ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ КАДРОВ

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Отрасль физической культуры, спорта и туризма - одна из наиболее динамично развивающихся сфер деятельности в современном обществе. Тем не менее, в Белоруссии переход её в новые организационно-экономические условия проходит достаточно сложно, как и в области высшего образования, где готовятся профессионалы - специалисты физической культуры, спорта, туризма. Дело в том, что традиционная государственная идеологическая и финансовая поддержка не могут в полной мере обеспечить возросшие в современных условиях потребности отрасли. Кроме того, работники сферы физической культуры, спорта и туризма испытывают нехватку компетентности, знаний и умений валеологического, экономического, правового, менеджментского, маркетингового и психологического профиля. Связь работы с важными практическими задачами. С развитием Белорусского государства и цивилизации в целом возрастает значение и влияние физической культуры и спорта на социальные процессы, политическую жизнь и экономику. С учетом изменений социально-культурных, экономических, политических меняются и потребности личности и государства в различного рода услугах: образовательных, оздоровительных, зрелищных, физкультурно-спортивных и др.
Иконка файла материала ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ КАДРОВ.docx
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ КАДРОВ Отрасль физической культуры, спорта и туризма ­ одна из наиболее динамично развивающихся сфер  деятельности в современном обществе. Тем не менее, в Белоруссии переход её в новые организационно­экономические условия проходит  достаточно сложно, как и в области высшего образования, где готовятся профессионалы ­  специалисты физической культуры, спорта, туризма. Дело в том, что традиционная государственная идеологическая и финансовая поддержка не могут в  полной мере обеспечить возросшие в современных условиях потребности отрасли. Кроме того,  работники сферы физической культуры, спорта и туризма испытывают нехватку компетентности,  знаний и умений валеологического, экономического, правового, менеджментского, маркетингового и  психологического профиля. Связь работы с важными практическими задачами. С развитием Белорусского государства и  цивилизации в целом возрастает значение и влияние физической культуры и спорта на социальные  процессы, политическую жизнь и экономику. С учетом изменений социально­культурных,  экономических, политических меняются и потребности личности и государства в различного рода  услугах: образовательных, оздоровительных, зрелищных, физкультурно­спортивных и др. Цель, задачи работы, материал и методы. Сегодня в нашем государстве 13 % жителей систематически занимаются физической культурой и  спортом. Республика Беларусь входит в число двадцати ведущих спортивных держав мира, по праву  считается страной, где спорту и физической культуре уделяется самое пристальное внимание.  Динамично развивается физкультурно­спортивная инфраструктура, построено и строится большое  количество крупных спортивных объектов. Открыта высшая школа тренеров. Физкультурно­ спортивная отрасль нашей страны поступательно развивается и последовательно реализуется один из  важнейших приоритетов государственной политики ­ воспитание здоровой и сильной нации Эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму  современного специалиста физической культуры и спорта. Сегодня наиболее отчетливые  характеристики должны приобретать система научного управления подготовкой специалистов  отрасли на различных уровнях, технологии, нововведения с учетом современных тенденций и  ориентацией на развитие физической культуры личности, общества. Все дальше уходит в былые времена командно­административный стиль управления подготовкой  физкультурно­спортивных кадров. Кого готовить, сколько, по каким специальностям, приказы, не  рассуждающее исполнительство уступают экономическим рычагам. Результаты исследований. Существующие противоречия между потребностью личности и общества в образовательных,  физкультурно­оздоровительных и спортивных услугах и их удовлетворением из­за недостатка ряда  организационно­управленческих, правовых проблем, консерватизма или, наоборот, чрезмерного  реформаторства отдельных руководителей, недостатками финансирования и т.п. тормозится  подготовка физкультурных кадров, введение современных перспективных программ, обмен научно­практическим потенциалом в области физической культуры, спорта, туризма. Переориентация  высших учебных заведений на подготовку физкультурных кадров, направленных на удовлетворение  нужд и потребностей государственных, коммерческих, общественно­самодеятельных организаций и  учреждений, физических лиц требует разработки новых путей быстрого реагирования на запросы, на  создание новой современной модели специалиста европейского и мирового уровня. При подготовке профессионалов будущего в высших учебных заведениях должны учитываться  течения моды, дефицит на профессии, специальности, потребности государства и различных слоев  общества, личности, европейский и мировой образовательный стандарт высшего физкультурного  образования, уровень развития науки, практики и т.