Проблема здоровья молодого поколения и сберегающих технологий в процессе обучения.
Оценка 4.9

Проблема здоровья молодого поколения и сберегающих технологий в процессе обучения.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
физика
Взрослым
20.06.2024
Проблема здоровья  молодого поколения и сберегающих технологий в процессе обучения.
Проблема здоровья молодого поколения....docx

Проблемы здоровья молодого поколения и использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

 

Наша эпоха очень динамична. Современному человеку нужно много знать и стараться поспевать за развитием научных знаний. Но параллельно возникает проблема, которая связана со способностью организма справиться с огромным потоком информации. Уже не является новостью тот факт, что все болезни помолодели и в последние годы, к сожалению, мы замечаем негативную динамику, характеризующую состояние здоровья наших студентов.  Отчётливая тенденция ухудшения здоровья молодого поколения проявляется повсеместно, и становиться крайне серьёзной проблемой, нарушающей нормальный ход учебного процесса. Другими словами, наши дети и подростки стали больше болеть и с этим сталкивается каждый учитель и преподаватель.

По данным исследование, которые систематически проводит  НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ появляется страшная, на мой взгляд, тенденция о том, что среди российских старшеклассников нет полностью здоровых людей. Сравнение с началом 1990-х годов состояния здоровья обучающихся не в пользу современных детей. Оно  ухудшилось в 2,4-2,7 раза, а хронические болезни стали встречаться у них чаще на 40-70%. Одновременно с этим специалисты ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ подчёркивают, что колоссальные нагрузки у молодого поколения связанны с их обучением. И это не только объём учебного материала, многообразие учебных предметов, но и постоянный стресс, связанный, например, со сдачей экзаменов. Исследователи фиксируют рост числа психосоматических заболеваний у подростков.

Но мы не должны забывать, что молодое поколение – это будущее государства, которое должно развивать новые технологии и создавать современное оборудование. Значит, здоровье молодёжи является важнейшей, приоритетной проблемой и предметом огромной важности, так как оно определяет тот  потенциал нашего общества, который способствует его развитию и, наряду с другими общественными показателями, является основой укрепления страны. Эти понятия  зафиксированы в Законе РФ «Об образовании», в котором  здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Поэтому, в современных условиях образовательный процесс призван выполнять не только образовательную функцию, но и способствовать сохранению и укреплению здоровья молодого поколения, так как именно учреждения образования являются теми инстанциями в жизни человека, через которые проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь. Эту задачу обязан решать каждый педагог, на каждом уроке и во внеурочное время.

А начать необходимо, на мой взгляд, с соблюдения требований СанПиН в каждом учебном кабинете. Это и систематическое проветривание, включая и холодное время года, поддержание температуры 19ºС - 22ºС и относительной влажности 31% - 62%. Преподаватель должен систематически следить так же за уровнем освещённости кабинета и уровнем шума. Учебные помещения предусматривают естественное освещение, и оно должно быть боковым левосторонним.  К важным факторам эффективности обучения в учебном кабинете и поддержания общего хорошего самочувствия обучающихся необходимо отнести наличие качественных и безопасных светильников, комфортное для глаз и нервной системы освещение. Войдя в кабинет обучающиеся должны дышать свежим воздухом, для чего необходима приточно-вытяжная вентиляция. Специализированная мебель и стены, окрашенные в светлые тона, специальной по составу краской, должны способствовать настрою на творческую и плодотворную мыслительную деятельность. Задача же учителя заключается в том, чтобы развивать этот настрой и помогать его дальнейшему развитию.

Несмотря на возраст наших учеников, в начале урока мы должны напомнить им, о том, как нужно сидеть во время урока, не сутулясь, прямо, не скрещивая ноги, чтобы не нарушалось кровообращение. Этот момент тоже крайне важен, так как сколиоз и другие заболевания позвоночника очень распространены сейчас среди детей и молодёжи. Поэтому учебный год и свой первый урок  в каждой учебной группе я начинаю с изложения техники безопасности. Мы вспоминаем правила организации рабочего места и посадки за компьютером. Здоровьесберегающие технологии очень значимы на любом уроке. И поэтому во время проведения занятия необходимо выделять буквально несколько минут на физкультурную паузу. Они способствуют снятию локального утомления. Предлагаю своим ученикам по очереди самим её проводить, продумывая свои варианты. Их много опубликовано на различных сайтах, но можно создавать свою версию. Характер физических упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить возможность обучающимся  отвлечься от умственной нагрузки и дать их организму разрядку, снять усталость и напряжение, возникающее на уроке. Выбираем только простые  упражнения, но они должны быть интересными, хорошо знакомыми. Физкультминутки могут быть тематическими, например, в одной из групп ребята чередуют такие сюжеты, как « Мы в лесу», « Мы на море», « Мы болеем на футболе» и т.п. Возраст здесь не помеха, ведь даже взрослым людям иногда хочется хоть на миг побыть ребёнком.

