ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.7

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.7
Научные работы
docx
13.11.2024
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматриваются методолого-теоретические проблемы развития профессионально-педагогического образования. К ним относятся: обеспечение процессов социализации и профессионализации педагога профессионального обучения; актуализация культурологической направленности профессионально-педагогического образования; реализация системного и прогностического подходов в образовательный процесс; духовное развитие личности; а также проблема исследования профессионально-педагогических процессов на основе социального, педагогического, интегративного и комплексного подходов.
Статья - Укашев.docx

УДК 37

А.Ж.УКАШЕВ

начальник кафедры защиты информации ВИИРЭиС, города Алматы

 

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL TEACHER EDUCATION

 

В данной статье рассматриваются методолого-теоретические проблемы развития профессионально-педагогического образования. К ним относятся: обеспечение процессов социализации и профессионализации педагога профессионального обучения; актуализация культурологической направленности профессионально-педагогического образования; реализация системного и прогностического подходов в образовательный процесс; духовное развитие личности; а также проблема исследования профессионально-педагогических процессов на основе социального, педагогического, интегративного и комплексного подходов. К ним относится: создание новых типов учебных заведений; подготовка по интегрированным группам профессий; включение системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, обеспечение трудоустройства и занятости в системе профессионально-педагогического образования; организация профессиональной подготовки через научно-исследовательскую и научно-производственную деятельности; функционирование интегративно-модульной педагогической системы и систем управления профессионально-педагогическим образованием.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, педагог профессионального обучения, социализация, профессионализация, интеграция, прогнозирование, культурологическая направленность, системность, технология.

This article discusses the methodological and theoretical problems of vocational teacher education. These include: ensuring the processes of socialization and professionalization of the teacher of vocational training; actualization culturogical direction of professional teacher education; implementation of the system and predictive approaches to the educational process; spiritual development of the individual; as well as the problem of studying vocational educational processes on the basis of social, educational, integrative and comprehensive approaches. These include: the creation of new types of educational institutions; training in integrated groups of occupations; inclusion of retraining and advanced training of specialists, providing employment and employment in the vocational and teacher education; provision of training through research and scientific and industrial activities; functioning integrative educational system and modular control systems vocational teacher education.

Keywords: vocational teacher education, teacher professional learning, socialization, professionalization, integration, forecasting, cultural orientation, system, technology.

 

Непрерывное образование в профессионально-педагогической школе рассматривается как сложноорганизованный процесс, интегрирующий виды образования, предметные области деятельности, компоненты, модели обучения, системное представление объекта, виды отношений.

Ведущее значение в непрерывном профессионально-педагогическом образовании имеет общее, начальное, среднее, высшее образование, на этапах приобретения, которого формируется базисный социальный и профессиональный портрет личности, происходит ее профессиональная и социальная адаптация и развитие определенных качеств будущих педагогов профессионального обучения.

Профессионально-педагогическое образование реализует свои преобразовательные функции через процессы социализации и профессионализации.

Социализация является базисом духовного развития личности будущего педагога профессионального обучения.

Социализация личности выступает в качестве общественной, личностной ценности, обеспечивающей эффективность профессионально-педагогической деятельности. Социальное развитие проявляется, прежде всего, в расширении диапазона творческой деятельности педагога профессионального обучения, объединяющей его социокультурные и профессиональные знания.

Процессы социального развития выступают на первый план в современном развитии образования и общества. В этой связи основными целями образовательной системы являются: формирование системы знаний, норм, ценностей, социальных установок, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, овладение социальным, культурным опытом человечества, включение человека в социальную практику.

Современная стратегия развития профессионального образования включает ведущие парадигмы социального, деятельностного, социокультурного познания, что качественно меняет содержательные основы профессионального образования [2].

Деятельностная парадигма основана на деятельностном подходе, где деятельность определяется как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности в учебной деятельности как в одном из основных видов деятельности [3].

Социологическая парадигма образования рассматривает систему образования как социальный институт. Предметом исследования выступают социологические проблемы взаимодействия образовательных подсистем и взаимосвязь образования с социальными структурами и другими элементами.

Социокультурная парадигма образования подразумевает процесс деятельностного овладения человеком культурными ценностями. Она включает оценку и прогноз «состояния и динамики развивающих процессов в образовании, законы, принципы, механизмы и технологии учения; взаимодействие системы образования с другими сферами общественного бытия» [15].

Социализация личности предполагает, что объектом исследования является весь комплекс социально и профессионально значимых качеств человека. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, трудолюбие, убежденность, воспитанность, культуру, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку и т.д.

Духовный компонент является определяющим в социализации человека, что позволяет рассматривать социализацию во взаимодействии с проблемами образования, культуры, литературы, науки, искусства.