п. Меняется направленность усилий учреждений высшего образования на исследование не  удовлетворенных нужд и потребностей, разработку новых учебно­методических технологий,  эффективных организационных структур, которые будут способны их удовлетворить. При подготовке специалистов в высшей школе особое внимание необходимо уделять не только  передаче профессионально­ориентированных знаний, а формированию умений в образовательном  процессе, развитию профессионально значимых качеств личности, способностей к самостоятельному  творческому, инновационному труду. Специалист по физической культуре и спорту должен быть  профессионально компетентным в вопросах эффективного использования средств физической  культуры в образовании, воспитании, оздоровлении различных слоев населения, а также быть  подготовленным физически, психо­физиологически к будущей профессиональной деятельности. Система требований к качеству подготовки специалистов в области физической культуры и спорта  может включать в себя усиление гуманистической ориентации, высокий уровень его знаний в области  психологии мотиваций, потребностей и свободы выбора вида физкультурной или спортивной  деятельности. От специалиста будущего потребуется способность к ускоренному освоению  наукоёмких технологий физического воспитания и спортивной подготовки, глубокие знания в области технологий естественного и стимулированного развития физического потенциала человека, учёт  типологических и особенно индивидуальных характеристик занимающихся, построения адекватных  им программ физического и спортивного совершенствования, а также организации инфраструктур  обеспечения их полноценной реализации. Формирование компонентов готовности будущего специалиста невозможно без определенной  перестройки системы подготовки, создания особого образовательного пространства,  ориентированного на достижение целей профессионального образования, воспитание личностно­ деятельных качеств и способностей. Существенно должны измениться интеллектуальные взаимодействия преподавателя и студента,  тренера и ученика. Деятельность профессорско­преподавательского состава факультетов  физического воспитания должна быть направлена на: модернизацию и усовершенствование  образовательных услуг; дальнейшее развитие традиционных видов и технологий деятельности,  приносящих положительный результат; разработку и внедрение новых специальностей, новых  образовательных услуг; упразднение, закрытие устаревших, невостребованных потребителем  специальностей, услуг. Для успешного решения проблем модернизации, инновации при подготовке специалистов с высшим  физкультурным образованием главное внимание должно уделяться выработке стратегии  модернизации, инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видовобразовательных услуг становится приоритетным направлением стратегии вуза, определяет  направления его развития, конкурентоспособности. Осуществление модернизации и инновации предполагает: комплексное исследование в различных научных сферах (педагогике, социологии, психологии,  экономике и др.) путем интеграции их положений в едином исследовании для создания целостной и  объективной картины профессиональной деятельности будущего специалиста по физической  культуре и спорту, его востребованности в обществе, в социальном заказе государства; подбор квалифицированного персонала для инновационной деятельности; разработка планов и программ инновационной деятельности или модернизация (усовершенствование,  обновление, изменение в соответствие с современными требованиями); создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем ­ от идеи до  предоставления образовательных услуг; рассмотрение проекта создания новых услуг; наблюдение за ходом разработки нового вида образовательной услуги и ее внедрение в учебный и вне  учебный процесс; проведение единой инновационной политики: координация деятельности в этой области на  факультетах, кафедрах; обеспечение финансирования и материально­техническими ресурсами программ инновационной  деятельности. Инновационная деятельность при этом должна составлять единый процесс: исследование, выпуск  образовательных услуг и реализация их в общеобразовательной, спортивной школе и т.п. Это  предполагает наличие тесной взаимосвязи всех этапов цикла "наука ­ школа", что обусловлено  потребностями рыночной ориентации вуза. В современных условиях современной инновационной политики высшего учебного заведения  проявляется тенденция к увеличению ассортимента предлагаемых образовательных услуг,  расширению диапазона новых специальностей при подготовке физкультурных кадров. Процесс инновации может включать определенные этапы: 1. Систематизация поступающих идей: сбор информации об изменениях на рынке труда, нововведениях, поступающих по результатам  исследований от потребителей, пожелания, требования, рекламация и т.п.; сбор информации о потенциальных возможностях вуза в отношении открытия новой специальности,  нового вида образовательных услуг, определении степени и размеров риска; сбор информации о потребности данных специалистов в физкультурно­спортивных организациях,  клубах, общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных  заведениях.2. Отбор выявленных идей и выработка идеи новой специальности, услуги: определение возможностей и практической реализации идей; выяснение степени технологической общности новой и традиционной специальностей (услуг); соответствие новой специальности стратегии развития вуза. Анализ экономической эффективности новой специальности, услуги, разработка программы  3. маркетинга: разработка проекта подготовки специалистов (предоставления; предварительная оценка качества подготовки специалистов; оценка потенциального спроса на рынке труда (у потребителя) и объема выпуска; определение расходов; наличие необходимых ресурсов для открытия новой специальности (услуги): финансов, кадрового  персонала, оргтехники, спортоборудования, инвентаря; сроки подготовки новых специалистов (услуг) и начала подготовки; разработка программы маркетинга. 