Проблемы адаптации пятиклассников в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.6

Проблемы адаптации пятиклассников в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.6
docx
20.01.2020
Проблемы адаптации пятиклассников в условиях реализации ФГОС
Проблема адаптации пятиклассников в условиях ФГОС ООО.docx

Проблема адаптации пятиклассников в условиях ФГОС ООО

Главный принцип современной политики образования –

Ученик – субъект обучения!

Что ощущает пятиклассник, оказавшись в средней школе? ОН как космонавт, перелетевший с одной, знакомой и обжитой планеты, на другую – тоже чуть-чуть знакомую, о которой он когда-то слышал, но уж никак не ожидал, что так скоро здесь окажется! Хорошо, когда в школе простроена система – своеобразный скафандр, который не только оберегает, но и помогает ребенку, заботится о нем, упорядочивает вращение метеоритов (родителей, педагогов, психологов) вокруг планеты “Пятый класс”. Но, тем не менее, проблем адаптационного периода не удаётся избежать никому.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически сложных проблем, а период адаптации пятиклассников – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для этого утверждения достаточно: у школьников происходит переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. На смену учителю начальных классов приходят учителя –предметники, возрастает учебная нагрузка. Изменения условий обучения, разнообразие предъявляемых требований – это испытание для психики ребенка. Это проявляется в понижении работоспособности учащихся, к возрастанию тревожности, в неподчинении правилам поведения, развязности, неорганизованности и забывчивости. Как же избежать двух кризисов: возрастного (дети-подростки 10-12 лет): условно-педагогического (разные организации обучения) и облегчить адаптацию пятиклассников?

Проблемы и трудности пятиклассников

Организационные трудности:

 не могут сразу запомнить всех учителей;

 не очень хорошо информированы о требованиях того или иного учителя (забыл; не услышал; не записал в дневник; перепутал, что кому надо);

 проблемы с ориентацией во времени (не всегда могут верно определить

продолжительность перемены, поэтому возможны опоздания).

Пятиклассникам приходится выстраивать отношения с разными педагогами,

приспосабливаться к разному темпу, стилю преподавания, особенностям речи,

требованиям десятка новых учителей. При этом не следует забывать, что учитель – это значимый для них человек и на него хочется произвести самое благоприятное впечатление.

Многие испытывают трудности и страхи в отношениях с новыми учителями, часто боятся, что их неправильно поймут и недооценят.

- Возросший темп работы (особенно трудно после каникул быстро писать).

- Возросший объём работы в классе и дома.

- Увеличение количества предметов.

- Разнообразие заданий по разным предметам, новые (и разные) требования к

оформлению работ.

- Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней. Непонимание смысла некоторых слов, написанных в учебнике или произносимых учителем.

Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации.

Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.

2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).

3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).

4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем.

Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в 5 классе является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.

Признаки дезадаптации:

·         Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

·         Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

·         Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

·         Нежелания выполнять домашние задания.

·         Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

·         Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

·         Беспокойный сон.

·         Трудности утреннего пробуждения, вялость.

·         Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Признаки успешной адаптации:

·         удовлетворенность ребенка процессом обучения;

·         ребенок легко справляется с программой;

·         степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

·         удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей

1. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
2. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

·         здороваемся стоя;

·         не перебивать ни учителя, ни ученика;

·         поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;

·         опоздания не допускаются;

б) организация учебного процесса: наличие необходимых учебных пособий;
• соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
• проявлять уважение друг к другу;
• звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.

Практика показывает, что доступность и целесообразность введения игр и использование их в среднем звене вызывает интерес к изучению нового материала и повышает качество знаний учащихся.

Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

На мой взгляд, очень важно сохранять традиции, которые учащиеся вместе с учителем начальной школы создавали и хранили на протяжении четырех лет. 

Рекомендации учителям-предметникам

• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.
• Налаживать эмоциональный контакт с классом.

Рекомендации родителям

• Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
• Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
• Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
• Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
• Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
• Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
• Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

Психологическая поддержка родителей должна основываться на позитивном отношении к ребенку, которое подразумевает принятие, внимание, признание (уважение), одобрение, теплые чувства.

 

В начале учебного года обычно проводится диагностика. Цель диагностики - определить степень адаптации учащихся 5 класса к обучению в школе II ступени. 

АНКЕТА – 1

Инструкция: Внимательно прочитай анкету и подчеркни только те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям.

Помни, что можно подчеркнуть не более трёх пунктов.

1.      Учусь  потому,  что на уроках интересно.

2.      Учусь  потому, что ругают за плохие отметки.

3.      Учусь  потому,  что хочу больше знать.

4.      Учусь, чтобы потом было легко работать.

5.      Учусь потому, чтобы доставить радость родителям.

6.      Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей.

7.      Учусь потому, что  нравится учиться.

8.      Учусь потому, что хвалит учитель за хорошие успехи.

9.      Учусь потому,  что родители наказывают за « 2 ».

10.    Учусь потому, что за хорошую учёбу ставят в пример другим.

11.    Учусь потому,  что узнаю много нового.

АНКЕТА – 2

Инструкция: Внимательно прочитай анкету (можно под диктовку) и ответь на вопросы.

1.      Что ты считаешь самым важным в школе? Почему?

2.      Какой день недели ты любишь больше всего? Почему?

3.      Что в школе для тебя самое интересное?

4.      Чем бы ты хотел заниматься, придя из школы?

5.      Что в школе для тебя самое не интересное?

6.      А что для тебя самое неприятное в школе и почему?

 

Проблемы адаптации пятиклассников в условиях реализации ФГОС

Проблемы адаптации пятиклассников в условиях реализации ФГОС

Проблемы адаптации пятиклассников в условиях реализации ФГОС

Проблемы адаптации пятиклассников в условиях реализации ФГОС

Проблемы адаптации пятиклассников в условиях реализации ФГОС

Проблемы адаптации пятиклассников в условиях реализации ФГОС

Проблемы адаптации пятиклассников в условиях реализации ФГОС

Проблемы адаптации пятиклассников в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020