Привитие трудовых навыков, необходимых в современной жизнедеятельности в классах ОВЗ
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения наряду с общим образованием является обеспечение для детей реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) классах VIII вида обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Поэтому, моя цель - формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.
Задача - совершенствование трудового воспитания в школе VIII вида, решая которую выпускник должен быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в трудовую деятельность в социуме.
Дети, приходя в школу, плохо владеют знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для успешной социализации в обществе. Это происходит из-за недостатка внимания родителей т.к. основная масса детей из неблагополучных семей. Находясь в школе, у учащихся начинают формироваться трудовые знания, умения и навыки необходимые в самостоятельной жизни. В начальном звене отрабатываются навыки учебного поведения, овладевают навыками самообслуживания, формируются навыки трудовой коллективной деятельности. В среднем звене начинают ориентироваться в различных жизненных ситуациях, развивается алгоритм решения различных житейских проблем, отрабатываются трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем. В старшем звене знают свои положительные и отрицательные черты, умеют дать себе правильную самооценку, принимать и оказывать помощь другим. А также имеют необходимое представление о мире профессий, сформирована потребность трудиться.
Существуют проблемы, которые препятствуют профессиональному развитию детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности:
· отсутствие четкой жизненной перспективы;
· неспособность адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определенных профессиональных трудностей;
· психологическая неготовность в момент перехода от обучения к сфере профессионального труда;
· отсутствие поддержки со стороны семьи.
Готовность к самостоятельной жизни предполагает:
· иметь жизненную позицию, основываясь на свои возможности;
· любить и уметь трудиться;
· уметь вступать в отношения с окружающими.
После окончания школы выпускник должен четко выстраивать жизненные планы. Жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать. То есть
Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса класса. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов индивида.
В процессе становления личности основным проходит трудовое воспитание от начала нахождения ребёнка в нашей школе и до выпуска из данного учреждения. Трудовое воспитание должно осуществляться с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, типологических особенностей. Выпускники школ (VIII вид) по окончанию школы должны успешно социализироваться, вливаясь в общество, не только зарабатывать себе на жизнь, но и выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствии с законами и правилами, регулирующими поведение человека в социуме.
Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в школе. Дежурство по столовой, участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы – формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду.
На территории нашей школы имеется пришкольный участок, где ребята из специального (коррекционного) класса VIII вида в весеннее – осенний период учатся элементарным навыкам работы на земле и видят результаты своего труда.
Учащиеся, овладевшие большим количеством приёмов труда, набираются опыта по выращиванию различных культур. Таким образом, овладение приёмами сельскохозяйственного труда является не только средством расширения трудового опыта детей из специального (коррекционного) класса VIII вида, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности.
Если учесть то, что это дети из неблагополучных и малообеспеченных семей, и многие не имеют своего огорода, то все приобретенные в школе трудовые знания, умения и навыки пригодятся в жизненных условиях.
Столярное дело позволяет научить ребят практическим навыкам работы с древесиной и древесными материалами. На занятиях столярного дела, под моим руководством, воспитанники знакомятся с приемами работы ручными инструментами и приспособлениями, с операциями по обработке древесины и художественной отделкой будущего изделия.
Кроме того, ребята приобретают навыки работы на токарном станке по дереву, сверлильном и заточном станках, и в целях производительности труда применять в своей работе электроинструменты. Учатся применять и овладевают навыками работы с лакокрасочным материалом, воспитывая аккуратность в работе.
Трудовое обучение осуществляется также на кружковых занятиях по ручному труду. Они направлены на развитие умственных и практических действий детей. Дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, овладевают способами обработки различных материалов. Так же необходимо создавать у детей интерес и уважение к результату своего труда.
Поделки должны быть не только индивидуальными, но и коллективными. В процессе создания коллективной поделки ребята учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других, что составляет одну из основных сторон культуры труда.
Например, при изготовлении кухонного набора между учащимися 5-9 специального (коррекционного) класса VIII вида происходит разделение изделий кухонной утвари по степени сложности. Учащиеся 5 класса изготавливают разделочные доски различные по форме и размерам; учащиеся 6 класса изготавливают полочки кухонного набора с применением пропильной резьбы; учащиеся 7 класса вытачивают толкушки, скалки и лопаточки для теста на токарном станке по дереву; учащиеся 8-9 классов вытачивают солонки с применением глубокого точения. Занятия направлены на воспитание у детей желание трудиться, выполнять поручения взрослого.
По мере приобретения трудовых умений, ребенок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретает уверенность в своей способности преодолевать трудности.
Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, настойчивость, самооценка.
Многие дети из специального (коррекционного) класса VIII вида посещают кружок «Молодые столяра» и на начало работы было выявлено, что 15% детей имеют ярко выраженные творческие способности, у 60% - имеются их зачатки, и у 25% способности отсутствуют. Поэтому я, в течение первых двух лет, стремился привлечь их в творческую деятельность и адаптировать к современным жизненным условиям.
В процессе работы кружка осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности у учащихся, их наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации в современной жизнедеятельности.
Работа с берестой, резьба по дереву – работа очень сложная, кропотливая. Не всем детям она давалась вначале легко. Но, несмотря на то, что это трудная работа, она несет большую коррекционную значимость, т.к. здесь идет развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных представлений, зрительного восприятия. На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. На занятиях учащиеся вооружаются специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. Зная о практическом применении своих поделок, дети работают просто с увлечением. Ведь создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве.
И я считаю, что занятия этого кружка – это одна из ступенек в подготовке их к трудовой деятельности. Ведь декоративное искусство – неиссякаемый источник творчества. Самое ценное в изделиях художественных промыслов то, что в них сохраняются и продолжаются традиции народного декоративного искусства. Следуя традициям, создавая вещи своими руками, на занятиях дети возвращаются к истокам народного творчества.
Наибольшее внимание уделяю работе с древесиной, так как этот вид работы наиболее доступен и распространен в нашей местности. Изготовление изделий из дерева не является самоцелью, а служит лишь средством реализации поставленных задач. Каждой поделке необходимо придать практическое назначение и только тогда она станет наглядным пособием, или выставочным экспонатом, или подарком к празднику или любимой игрушкой. А это все им пригодится в дальнейшей жизни.
Успешность развития трудовых действий ребенка определяется положительной мотивацией. Мотивация в первую очередь зависит от трудовой умелости. Дело, которое хорошо ладится, создает положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность.
ВЫВОД: благодаря трудовой деятельности, реализованной в творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к занятиям на уроках и кружковой работе, развития творческого потенциала и как конечная цель – воспитание творческой личности, способной развиваться в современной жизнедеятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.