ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Оценка 4.8

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Оценка 4.8
doc
31.01.2020
ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
49.doc

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

Экономическая ситуация в Республике, социальные потребности молодежи актуализируют исследования в области обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами.

Отдел мониторинга рынка труда и трудоустройства выпускников ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» провел социальный опрос - анкетирование студентов всех факультетов, анализ результатов которого даст возможность определить проблемные аспекты трудоустройства и найти пути решения уже имеющихся проблем. Использование электронной формы анкеты позволило опрость 143 респондента, среди которых 83,2% девушек и 16,8% юношей.

Хотелось бы заметить, что среди студентов 63 человека (44,1% от числа опрошенных) только учатся и 80 человек (55,9%) не только учатся, но одновременно и работают.

Половина опрошенных выпускников (51,7%) ко времени поступления в учебное заведение имела только общее представление о ситуации на рынке труда. Только 31,5% респондентов знал о востребованных специальностях в регионе, способах поиска работы и требованиях работодателей к соискателям, а 16,8% анкетируемых совсем не владели ситуацией.

Результаты ответа на вопрос о нюансах выбора профессии показали, что при выборе профессии 60,1% обучающихся ориентировался на собственное мнение; 15,4% респондентов приняли во внимание советы родителей; 9,1% анкетируемых сделали случайный выбор; 7% студентов привлек имидж образовательного учреждения, а 4,2% - имидж профессии; 2,1% опрошенных последовали советам учителей и наставников; 1,4% респондентов обратили внимание на информацию в СМИ (агитацию, рекламу профессии, ВУЗа); 0,7% опрошенных последовали советам друзей.

Исследователи обратили внимание на причины интереса студентов к своим профессиям и специальностям. Среди всех опрошенных большая часть, а именно 55,9%, лично позитивно относятся к выбранному виду деятельности. Среди причин интереса к избранной сфере деятельности 12,6% опрошенных отмечают престижность профессии; 11,3% респондентов считают свою специальность востребованной на рынке труда; 8,4% студентов высоко оценили качество получаемого в университете образования; также 8,4% анкетируемых выразили желание приносить пользу обществу своей трудовой деятельностью, и 3,5% привлекает высокий уровень заработной платы в избранной профессии.

Как и ожидалось, учитывая сложную обстановку, возможность получать хорошую заработную плату - это наиболее важный критерий при выборе места работы в перспективе для 46,2% респондентов. Для 42,7% опрошенных важным критерием является возможность профессионального и карьерного роста. 4,9% выпускников все же предпочли бы работать по полученной специальности, а 4,2% хотели бы иметь удобный график работы. Всего 2,1% наиболее важным критерием считают удобное расположение работы по отношению к месту проживания.

В ходе опроса выяснилось, что после получения образования 61,5% обучающихся планируют остаться в Донецкой Народной Республике и 38,5% опрошенных планируют переезд.

При этом 85,3% опрошенных выпускников после окончания ВУЗа хотят связать свою жизнь и трудовую деятельность с полученной специальностью, а 14,7% - нет.

Причины нежелания работать по полученному направлению профессиональной подготовки в обобщенном виде можно представить следующим образом. Так, 47,6% выпускников указывают низкий уровень заработной платы в профессиональной нише, 14,3%      - отсутствие

потребности в специалистах выбранной профессии, 14,3% - не нравится специальность, 14,3% - нет опыта работы и не хватает практических знаний, а 9,5% уверены, что не смогут найти место работы в своем регионе.

По мнению студентов, основными формами сотрудничества сферы образования и бизнеса, имеющими потенциал влияния на трудоустройство молодежи в Донецкой Народной Республике, 51,7% респондентов, а это большая часть опрошенных, считают, что в качестве баз практик должны быть четко определены организации, предприятия и учреждения; 34,3%, утверждают, что должна осуществляться целевая подготовка специалистов (отраслевой заказ); 14% считают, что проводимые на базе учебного заведения Ярмарки вакансий и другие мероприятия с привлечением работодателей достаточно эффективны и могут использоваться и далее.

Основные трудности при трудоустройстве, по мнению молодежи, заключаются в:

-                      недостатке опыта работы (109 из 143 человек, соответственно 76,2%);

-                      несоответствии спроса на молодых специалистов их предложению на рынке труда (85 человек, 59,4%);

-                      сложностях при трудоустройстве по своему направлению подготовки (61 человек, 42,7%);

-                      отсутствии связей, знакомств (59 человек, 41,3%);

-                      отсутствии навыков делового общения, неуверенности в себе (41 человек, 28,7%);

-                      нехватке информации о рынке труда (29 человек, 20,3%);

-                      отсутствии навыков поиска работы (23 человека, 16,1%) (см. Табл.1).

Таблица 1 - Трудности трудоустройства

image12

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что Отделу мониторинга рынка труда и трудоустройства выпускников необходимо:

1.                  Активнее проводить работу по повышению уровня информированности абитуриентов о ситуации на рынке труда в нашем регионе на момент поступления в учебное заведение, а также работу по информированию студентов о состоянии рынка труда. Следует отметить, что это требует более тесного сотрудничества с Центрами занятости ДНР.

2.                  Заключать договоры о сотрудничестве с работодателями из разных сфер экономики и производства, продолжать проводить Ярмарки вакансий, привлекая новые предприятия, фирмы, организации.

3.                  Целесообразно реализовать систему тренингов, нацеленных на получение навыков поиска работы, повышение уровня мотивации и заинтересованности студентов в трудоустройстве, на формирование навыков делового общения.


ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

Для 42,7% опрошенных важным критерием является возможность профессионального и карьерного роста

Для 42,7% опрошенных важным критерием является возможность профессионального и карьерного роста

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020