Тема «Проблемы мотивации учебной деятельности подростков и способы ее формирования. Психологические методики в работе педагогов».
Вопросы «Почему ребенок перестал учиться?» или «Как заставить его учиться?» - одни из главных для педагогов.
Готовясь к этому выступлению я провела анкетирование учеников 7-9 классов нашей школы.
Слайд 2-4. Вот результаты
Чье мнение важно для вас?
Моя цель на уроке
Я изучаю материал добросовестно если…
Я активно работаю на уроке если…
Таким образом, мы получили сведения о том, что значимой фигурой для формирования мотивации к учению у большинства подростков являются родители.
Большая часть учеников заинтересованно работает на уроке и материал изучается добросовестно если им интересно.
Целью на уроке является усвоение нового и понимание учителя.
Выходит что от педагога зависит насколько преподносимый им материал будет интересен и понятен ученику и насколько высокой будет его мотивация.
Предлагаю вам ознакомиться с одним из подходов к работе с мотивацией школьников.
Хотите, чтобы ученик вкладывался в дело, не потому что учитель сказал «надо», а по другому, что «мне лично это нужно и важно» - работайте с его учебной мотивацией и подберите индивидуальный подход. Для этого необходимо учитывать:
ü Как проявляется мотивация у школьника;
ü Как подобрать подход к каждому ученику;
ü Типологию учебной мотивации школьников.
Слайд 5. Как проявляется мотивация у школьника
Мотивация – это состояние ума и воли, психологическая сила, которая придает действиям целенаправленность, осмысленность.
Наличие мотивации у школьника проявляется в таких качествах, как:
ü Самостоятельность
ü Активность и инициативность
ü Творчество и работоспособность
ü Способность преодолевать препятствия
Отсутствие мотивации проявляется в низкой успеваемости при нормальных и хороших способностях. Это выражается в:
ü Скуке и безынициативности,
ü Слабом волевом контроле
ü Рассеянности и забывчивости
Слайд 6. Как подобрать подход к каждому ученику
Необходимо определить ведущую потребность его учебной мотивации и учитывать ценностное отношение к знанию.
Определите ведущую потребность
Ведущая потребность определяет значимость для ребенка того, чем он занимается.
У учеников средней и старшей школы можно выделить несколько ведущих потребностей, таких как:
ü Потребность в исследовании, открытии
ü Потребность в самореализации
ü Потребность в социальном самоутверждении
ü Потребность в социальной справедливости
ü Потребность в творчестве
ü Потребность в социальном признании
ü Потребность в преодолении.
Потребности необходимо учитывать во всех образовательных ситуациях: когда вы развиваете учебную самостоятельность школьников, формируете УУД, обучаете деятельности на основе ценностей.
Учитывайте ценностное отношение ученика к знанию
Ведущие потребности меняются в процессе развития и в ходе жизни человека. До определенного возраста – 10-11 лет – их трудно выделить.
В зависимости от ведущей потребности у ребенка формируется различное ценностное отношение к новому знанию и процессу его получения. Для одних знание –самоценность, другим свойственно рационально- потребительское отношение к знанию, которое выполняет вспомогательную роль в удовлетворении ведущих потребностей.
Слайд 7. Типы учебной мотивации школьников
В целом ведущая потребность и ценностное отношение к знанию взаимосвязаны и вместе составляют тот или иной тип мотивации. На основе этого разработана типология мотивов учения. Всего их пять:
ü Исследователь
ü Проектировщик
ü Испытатель
ü Активист
ü Призер
Как определить ведущий тип мотивации?
Ведущий тип мотивации у большинства людей складывается именно в подростковом возрасте.
Знание мотивационного типа учащегося нужны не только психологу и педагогу, но и самому ребенку.
Для того чтобы определить тип мотивации – ребенку необходимо ответить на вопросы анкеты и подсчитать результат. Тип мотивации, который набрал наибольшее количество баллов, является ведущим для данного ученика. Может случиться и так, что два или три типа набрали одинаковое количество баллов. Это говорит о полимотивированности учащегося. И с таким ребенком нужно обсудить вопрос о том, какого рода потребность будет для него определяющей.
Важно помнить, что результаты анкетирования, не являются строго диагностическим инструментом, это профессиональный инструмент, на основе которого вы можете выстраивать взаимодействие с учеником. А обсуждение результатов с ним – отличный повод для разговора и обсуждения. Это способствует развитию рефлексии ученика, а педагогу поможет настроить образовательный процесс на его потребности и ценности.
Слайд 8. Исследователь
Школьника привлекает само по себе новое знание. Ради получения нового знания готов жертвовать личными интересами. Общественная польза и этическая сторона не имеют большого значения. Его интересует устройство мира в первую очередь, а его значение для людей во вторую
Слайд 9. Проектировщик
Знание само по себе ценности не имеет. Знание становиться важным когда есть цель. Ученик ориентирован на реализацию себя, своего потенциала. Важно, что бы результат имел общественную ценность.
Слайд 10. Испытатель
Для него важно самосовершенствование. Интерес представляет не само знание, а ситуация его получения. Она должна быть трудной, неординарной. Критерий ценности – что оно дает лично мне. Другой критерий – необычность, нестандартность ситуации получения знания.
Слайд 11. Активист
Важно знание, которое несет общественную пользу, помогает людям. Мотивировать может и ситуация получения знаний. Если она позволяет ребенку включиться в процесс общения, команду единомышленников. Другие люди помогают ему продвигать в понимании и придании смысла процессу учения.
Слайд 12. Призер
Важно самоутвердиться. Его может заинтересовать само по себе знание, если его содержание выигрышно для самодемонстрации. Интересны соревнования, публичность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.