Одна из важнейших проблем развития профессионально-педагогического образования связана с усилением роли социологического и культурологического развития личности. Именно социализация личности призвана обеспечить духовное развитие общества, германизацию, воздействующую на сферу труда, познания, быта, досуга.

Системообразующим фактором непрерывного профессионально-педагогического образования является профессионально-педагогическая культура как фундаментальное интегративное образование, соединяющее деятельностные, личностные и многопрофильные характеристики личности, основа культурологического, общенаучного и профессионального образования.

Культурологическая направленность непрерывного профессионально-педагогического образования имеет комплексный характер, обеспечивающий формирование социальной и профессиональной направленности. Культурологическая направленность проявляется через социокультурную активность человека. Формирование культурных ценностей у педагогов профессионального обучения осуществляется через диагностирование культурного уровня личности; проектирование методов, средств и форм обучения; непосредственное участие в социокультурной деятельности, разработку культурных ценностей и осознание культурологических особенностей профессионально-педагогической деятельности.

Формирование культурных ценностей педагога профессионального обучения осуществляется через познавательную, управленческую, производственную, методическую и научно-исследовательскую деятельности. В этой связи культурный уровень педагога профессионального обучения проявляется в реализации данных видов деятельности. Возникает потребность в ориентации на общекультурный уровень педагога профессионального обучения, на разработку программ развития культурных потребностей, методов и форм социокультурной деятельности.

Профессионально-педагогическое образование объединяет в себе социально-экономические, научно-технические, психолого-педагогические и культурологические факторы и строит свой базис на научно-технических, педагогических, производственных, культурологических требованиях, закономерностях и принципах, рассматриваемых в различных науках. Решение этой проблемы обеспечивается реализацией системного подхода.

Системный подход «как направление методологии и научного познания» направлен на «исследование целостного объекта, на выявление многообразных типов связи в нем и сведение их в единую теоретическую картину» [3].

По мнению Д.М. Гвишиани, сущность такого подхода заключается в следующем:

- он ориентирован на выявление всех взаимосвязей и взаимодействий в проблемах с использованием различного вида моделирования и оценок;

- четко, точно и всесторонне выявляет цели и рассматривает любую систему как механизм достижения установленных целей;

- предусматривает определение и взаимное прогнозирование альтернативных вариантов достижения целей и долгосрочных последствий каждого варианта;

- анализирует «внутренние» и «внешние» результаты поведения систем при каждой альтернативе;

- направлен на органическое сочетание, координацию и интеграцию различных видов деятельности как в процессе исследования, так и в процессе реализации его результатов.

С точки зрения системного подхода при рассмотрении основных тенденций развития профессионально-педагогических систем наиболее целесообразным является выделение аспектов рассматриваемого системного объекта - педагогической системы профессионально-педагогического образования: экономического, научно-технического, социально-педагогического, дидактического.

Динамический характер развития профессионального образования определяет сложную линию изменений в профессионально-педагогическом образовании, выдвигает новые требования в формировании личности. Предвидение в этой области исходит из перспектив экономического и социального развития образования, рынка образовательных услуг, рынка труда.

Прогнозирование профессионально-педагогического образования определяется предвидением социально-экономических условий, в которых будет развиваться профессионально-педагогическое образование, новыми требованиями к педагогу профессионального обучения, уровнем его социализации, профессионализации; научно-техническим и технико-технологическим обновлением; необходимыми организационно-структурными и содержательными изменениями педагогического процесса в целом и отдельных его компонентов. Создание прогнозов служит основой для появления новых профессий; для развития системы профессионально-педагогического образования; для развития и повышения квалификации педагогов профессионального обучения; для разработки способов реализации воспитательной, развивающей, гуманистической, управленческой, информационной, интегративной функции обучения; для осуществления интеграционных процессов; для разработки научно-обоснованного содержания образования на основе межотраслевого, внутриотраслевого, общепрофессионального и частнопрофессионального уровней; для разработки профессионально-педагогических технологий, моделей специалиста социально-интеграционного типа.

Речь идет о прогностическом аспекте образовательной системы. Динамизм целей образования и воспитания в различные исторические периоды развития общества требует конкретно определять и предвидеть характер и цели педагогического процесса.

Актуальность проблемы прогнозирования содержания образования обусловливается следующими условиями: высоким уровнем автоматизации производства, интеграцией трудовых функций, универсализацией и интеллектуализацией труда, повышением значимости основного потенциала специалиста, расширением профессиональных полей деятельности; современными тенденциями психолого-педагогической науки.

Проектирование содержания обучения должно представлять собой синтез результатов экономического, личностного, социального, научного, технического, технологического, культурологического, педагогического прогнозирования.