4. Создание новой специальности, услуги: разработка конкретной программы развития, учебных базовых и рабочих программ новой  специальности (услуги) с распределением обязанностей по подразделениям вуза; соответствие государственному стандарту высшего образования; выбор средств и методов рекламы; выбор оптимальных каналов распределения выпускников специальности; организация учебного процесса; контроль и проверка качества подготовки специалистов (услуги). При подготовке специалистов физической культуры в высших учебных заведениях может быть  использована концепция "Гибкого работника", в основе которой лежит подготовка специалистов по  двум, трем специализациям. Примерный перечень специальностей в качестве 2­й или 3­й : организатор активного отдыха и развлечения; режиссёр и организатор массовых физкультурно­спортивных мероприятий; специалист по оздоровительным видам гимнастики и танцу; менеджер организации, экономист ­ менеджер спорта; специалист базового спорта; специалист исследовательской деятельности ФКиС;специалист базово­пролонгирующей физической культуры (ОФП, консультант самостоятельных  занятий по ФКиС); инструктор тренажерного зала; персональный тренер; инструктор детских групповых программ; инструктор по самозащите; идеолог физической культуры и спорта; технолог здоровья и др. Как показывают исследования, подготовка кадров по указанным специальностям способствовала бы  решению ряда проблем по удовлетворению населения в физкультурно­оздоровительных услугах. С  повышением самостоятельности высших учебных заведений в формировании образовательных  программ с учетом специфики регионов, постоянно меняющегося рынка труда, традиций вуза, могут  вводиться новые специализации. Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность реализации  двухступенчатой структуры высшего профессионального образования. В ряде вузов уже  функционирует ступенчатая структура основных образовательных программ. Совершенствуется  государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также успешно  функционируют внутривузовские системы управления качеством образования. Факультеты физического воспитания популярны среди молодежи Республики. Количество  кандидатов, претендующих на учебу в вузах, ежегодно превышают возможности, определенные  лимитами мест. Физкультурно­оздоровительное и спортивное направления учебы ­ одни из наиболее  дорогостоящих: это связано с созданием, содержанием и развитием значительной материально­ технической базы (спортивные залы, бассейны, спортплощадки), оснащение спортоборудованием,  инвентарем и т.п. В вузах делается попытка возмещения затрат на обучение, что позволяет несколько совершенствовать  учебный процесс. Оснащается учебно­спортивная база качественным оборудованием, улучшаются  жилищно­бытовые условия студентов. Система управления процессом инновации в высшем учебном заведении предполагает: создание на уровне ректората специализированного подразделения: отдела или рабочих групп ­ ­ по разработке инновационной и технологической образовательной политики; создание целевых проектных групп по разработке новой специальности; повышение роли находящихся в составе вуза отделов, служб, лабораторий, занимающихся  инновационной деятельностью; создание специальных фондов стимулирования инновационной деятельности; организацию консультационной помощи в области нововведений, в том числе приглашение  компетентных специалистов;создание лабораторий по проблемам освоения новых образовательных технологий. Важнейшими факторами успеха в подготовке высококвалифицированных специалистов физической  культуры и спорта, в том числе по новым специальностям, являются: поддержка руководства вуза; создание материальной базы и финансирование проекта; удачная организационная структура, большой исследовательский потенциал, широкие возможности  маркетинга; ориентация вуза при подготовке нового специалиста на потребности рынка, тщательное изучение его; уникальность нового специалиста; наличие сильного организатора и мотивации людей, участвующих в разработке новой специальности; стимулирование деятельности разработчиков и исполнителей проекта (материальное, моральное,  духовное); творческая разработка нового специалиста на основе современных образовательных технологий и  кадрового потенциала вуза. Для того чтобы новый специалист был конкурентоспособен на рынке труда отрасли, необходимо  изучить тенденцию в разработке таких специалистов в других отечественных вузах и преуспевающих  зарубежных, наблюдать за специалистами ­ аналогами или родственными специалистами в  физкультурно­оздоровительных и спортивных клубах, школах изучать мнение экспертов по  содержанию и технологии подготовки специалистов, знакомиться со статьями в академических  изданиях журналов, материалами научных конференций. Сегодня в Брестском государственном университете им. А.С.