей сказки, создавали собственные костюмы и декорации, учили свои роли. Совместно с педагогами группы принимали участие в разработке сценария тематического развлечения. Результатом проделанной работы явилось театрализованное развлечение для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) с использованием игровых приемов и театрализованной деятельности взрослых «Колобок на новый лад». В процессе организации театрализованного развлечения родители воспитанников были объединены одной целью, что позволило им эффективно взаимодействовать друг с другом, делиться собственным опытом. Родители стали полноправными участниками образовательной деятельности и получили возможность проявить свои творческие и актерские способности.

При участии родителей также были подготовлены совместно детско - родительские театрализованные представления «Репка», «Весенняя сказка», «Весна идет, весне дорогу».

Основным мотивом для участия родителей в совместной театрализованной деятельности явилось формирование положительного примера старших и установление доверительных отношений между родителями  и детьми, что позволило привлечь к образовательной деятельности не только родителей, но и старших братьев и сестер.

Непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и фольклором в группе включала в себя ознакомление с биографиями и творчеством отечественных и зарубежных писателей и поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг и письменности в целом.

В рамках совместной образовательной деятельности участники проекта принимают участие в конкурсах различного уровня, праздниках и развлечениях, интеллектуальных играх, оформлении тематических выставок.  В детском саду педагоги вместе с детьми разучивают театрализованные игры (пальчиковые, театр игрушек, игры - импровизации), читают художественные произведения и произведения фольклора. 

Конкурсы чтецов - одна из форм организации детской деятельности дошкольников и один из красочных моментов в жизни ребёнка, обогащающий его впечатления и развивающий творческую активность. Участие в конкурсах стало доброй традицией нашей группы. При подготовке к конкурсу в группе оформляются выставки художественной литературы и детско – родительских работ.

В рамках реализации проекта воспитанники нашей группы стали участниками конкурсов чтецов, посвященных Дню космонавтики и Дню народного единства. На конкурсы детьми и педагогами группы были представлены музыкально – литературные композиции,  в основу сценариев которых легли произведения отечественных поэтов и авторские произведения педагогов группы. Участие в подобных конкурсах способствует воспитанию у дошкольников чувства патриотизма, приобщению к истории и культуре Родины, формированию навыков выразительного чтения, развитию артистических и ораторских умений, а педагогам позволяет проявить творчество в создании концепции музыкально – литературной композиции.

Интересным и современным средством реализации проекта стало создание мультфильма «Рождественская звезда». Процесс создания мультфильма – это увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и сценаристом этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. В процессе создания мультфильма дети оформляли декорации, лепили персонажей мультфильма, во время съемки - озвучивали героев, выступали в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатора.

Создание мультфильма позволило педагогам интегрировать такие виды детской деятельности, как коммуникативную, игровую, познавательно - исследовательскую, изобразительную и музыкальную. В результате чего у воспитанников группы развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками.

Ежегодно в нашей группе проходит акция «Книговорот», в которой дети и родители активно принимают участие.

Поначалу инициаторами проведения акции выступали педагоги, а спустя год дети и родители сами стали инициаторами этой акции. Главный принцип акции «Книговорот» - прочитал сам — передай другому. Участники акции с удовольствием и интересом читали, приносили и обменивались книгами. Взрослые делились впечатлениями, давали советы и рекомендации друг другу, обсуждали содержание книг. В группе дети делятся со сверстниками своими впечатлениями о прочитанных произведениях и проявляют интерес к другим книгам.

У книг не может быть конкурентов. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. И поскольку объем информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, то, соответственно, возрастает и важность приобщения к художественной литературе.

Самая главная мысль, которую мы должны внушить ребёнку всеми возможными способами, заключается в том, что чтение само по себе является удовольствием. Не наказанием, не скучной обязанностью или унылой необходимостью, а самым лучшим удовольствием и наградой.

 Основными планируемыми результатами реализации нашего проекта станут развитие свободной творческой личности ребенка, развитие у него таких качеств как креативность, самостоятельность,  желание узнать новое и воплотить в деятельности свой творческий замысел, формирование позиции родителя как полноправного и полноценного участника образовательных отношений.

В процессе деятельности по приобщению детей к художественной литературе взрослому (педагогу и/или родителю) важно помнить о том, что интерес ребенка к тому или иному художественному произведению всегда зависит от того, насколько интересно произведение самому рассказчику. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный автором или рассказчиком мир.

И сегодня я хочу представить Вам мастер – класс по использованию метода сторителлинга в приобщении дошкольников к художественной литературе.

Сторителлинг - искусство донесение поучительной информации, с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и мышления.

Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Использование метода сторителлинга в приобщении детей к художественной литературе позволит педагогу оживить знакомые детям литературные произведения, а также создать свои совместные уникальные и неповторимые авторские истории.

МАСТЕР – КЛАСС «Использование метода сторителлинга в приобщении дошкольников к художественной литературе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приобщение ребенка к художественной литературе как одно средств достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования

Приобщение ребенка к художественной литературе как одно средств достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования

Участниками настоящего проекта стали педагоги группы и специалисты детского сада, дети в возрасте 3 – 7 лет и их родители (законные представители), социальные партнеры

Участниками настоящего проекта стали педагоги группы и специалисты детского сада, дети в возрасте 3 – 7 лет и их родители (законные представители), социальные партнеры

Непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и фольклором в группе включала в себя ознакомление с биографиями и творчеством отечественных и зарубежных писателей и…

Непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и фольклором в группе включала в себя ознакомление с биографиями и творчеством отечественных и зарубежных писателей и…

В процессе деятельности по приобщению детей к художественной литературе взрослому (педагогу и/или родителю) важно помнить о том, что интерес ребенка к тому или иному художественному…

В процессе деятельности по приобщению детей к художественной литературе взрослому (педагогу и/или родителю) важно помнить о том, что интерес ребенка к тому или иному художественному…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020