Прогнозирование процесса профессионального обучения связано с изменением целей профессионально-педагогической школы, ориентированных на развитие творческого мышления, саморазвитие, способность обновлять и развивать свои знания, самостоятельно осваивать новые технологические процессы в производстве.

Исследование показало, что современные проблемы к организации теоретического и производственного обучения связаны с повышением активности личности в процессе познания, разработкой способов реализации гуманистических, демократических, интегративно-дифференцированных тенденций, с формированием системы целеполагания в управлении движением от цели к результату с помощью средств и определенных организационных форм, субъективно-субъектных отношений в учебном процессе, рефлексивной деятельности.

В связи с этим значимой проблемой становится разработка и внедрение в образовательный процесс новых профессионально-педагогических технологий, обеспечивающих достижение необходимого социально-профессионального уровня будущих педагогов профессионального обучения.

Относительно нашего исследования прогностическая функция проявляется в разработке педагогических и профессиональных технологий теоретического и производственного обучения, соответствующих профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения; логике учебного-воспитательного и учебно-производственного процессов.

В связи с этим в системе профессионально-педагогического образования необходимо решать следующие проблемы:

- изучение перспектив культурологического, социально-экономического, научно-технического, психолого-педагогического развития, детерминирующих процесс проектирования;

- реализация системного, личностно-деятельностного, комплексного, профессионально-технологического, социально-педагогического подходов к прогнозированию, что обеспечивает создание новых проектов по профессионально-педагогической подготовке специалистов;

- использование комплексного подхода к решению задач проектирования образовательных систем как сложного феномена;

- учет новых условий развития науки, производства, образования, усложнение процесса проектирования в профессиональном образовании;

- обеспечение стратегического развития педагогического процесса на основе синтеза разных наук о профессиональном образовании;

- выявление прогностической функции в проектировании идей, целей, содержания, методов, средств и форм организации теоретического и производственного обучения.

Вместе с прогнозированием развития профессионально-педагогического образования появляются проблемы интеграции, усиливающейся в условиях непрерывности и многоуровневости.

Интеграция в профессионально-педагогическом образовании соединяет в себе: социально-экономические, личностно-деятельностные, психолого-педагогические, научно-технические, культурологические, профессионально-педагогические компоненты. Поэтому развитие профессионально-педагогического образования невозможно без интеграции видов деятельности теоретического и производственного обучения, содержания профессиональной подготовки, совмещения требований различных наук и производств.

Профессионально-педагогическое образование ориентировано на изучение нескольких предметных областей. Интеграция предметных областей осуществляется через создание проектов, представляющих собой многопредметное изучение объекта на иерархической основе. Методологической основой данной функции является политеория как «интегративное образование, основой которого является системное интегративное видение объекта изучения» [3]; интеграция науки, техники, образования; тенденции генерализации знаний, повышения наукоемкости и культуроемкости профессионального образования.

Интеграция рассматривается как взаимодействие различных наук в развитии профессионально-педагогического образования, на общепрофессиональном - интеграция профессий и содержания профессиональной подготовки, на частнопрофессиональном -интеграция знаний, умений, навыков, ценностей и норм содержания учебных предметов.

В нашем исследовании интеграционные процессы реализуется через прогнозирование научно-технического, социально-экономического, культурологического, психолого-педагогического, технико-технологического развития общества; создание научно-методического обеспечения по осуществлению педагогического процесса; интеграцию профессионально-педагогической деятельности; единство теоретического и производственного обучения, технологизацию педагогического и производственного процессов; реализацию интегративно-модульной системы теоретического и производственного обучения [2].

Следующая проблема состоит в обеспечении развития личности, реализации духовной сущности человека в условиях профессионального становления педагога профессионального обучения, социализации и профессионализации личности.

На основании исследований А.П. Беляевой показываются структурные, устойчивые, содержательные связи между процессами социализации и профессионализации. С точки зрения социализации профессионально-педагогического образование должно быть ориентировано на формирование самосознания личности, ее общественное духовное самосовершенствование, самоопределение, развитие внутренних механизмов контроля, совести, самокоррекции, становление системы ценностей, норм, культуры. При этом акцент делается не столько на разработку необходимых качеств педагога профессионального обучения, сколько на развитие процессов, условий, форм регуляции социального становления личности.

Социокультурное развитие педагога профессионального обучения невозможно без исследования процессов профессионального становления личности.

Профессионализация понимается как социально-педагогическая категория, отражающая педагогические направления, социальные, экономические, производственные аспекты регулирования процесса профессионального становления личности рабочего.

Социально-педагогический, интегративный, комплексный подходы к профессионально-педагогическому образованию определяют сущностную стратегию изучения системных педагогических объектов. Данные подходы позволяют осуществить на более высоком уровне обобщения синтез профессионально-педагогических процессов во взаимодействии различных наук для обоснования образовательных систем [3].

