УДК 37.013.78
Волосков Игорь Владимирович., доктор философии, учитель истории и обществознания ГБОУ школа№887 (Москва)
Проблема повышения мотивации учащихся на изучение предмета в условиях дистанционного образования.
Постановка проблемы Эпидемия короновируса, реалии дистанционного образования поставили перед системой образования ряд актуальных проблем. Среди них необходимость быстрого освоения онлайн платформ, освоение и развитие компьютерных навыков, новые подходы к организации занятий и контроля учащихся, методики итоговой аттестации учащихся, постоянная работа с мотивацией на изучение предмета. Реалии дистанционного образование показали помимо технических проблем работы онлайн платформ отсутствие необходимых навыков у учителей, техническая не оснащенность учащихся (отсутствие компьютера, ноутбука, видеокамеры, колонок). Среди многих проблем практики дистанционного образования особое место занимает отсутствие мотивации у учащихся на изучение предметов. Как следствие, отсутствие на занятиях, не выполнение заданий, пассивность, оправданная отсутствием видеокамеры и плохой работой микрофона.
Задачи исследования: 1) оценка состояния мотивации в общественном мнении учащихся старшей школы
2) выявление инновационных техник повышения мотивации обучающихся
Внедрение дистанционного образования в условиях распространения короновирусной инфекции сопровождалось неопределенностью в том, насколько в таком режиме работы учащиеся усваивают необходимые знания и навыки. С целью оценки состояния мотивации было проведено интервью учащихся 10-11 классов. На вопрос «Как вы считаете, каковы преимущества дистанционного образования?» были даны ответы «удобно, комфортно, спокойно», «экономия времени», «больше времени на профильные предметы». В той или иной форме большинство участников интервью придерживаются данных позиций в области оценки положительных аспектов дистанционного образования. Однако были учащиеся, которые, несмотря на вопрос о преимуществах, негативно оценили дистанционное образование «Преимущества у дистанционного обучения отсутствуют в виду того, что оно ломает психическое здоровье ребенка, а иногда и учителя. Также усвоение программы хуже, чем на очном обучении». С последним тезисом участника интервью трудно не согласиться, результаты ЕГЭ 2020 показали снижение показателей по целому ряду предметов.
На второй вопрос «какие события школьной жизни на дистанте больше всего запомнились?» были даны следующие ответы: «поспал, отдохнул, можно было шутить, менять название аккаунта». Данное высказывание как нельзя лучше свидетельствует о том, что было за черными экранами. Данное мнение дополняет и другой участник интервью «Совмещение учебы с жизнью, не надо по 7 часов сидеть на одном месте, можно работать, гулять, делать что хочешь и не надо «просиживать штаны». Большое количество учащихся в качестве впечатлений от дистанта отметили «не работающие зум и тимс». Второй вопрос показал правду «черных экранов», ослабление контроля со стороны учителей, родителей, формальный характер присутствия на занятиях.
На вопрос «имеет ли дистанционное образование недостатки?» учащиеся отметили следующие наиболее типичные позиции:
-плохое усвоение учебного материала
-отсутствие качественной проверки знаний
- технические сложности и сбои в работе платформ
- отсутствие живого контакта с учителями и одноклассниками.
При всем положительном и негативном отношении к технологии дистанционного образования участники принимают, что оно является единственно возможным при массовых эпидемиях, а также подходит для инвалидов, детей с ОВЗ, путешествующим, проживающим в других странах, труднодоступных территориях.
Таким образом, участники интервью объективно отмечают, что цифровизация образования, распространение дистанционных образовательных платформ и организация в них учебного процесса- вынужденная мера в условиях пандемии короновируса. Однако неизбежным следствием внедрения данной формы обучения стало ослабление контроля над учащимися со стороны учителей и родителей, существенное снижение качества образования, неспособность контролировать жизнедеятельность и образ жизни молодежи.
