Урок географии в 7 классе
Тема: Природные ресурсы земной коры
Цель:
· Сформировать знания о природных ресурсах земной коры;
· Продолжить формирование знаний о горных породах, их видах и особенностях происхождения;
· Сформировать представление о закономерностях размещения полезных ископаемых.
Ход урока
1.Оргмомент
2. Актуализация и мотивация
Проверка домашнего задания:
1. Какие
типы земной коры вы знаете? Каково их строение?
2. Что такое платформа и как
она образовалась?
3. Какие движения происходят на
подвижных участках земной коры?
4. Покажите на карте крупнейшие
платформы и горные системы.
5. Расскажите
о закономерностях размещения основных форм рельефа.
3. Изучение нового материала:
Урок следует начать с актуализации
знаний о горных породах. Используя текст § 10 и рисунок 26
учебника, учащиеся отвечают на вопросы:
1. На какие группы делятся породы,
слагающие земную кору, по способу образования?
2. Как образуются магматические
породы?
3. Какие магматические породы вы
знаете? Назовите их основные свойства.
4. На какие группы делятся осадочные
породы?
5. Как образуются метаморфические
горные породы?
6. Назовите горные породы, которые
образовались в результате метаморфизации.
Земная кора обладает огромными природными
ресурсами, включающими в себя земельные и минеральные ресурсы. Земельные
ресурсы относятся к категории восполнимых ресурсов. К земельным
ресурсам относятся территории, пригодные для расселения людей и размещения их
хозяйственной деятельности. Учащимся предлагается, используя необходимые карты,
назвать территории, обладающие большими запасами земельных ресурсов (комфортный
климат, равнинный рельеф, плодородные почвы).
ФИЗМИНУТКА
Минеральные ресурсы, или полезные ископаемые, относятся к категории невосполнимых ресурсов (рудные, топливные).
Богатство ресурсов
земной коры не свидетельствует о том, что все страны мира обладают
одинаковыми их запасами: каждый отдельный район, страна, регион, материк имеют
различную обеспеченность ресурсами. Помимо природных особенностей той или иной
территории, связанных с климатическими и тектоническими процессами на
Земле, на показатель обеспеченности ресурсами в меньшей степени влияют
экономические характеристики страны или региона.
В размещении полезных ископаемых по
территории земного шара прослеживаются определенные закономерности. Учащимся
предлагается рассмотреть карту, на которой показаны самые крупные месторождения
мира, и сопоставить их распространение со строением земной коры.
В результате анализа карт школьники должны прийти к следующим
выводам:
1) в горах складчатых областей
обычно находятся месторождения рудных ископаемых;
2) на платформах рудные месторождения
приурочены к нижнему ярусу — складчатому фундаменту, поэтому они
сосредоточены на щитах либо в тех частях плит, где мощность осадочного
чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности;
3) наиболее характерные для платформ
ископаемые осадочного происхождения сосредоточены в осадочном чехле.
Ведущую роль среди них играют топливные ресурсы: уголь, нефть, газ.
В заключение урока школьники по карте
определяют районы мира, наиболее богатые запасами газа, нефти, угля, рудами
черных и цветных металлов.
Рефлексия.
Итоги урока.
Домашнее задание: 1) изучить § 10; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.