В связи с этим системный подход реализуется в соединении теоретических или эмпирических предметов исследования, обосновывающих различные области деятельности, отраженных в профессионально-педагогическом образовании [3]. Научной основой такого представления является политеория.

Политеория раскрывается как интегративное образование, сочетающее в себе интегративное и системное изучение педагогических объектов. Основополагающим является единство педагогических, культурологических и социальных компонентов, характеризующих образовательную и социокультурную ситуации [3].

Исследование научных проблем особенно актуально в связи с созданием новых образовательных структур, соответствующих требованиям к подготовке педагогов профессионального обучения и уровню их компетентности. Поэтому особую актуальность приобретают методологические и теоретические проблемы развития профессионально-педагогического образования как социально-педагогической системы. Объективные условия развития науки и общества, техники и производства обусловили необходимость обоснования следующих методологических проблем профессионально-педагогического образования: создание новых типов учебных заведений; подготовка по интегрированным группам профессий; включение системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, обеспечение трудоустройства и занятости в системе профессионально-педагогического образования; организация профессиональной подготовки через научно-исследовательскую и научно-производственную деятельности; функционирование интегративно-модульной педагогической системы и систем управления профессионально-педагогическим образованием [13].

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова, Н.М. Методология и теория производственного обучения в структуре профессионального образования / Н.М. Александрова. - СПб.: Учреждение РАО «Институт пед-го образования», 2008. - 168 с.

2. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А.П. Беляева. - Инт профтехобразования РАО. - СПб., 1999. - 480 с.

3. Беляева, А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки / А.П. Беляева. - Ин-т профтехобразования РАО, ИТЭ. - СПб.; Радом, 1995. - 49 с.

4. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. гершунский. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.- 608 с.

5. Колин, К.К. Наука и образование: проблемы интеграции / К.К. Колин // Вестн. высш.шк. - 1995. - №5. - С.4-8.

6. Краевский, В.В. Методология педагогики / В.В. Краевский. - М.: Изд.центр «Академия».

7. Лебедев, С.А. Философия научно-инновационной деятельности / Ковылин Ю.А., Лебедев С.В. - М.: Академический проект: Парадигма, 2012. - 182 с.

8. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010. - 335 с.

9. Маркова, С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа / С.М. Маркова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2.-URL:http://http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific activities/vestnik/archive/no2

10. Маркова, С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования /С.М. Маркова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 3.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no3

11. Маркова, С.М. Проектирование педагогического процесса на технологической основе / С.М. Маркова, С.А. Цыплакова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific activities/vestnik/archive/room-3- 7 -2014

12. Маркова, С.М. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения / С.М. Маркова, В.Г. Горлова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 1.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no5

13. Методологические и теоретические проблемы многоуровневой подготовки в новых типах профессиональных учебных заведений: Сб. науч. тр. / Ин-т профтехобразования РАО; Редкол.: А.П. Беляева (отв. ред.)- СПб., 1995. - 89 с.


 

УДК 37 А.Ж.УКАШЕВ начальник кафедры защиты информации

УДК 37 А.Ж.УКАШЕВ начальник кафедры защиты информации

Профессионально-педагогическое образование реализует свои преобразовательные функции через процессы социализации и профессионализации

Профессионально-педагогическое образование реализует свои преобразовательные функции через процессы социализации и профессионализации

Культурологическая направленность непрерывного профессионально-педагогического образования имеет комплексный характер, обеспечивающий формирование социальной и профессиональной направленности

Культурологическая направленность непрерывного профессионально-педагогического образования имеет комплексный характер, обеспечивающий формирование социальной и профессиональной направленности

Создание прогнозов служит основой для появления новых профессий; для развития системы профессионально-педагогического образования; для развития и повышения квалификации педагогов профессионального обучения; для разработки способов реализации…

Создание прогнозов служит основой для появления новых профессий; для развития системы профессионально-педагогического образования; для развития и повышения квалификации педагогов профессионального обучения; для разработки способов реализации…

Вместе с прогнозированием развития профессионально-педагогического образования появляются проблемы интеграции, усиливающейся в условиях непрерывности и многоуровневости

Вместе с прогнозированием развития профессионально-педагогического образования появляются проблемы интеграции, усиливающейся в условиях непрерывности и многоуровневости

Социально-педагогический, интегративный, комплексный подходы к профессионально-педагогическому образованию определяют сущностную стратегию изучения системных педагогических объектов

Социально-педагогический, интегративный, комплексный подходы к профессионально-педагогическому образованию определяют сущностную стратегию изучения системных педагогических объектов

Маркова, С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования /С

Маркова, С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования /С
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2024