Результаты интервью подтвержили проблемы с мотивацией учащихся, вызванные снижением контроля со стороны учителей и родителей. Повышение мотивации, как показывают результаты социально-педагогического эксперимента возможны путем внедрения современных педагогических технологий организации педагогического процесса. К ним относится диалог и игра.
Технология организации и проведения игры включает в себя разные формы и этапы. Формами проведения интеллектуальной игры может выступать олимпиада, брейн-ринг, деловая игра.
Отмеченные формы игры активизируют не только познавательную сферу учащихся, мотивируют их на развитие эрудиции, самостоятельный поиск знаний, но и учат взаимодействию в команде, коммуникабельности, возможности обмена знаниями. Отмеченные познавательно-воспитательные особенности игры формируют предметное мышление, а также такие важные качества, как коммуникабельность, социальная активность, эрудированность. Формирование личности в школьной среде в направлении таких характеристик требует от современного образования ФГОС третьего поколения.
Технология организации игры предполагает не только выбор формы, отвечающей текущим педагогическим задачам, но и разработку концепции игры, состоящую из следующих этапов:
-подготовительный (выбор формы игры, отбор заданий, корректировка правил игры, уточнение системы оценивания, подготовка перечня ситуативных вопросов)
- проведение игры (ситуативная корректировка организационного этапа, наблюдение за ходом выполнения заданий, ситуативное реагирование на ход игры)
- подведение итогов игры, самоанализ (что получилось? Почему в процессе игры пришлось корректировать подготовительный этап? Какие задачи не удалось реализовать и почему? Каким образом необходимо скорректировать модель игры?)
Таким образом, технологии организации совместной деятельности детей в системе образования следует отнести к инновационным в силу того, что они по-другому рассматривают и технологически организуют образовательный процесс, основываются на соработничестве учителя как наставника и учащихся, способствует повышению заинтересованности учащихся в изучаемом предмете.
Дополняет технику организации игры диалоговые методики. Диалог, как метод обучения, хорошо известен в истории педагогики еще с античных времен, философских школ Сократа, академии Платона, ликея Аристотеля. Диалог исходит из философской установки, что необходимые знания у человека уже есть, их необходимо только актуализировать, обобщить, «очистить» от лишней информации. Методики диалога стали развиваться в таких педагогических системах XX века, как вальфсдорфская школа педагогики, педагогическая система Д. Карнеги, педагогическая традиция Эльконина-Давыдовой. Диалог позволяет не только актуализировать имеющиеся знания, но и способствует проявлению эрудиции, способности формулировать свою позицию и аргументировать ее. Потому диалог становится востребованным методом обучения в целях формирования и развития мотивации, заинтересованности учащегося в определенном предмете. Использование диалоговых методик позволяет устанавливать гармоничное социокультурное взаимодействие в группе, способствовать самореализации личности ребенка в дискуссиях, процессе аргументации собственной позиции. Участие в таких формах активности способствует самореализации личности, выработки таких важных качеств как эрудированность, активная позиция и социальная активность, уверенность в себе, осознанность профессионального выбора, мотивация работы в рамках определенной темы, проблемы.
Технология организации диалога как инновационные в силу вовлечение учащихся в процесс сотворчества с учителем, повышение заинтересованности учащихся в предмете, развитию таких социозначимых качеств, как социальная активность, инициатива, ответственность. Более того, диалоговые и игровые техники способны проявиться и развиваться одаренным детям, которые, в свою очередь своими достижениями обеспечивают социальный успех педагога. Социальная активность учащихся способствуют самореализации не только в учебной, но и в общественно полезной деятельности. Диалоговые техники могут быть реализованы в формах беседы, групповой дискуссии, работы с кейсами и задачами, проектные задания, минипроекты.
Таким образом, использование игровых и диалогических техник способно повысить интерес учащихся к определенному предмету, способствовать повышению социальной активности и инициативы учащихся, повысить успеваемость и результаты государственной итоговой аттестации, сформировать интерес к более глубокому изучению предмета, участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
@ Волосков И.В., 2021
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.