Проблема тестирования физической подготовленности человека – одна из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания, спортивной метрологии, антропомоторике, биомеханике, спортивной медицине и других науках. За примерно 130 -140 лет истории этой проблемы накоплен огромный и самый разнообразный материал, который всегда вызывал и продолжает вызывать к себе большой интерес не только со стороны научных работников, но и учителей физической культуры, тренеров, учащихся и их родителей.Занимающимся с большей длиной и массой тела легче даются метания, в тоже время им значительно сложнее овладеть техникой данного упражнения и показать высокие результаты в беге на выносливость. Школьники с небольшими габаритными показателями тела быстрее достигают успехов в упражнениях циклического характера, требующих проявления выносливости, а учащиеся с относительно высоким ростом и незначительной массой тела успешнее других выступают в прыжковых видах легкой атлетики.
Рекомендованные Министерством образования России программы по физическому воспитанию для общеобразовательной средней школы ориентируют учителя на учет индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их темпами биологического созревания, уровнями физического развития и двигательной подготовленности. Однако конкретные методические подходы, указания и разработки в данном направлении практически отсутствуют.
Входе исследования нами были выделены основные критерии дифференцированного оценивания физической подготовленности школьников: конституциональные особенностей телосложения, уровень биологического созревания и антропометрические данные школьников.
Анализ соотношения школьного контингента в возрасте 7-17 лет показывает, что 57,1 % занимающихся относятся к торакальному типу телосложения, число лиц с дигестивным типом телосложения составляет 16,7 %, астеноидным - 14,7 %, мышечным – 11,5 % (табл. 1). У большинства испытуемых (72,1 %) паспортный возраст соответствует биологическому.
В месте с тем, в разные периоды онтогенеза нами выявлены несколько другие соотношения данных контингентов. В препубертатный период отмечается наибольшая доля (77,7 %) учащихся, паспортный возраст которых соответствует биологическому, а в пубертатный и постпубертатный периоды выявлено снижение доли данного контингента. Во всех группах второе место занимают испытуемые с отстающим уровнем созревания организма.
Изучение важности таких факторов, как возраст, уровень биологического развития и тип телосложения в изменчивости признаков, провели по восьми показателям. Из результатов дисперсионного анализа следует, что ведущим фактором изменчивости обсуждаемых показателей в возрасте 12-15 лет доминирующим фактором изменения показателей является уже уровень биологического созревания организма. Наибольшая значимость данного фактора выявлена при изменении показателей бега на 30 м (37,7%), 6-минутного бега (35,0 %) и прыжка в длину с места (34,5 %). Ростовые показатели школьников в возрасте 7-12 лет оказывают достоверное влияние на их результативность в 6-минутном беге, в 7-10 и 13-14 лет – в беге на 1000 м, в 11-17 лет – в прыжке в высоту. Достоверное влияние массы тела на результаты в шестиминутном беге проявляется только в возрасте 7-8 лет, в подтягивании на высокой перекладине – в 11-12 лет, в беге на 1000 м - в 7-8 лет, в прыжке в высоту – в 11-14 лет.
Таким образом, росто-весовые показатели оказывают разное влияние на двигательные возможности школьников в возрасте 7-17-ти лет. В одни возрастные периоды антропометрические показатели вносят существенный вклад в достижение спортивного результата, в другие – оказывают меньшее воздействие. Поэтому только оптимальные росто-весовые показатели школьников способствуют значительному повышению их результативности в различных двигательных заданиях школьной программы. В возрастном периоде 11-14 лет наглядно проявляется зависимость конституциональных особенностей и уровней созревания организма школьников на их результативность в различных двигательных заданиях, что подтверждает целесообразность учета данных характеристик при оценке физической подготовленности.
Анализ состояния проблемы дифференцированного оценивания физической подготовленности позволяют заключить:
Антропометрические показатели, конституциональные особенности и уровни созревания организма – наиболее значимые критерии дифференцированного оценивания физической подготовленности школьников одной возрастно-половой группы.
Высокая значимость в реализации двигательных возможностей, доступность и простота в регистрации, практическом применении, тесная взаимосвязь с биомеханической структурой физических упражнений и интенсивностью созревания организма делают показатели длины и массы тела приоритетными в оценивании двигательных возможностей школьников.
В период обучения в школе показатели длины и массы тела оказывают разное влияние на двигательные возможности учащихся. Наибольшее суммарное влияние данных характеристик проявляется в пубертатный период. Выявлена специфика соотношения антропометрических показателей в различных двигательных заданиях: в метании снарядов доминирующее влияние на результат оказывает показатель массы тела; в спринтерском беге, в прыжке в высоту и прыжке в длину заметное преимущество имеют уже высокорослые и относительно легкие по весу школьники, а в беге на выносливость лидерами становятся ученики среднего и выше среднего роста (относительно небольшой показатель массы тела).
Материал.docx
Одной из проблем тестирования школьников является отбор информативных
тестов. Информативность теста – это степень точности, с какой он измеряет
Фактически,
оцениваемую двигательную способность или навык.
применительно к информативности, исследователь отвечает на два вопроса:
что измеряет конкретный тест (батарея тестов) и какова при этом степень
точности измерения. Важными дополнительными критериями тестов
сопоставляемость и экономичность. Суть
являются нормирование,
нормирования состоит в том, что на основе результатов тестирования можно
создать нормы, имеющие особое значение для практики. Сопоставляемость
теста заключается в возможности сравнивать результаты, полученные по
одному тесту или нескольким формам параллельных тестов. Суть
экономичности состоит в том, что проведение тестов требует длительного
времени, больших материальных затрат и участия многих помощников.
Второй важной проблемой тестирования
двигательных способностей
является организация применения. Учитель физической культуры должен
определить: в какие сроки лучше организовать тестирование, как
осуществлять его на уроке и как часто следует проводить тестирование.
Сроки тестирования устанавливают в соответствии со школьной программой,
которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической
подготовленности учащихся. Первое тестирование целесообразно проводить
во вторуютретью неделю сентября, а второе – за две недели до окончания
учебного года. Однако, учитель может и должен проводить более частое
тестирование, осуществлять оперативный контроль. Данную процедуру
целесообразно выполнять для того, чтобы определить изменение уровня
скоростных, силовых способностей и выносливости под влиянием уроков
легкой атлетики в течение І четверти и т.п. С этой целью учитель может
применить тесты для оценки координационных способностей детей в начале и
в конце освоения учебного материала школьной программы. Следует учитывать, что разнообразие решаемых педагогических задач не дает
возможности предоставить учителю унифицированную методику
тестирования. Это требует от экспериментаторов (учителей) проявления
самостоятельности в решении теоретикометодологических и
организационных вопросов тестирования.
При оценке общей физической подготовленности учащихся можно
использовать самые разнообразные батареи тестов, выбор которых зависит от
конкретных задач тестирования и наличия необходимых условий. Однако, в
связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь
путем сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко
представлены в теории и практике физического воспитания детей.
Для сравнения общего уровня физической подготовленности ученика или
группы учащихся с помощью комплекса тестов прибегают к переводу
результатов тестирования в очки или баллы. Изменение суммы очков при
повторных тестированиях позволяет судить о прогрессе как отдельного
ребенка, так и группы детей.
Проблема тестирования школьников
Проблема тестирования школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.