Приёмы и способы звукоизвлечения на 6-ти струнной гитаре.
При исполнении на 6-ти струнной гитаре, существует 3, самых распространённых способа звукоизвлечения. Это – «Щипок», «Перебор» и «Бой». Начиная с античных времён и средневековья, эти способы применялись при извлечении звуков на струнных, щипковых музыкальных инструментах. А также, имеет место «Предметное извлечение», что означает извлекать звуки с помощью пластмассовой или металлической пластинки – Медиатора, который используется при игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах в оркестрах. В ХХ-ХХI веках, успешно применяется при исполнении музыкальных произведений на электрогитаре, в современных жанрах и стилях.
Техника правой руки
Правая рука в локтевом сгибе лежит на корпусе гитары, свободно всем весом, так, чтобы кисть руки расположилась над струнами у розетки. Кисть свободна, пальцы мягкие, округлые, всякое напряжение снято.
Приёмы звукоизвлечения:
Приём 1. Рука немного поднимается и опускается. При опускании большой палец быстро проводит по
всем струнам, кисть слегка поворачивается. При быстрых ритмах вместо большого пальца может
действовать либо один указательный, либо указательный вместе со средним и безымянным.
Делается как бы скользящее движение, удар по струнам. В начале движения пальцы согнуты,
затем, быстро скользя тыльной стороной, ногтями по струнам, они разгибаются. Этим приёмом
можно аккомпанировать в различных темпах, если делать акценты в нужном месте.
Приём 2. Играют попеременно большой и указательный пальцы. Вначале большой палец натягивает и
отпускает басовую струну (6-ю, 5-ю или 4-ю в зависимости от взятого в левой руке аккорда), затем
удар указательным (или вместе указательным, средним и безымянным) по остальным струнам.
Приём 3. Движение вверх-вниз. При движении вниз делается ударение. При движении вверх звук
приглушается.
Приём 4. После баса большим пальцем вниз, указательный палец быстро проводит по струнам вверх-вниз.
Вверх подушечкой пальца, сгибаясь; вниз – тыльной стороной и ногтём, разгибаясь.
Приём 5. Только указательный палец делает движение вверх-вниз по всем струнам аккорда. Вверх –
потише, вниз с ударением. После движения вниз ладонь распрямляясь, может касаться струн –
приглушать звук.
Приём 6. Используется в произведениях вальсового характера, исполняется на счёт «раз-два-три». После
баса «раз» указательный палец делает два движения вниз «два-три» по всем струнам. В этом
приёме следует приглушать второй и третий или только третий удар.
Приём 7. «Арпеджиато». Большой палец относительно медленно проводит по всем струнам сверху вниз.
Щипковый способ звукоизвлечения.
Приём 8. Указательный, средний и безымянный пальцы правой руки защипывают вверх и отпускают
соответственно 3-ю, 2-ю и 1-ю струны, большой палец в это же время защипывает вниз и
отпускает одну из басовых струн, в зависимости от конструкции аккорда. Защипывание
осуществляется подушечками пальцев или ногтями.
Щипковый способ позволяет растягивать аккорд по отдельным звукам, делать гитарные переборы.
Обозначим пальцы правой руки следующим образом:
а) большой – 1, указательный – 2, средний – 3, безымянный – 4;
б) большой – 1, указательный – 2, средний – 3, безымянный – 4, мизинец – 5;
в) указательный – 1, средний – 2, безымянный – 3, мизинец – 4 (в этом случае у
пальца исполняющего функцию баса, будет буква «Б»).
Вариант «в», самый распространённый. Хоть и кажется на первый взгляд в начале обучения вариантом не простым. Дело в том, что указательный палец (1), часто несёт другую функцию, и его использование в формате «щипка» или «перебора», ограничивает функцию правой руки, а значит и аккомпанемент.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.