Проблемы формирования мотивации у обучающихся
к изучению
иностранного языка
Выполнила:
Исаева Е.В.-учитель английского языка
В современном мире существуют множество проблем в образовании. Среди них можно выделить нехватка педагогов, особенности психического и физического развития школьников, а также глобальное непонимание учащимися для чего им нужно учиться. Спад мотивации к обучению является актуальной проблемой в современном образовательном процессе и требует особого внимания.
В условиях перехода к новому федеральному стандарту в сфере образования (ФГОС) подразумевается, что учащиеся должны быть сами заинтересованы в своем обучении и развитии. Но в реальности происходит так, что многие ученики ставят учебу далеко не на первое место. Поэтому у педагога появляется дополнительная задача, заключающаяся в стимулировании школьников к обучению.
Учебная мотивация определяемся целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт ставит акцент на самостоятельной работе учащихся, которая напрямую зависит от их мотивации. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, поэтому основным мотивом обучения является внутренняя побудительная сила.
Существуют много проблем низкой мотивации школьников, но среди них можно выделить самые распространенные.
1. Возраст учащегося.
Как правило, мотивация к обучению резко падает в подростковом возрасте. Подростки уделяют большое внимание общению со сверстниками, самоутверждению в коллективе. Таким образом, учеба уходит на второй или даже третий план. При решении данной проблемы педагоги и родители стараются делать упор на мотивацию оценками, что чаще всего срабатывает. Применительно к урокам иностранного языка, возможно дать следующую рекомендацию: присоединиться к одному из международных проектов, где предполагается общение и переписка с ровесниками из других стран; слушать иностранную музыку и читать иностранную литературу. Таким образом, у учащихся возрастет мотивация, а также разовьется коммуникативная компетенция, навыки в чтении и аудировании.
2. Зависимость от современных технологий.
Этот пункт можно к детям разных возрастов. Современные технологии развиваются очень быстро. И нередко взрослые люди не успевают за ними, в отличие от детей. Многие школьники попадают в серьезную зависимость от гаджетов и социальных сетей, что мешает их учебе. Но при правильном подходе к современным технологиям, гаджеты могут очень помогать в обучении. Например, старшие ученики могут использовать дополнительные электронные учебники, загружая их в планшеты и телефоны, или работать с ними дома, выходить на предоставленные учителем ресурсы, используя Интернет. Средние и младшие школьники любят играть в компьютерные игры, большинство из которых на иностранном языке. Поэтому для лучшего понимания этих игр, школьников можно мотивировать изучением иностранного языка.
3. Неспособность к концентрации внимания.
Многим учащимся очень сложно долго концентрировать внимание на одном задании. В этом случае нужна частая смена деятельности в ходе урока и в выполнении домашнего задания. На уроках иностранного языка педагог может чередование упражнения на виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение), просмотр короткого видеоролика на иностранном языке, викторина, повторение лексики. С младшими школьниками возможны подвижные игры, групповые или парные работы.
Однако, учебная деятельность не является только личным делом учащегося или его родителей. В то же время, качество обучения напрямую зависит от педагога. Например, неверный выбор содержания учебного материала, перегрузка учащихся домашним заданием, неправильная организованность учебного процесса, не владение педагогом современными методами образования может способствовать снижению мотивации и, как следствие, успеваемости учащихся.
Отправным моментом для возникновения мотивации является ознакомление учащихся с задачами урока и принятия их учащимися. Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей.
Безусловно, существуют и другие проблемы мотивации школьников, находящиеся в компетенции психологов, логопедов и родителей школьников, которые также обязаны принимать участие в образовании своих детей.
Что касается именно проблемы мотивации к изучению иностранного языка, то у учеников есть масса возможностей для изучения языков и не только. А в современном мире в условиях глобализации, современных технологий, межкультурного общения остается только подтолкнуть учащихся к изучению иностранного языка. Более того, все понимают, что знание иностранного языка показывает уровень культуры и образования современного человека.
Если учащимся или их родителям задать вопрос: «Для чего изучать иностранные языки?», то, скорее всего, мы получим такие ответы: для путешествий, для общения с иностранцами, для чтения литературы и просмотра фильмов в оригинале. Достаточно ли это сильные мотивы изучать иностранные языки для современных школьников? Очевидно, что необходимо искать другие аргументы, которые смогут убедить обучающихся и их родителей в пользе изучения иностранного языка. Какие аргументы это могут быть?
Любое обучение меняет мозг. А когда мозг учится, в нем увеличивается количество и качество нервных связей, эффективность серого и белого вещества растет. Изучение иностранных языков в этом смысле чрезвычайно эффективно благодаря переключению кодов. Когда вы переходите с одного языка на другой, для мозга это очень трудная работа. А трудная – значит хорошая. Что лучше – знать несколько языков, но плохо, или один – зато в совершенстве? По мнению ученых, для развития нашего мозга выгоднее первый вариант.
Абсолютно все научные исследования лингвистов и психологов однозначно свидетельствуют о том, что чем больше языков человек знает, тем выше его интеллектуальный уровень, лучше способность к адаптации в окружающем мире и все познавательные способности, необходимые для учёбы. Память становится более прочной, ёмкой и более ассоциативной. Не случайно, в дореволюционной России в гимназиях изучали латынь и древнегреческий язык. Никто не собирался на них разговаривать, педагоги понимали и старались использовать развивающий потенциал изучения языков. Дети в дворянских семьях обязательно изучали 2-3 иностранных языка. Традиционно знание иностранных языков являлось в России показателем образованности.
А если вы решите изучать второй иностранный язык, то полезно знать, что изучение близкородственных языков (а таковыми являются, например, немецкий и английский) помогает глубже усвоить каждый из них. Коэффициент лексического сходства между немецким и английским языком – 60%. Ни с одним другим языком у английского нет такого большого сходства, как с немецким. Уже в начале изучения немецкого как второго (после английского) иностранного языка учащиеся замечают, что оба языка имеют много общего: латинский шрифт; лексическое сходство; сходство грамматических структур.
Выводы
Причинами изучать иностранный язык являются:
· тренировка мозга, развитие познавательных умений, развитие памяти, внимания, мышления, расширение кругозора – и, как следствие, выше интеллектуальные способности, успешность в школе, способность к адаптации в окружающем мире, сохранность интеллекта и памяти до преклонного возраста;
· знание человеком одного или нескольких иностранных языков является очень полезным навыком, но только теперь этого недостаточно – в наши дни для наиболее продуктивного и эффективного взаимодействия с людьми других стран уже нужно быть знакомым с их культурой, традициями, обычаями, этническими и моральными нормами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.