Иногда мы из-за большой загруженности забываем, какое значение для психики также имеет настрой, психологическая установка на работу. Иногда перед началом урока я вывожу на экран чудесные пейзажи с изображением леса, берега реки, картины знаменитых художников. Возможен вариант использования на уроке классической музыки, например, при выполнении самостоятельной работы или работы за компьютером. Здесь важную роль играет умение учителя импровизировать. Как показывает практика, такие моменты очень нравятся нашим студентам. Они утверждают, что музыка успокаивает, снимает волнение, а пейзажи заставляют задумываться и настраивают на работу.

Основная форма организации учебных занятий – это урок. Проводя урок, мы выполняем установленный объём учебной работы, запланированный на конкретный промежуток времени. Каждый урок складывается из определенных элементов, которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Важно, чтобы каждый урок был «здоровьесберегающим». Это значит, что на нём должно не просто обеспечиваться соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности, но и учитываться возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Это элементарно, но и очень важно для сохранения их умственной и физической работоспособности. Для того, чтобы наши ученики не уставали на уроке и он не превращался для них в пытку, учитель обязан обеспечивать доброжелательную творческую атмосферу. Материал урока должен быть подобран таким образом, чтобы избегать утомления обучающихся, держать их внимание под контролем и не забывать о том, что, знания получают те, кто в них заинтересован. Таким образом, необходимо поддерживать внимание и интерес у тех, кому мы даём знания. Здесь показательно умение педагога выбирать формы, методы и приёмы обучения, а также, рационально их использовать. Использовать один метод рационально в пределах 10 минут. Частое чередование может способствовать быстрому утомлению и, как следствие, появлению стресса. Продуманное же применение методов, без сомнения, позволяет нашим студентам легче переносить учебные нагрузки, а так же  способствует снижению риска ухудшения их здоровья.

Большую помощь педагогу при проведении современного урока, конечно, оказывают ТСО. Они помогают оптимизировать процесс обучения, увеличить объём и  усилить креативность излагаемого материала. Но никто не отменяет живого общения и поэтому, необходимо использовать технические средства как дополнительную возможность, например, для показа опыта, для проведения самостоятельной работы, тестирования и так далее. Современное поколение, для которого гаджеты стали, к сожалению, главным источником их связи с внешним миром, получает много негатива от их использования. Это также необходимо учитывать в применении ТСО и работать с ними только в случае достижения оптимального эффекта. Например, такой эффект, на мой взгляд, дают интерактивные обучающие программы. Они вызывают у обучающихся несомненный интерес и,  одновременно,  позволяют снимать у них стресс и напряжение.

В заключении хотелось бы отметить  ещё раз, что здоровье  детей и подростков год от года не улучшается, а, наоборот,  прослеживается тенденция к его ухудшению. А, значит, одним из главных направлений работы педагога должно быть стремление не просто уменьшить, но и, главным образом, предупредить негативное воздействия учебной нагрузки на здоровье его учеников. Педагог обязан знать принципы здорового образа жизни и внедрять элементы культуры здоровья в процесс преподавания.

 

Литература:

1. Борисова А. А., Борисова Л. П., Сыромятникова Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования// Молодой ученый. 2012. № 6. — С.375–377

2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования. Валеология.-2004.

3. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru

4. Электронный ресурс  Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Проблемы здоровья молодого поколения и использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

Проблемы здоровья молодого поколения и использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

Эту задачу обязан решать каждый педагог, на каждом уроке и во внеурочное время

Эту задачу обязан решать каждый педагог, на каждом уроке и во внеурочное время

Мы в лесу», « Мы на море», « Мы болеем на футболе» и т

Мы в лесу», « Мы на море», « Мы болеем на футболе» и т

Но никто не отменяет живого общения и поэтому, необходимо использовать технические средства как дополнительную возможность, например, для показа опыта, для проведения самостоятельной работы, тестирования и…

Но никто не отменяет живого общения и поэтому, необходимо использовать технические средства как дополнительную возможность, например, для показа опыта, для проведения самостоятельной работы, тестирования и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024