Пушкина дополнительно открыты  специализации по легкой атлетике, спортивным играм, единоборствам, лечебной физической  культуре, оздоровительной работе и туризму, физкультурной реабилитации, физкультурно­ оздоровительной работе в детских дошкольных учреждениях. Введены новые дисциплины:  "Социология физической культуры и спорта", "Спортивный менеджмент и маркетинг", "Атлетизм",  "Спортивная этика", "Физическое воспитание в школах нового типа" и многие другие.  Трансформированы программы дисциплин с учетом современных условий, например, по гимнастике  введены блоки: аэробика, танец, коррекция форм тела, нетрадиционные виды гимнастики и т.п. Значительно активизировалась работа по профориентации абитуриентов, организуются выезды  ведущих преподавателей, заведующих кафедрами, администрации вуза в регионы, проводятся "Дни  открытых дверей", встречи с родителями, выпускниками и др. Расширен набор поступающих на  внебюджетной основе (стационар и заочное отделение). К сожалению, несмотря на значительные сдвиги по совершенствованию подготовки специалистов:  открытие новых специальностей, введение новых учебных дисциплин, расширение ассортимента  образовательных физкультурно­спортивных услуг, университет пока предлагает лишь малую долю  того, что необходимо быстро развивающемуся обществу. Пока низок маркетинг образовательных услуг в обостряющейся конкуренции вузов, недостаточно  отлажена система повышения квалификации, переподготовки кадров.Ощущается недостаток в высокообразованных творческих специалистах, имеет место достаточно  острая проблема миграции специалистов в другие отрасли, ещё очень низок уровень зарплаты,  необоснованно невысок статус учителя физкультуры, тренера в обществе. Имеются и другие  проблемы, которые предстоит решить в ближайшее время. Выводы. Современные социально­экономические условия общества требуют от высшей школы гибкости,  мобильности и действенности стимулов в подготовке высокопрофессиональных специалистов  физической культуры, спорта и туризма. Главным критерием следует сделать качество подготовки кадров. Основным ориентиром подготовки  специалистов должны быть запросы потребителей. Для этого необходимо открытие новых и  дополнительных специальностей по подготовке кадров различного профиля с учетом их  востребованности в обществе и дальнейшего трудоустройства. Становится все более очевидной потребность в специалистах, имеющих специальную подготовку в  области оздоровления различных слоев населения, досуга, управления и обслуживания спортивных  сооружений, финансово­хозяйственной деятельности в спортивных организациях и других  аналогичных учреждениях. Одной из основных задач является совершенствование высшего профессионального образования на  основе использования новых информационных технологий, повышение творческой, познавательной  активности студентов в образовательном процессе путем индивидуального обучения, расширения  самостоятельной работы, эффективного педагогического контроля, хорошей организации и научно­ методического обеспечения учебного процесса, вовлечения студентов в педагогический процесс в  качестве организаторов и руководителей, модернизации профессионального физкультурного  образования на основе инновационных технологий, что повысит конкурентноспособность  специалистов физической культуры, спорта, туризма. Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем  подготовки физкультурных кадров. Литература 1. Артемьев В.П. Оценка физического развития и функционального состояния сердечно­сосудистой  системы студентов академической группы // Материалы научно­практической конференции по итогам НИРС 2003 года.­ Минск, 22 декабря 2003 г.­ Мн.: БГУФК, 2004 г.­ С. 3­5. 2. Артемьев В.П., Северянин В.С. Энергосберегающая оздоровительная ходьба как эффективное  средство сохранения и реабилитации здоровья // Улучшение, сохранение и реабилитация здоровья в  контексте международного сотрудничества: материалы международной научно­практической  конференции.­ Брест, 21­23 октября 2004 г.­ Брест: Академия.­ С. 10­12. 3. Артемьев В.П. Анализ физического развития студентов в зависимости от экологических условий их проживания // Состояние и перспективы развития физического образования на современном этапе:материалы Международной научно­практической конференции, посвящённой 40­летию факультета  физической культуры.­ Белгород, 17­20 октября 2007 г. ­ Белгород: БелГУ, 2007. ­ С. 197­201. 4. Бальсевич, В.К., Лубышева Л.И. Основные параметры прогноза качественных характеристик  специалиста отрасли "Физическая культура и спорт" // Довузовская подготовка как этап развития  кадровой инфраструктуры в отрасли "Физическая культура и спорт": сборник научных трудов / Под  ред. В.В. Кузина, Н.Н. Чеснокова, И.М. Быховской. ­ М.: СпортАкадемПресс, 2001 г. ­ С. 15. 5. Беспутчик В.Г. Проблемы менеджмента и маркетинга отрасли физическая культура и спорт на  примере региона // Наука и образование в условиях социально­экономической трансформации  общества: материалы международной научно­практической конференции.­ Минск, 17 мая 2007 г. Мн.: ЗАО "Современные знания", 2007 г.­ С. 183­185. 6. Беспутчик В.Г., Бейлин В.Р. Формирование навыков профессионального мастерства студентов  факультета физического воспитания // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики:  сборник материалов международной научно­практической конференции.­ Ставрополь, 4­6 октября  2007 г. Ставрополь: Ставропольский госуниверситет, УМО Российской федерации по образованию в  области ФК и С., 2007 г. ­ С. 102­104. 7. Беспутчик В.Г. Некоторые аспекты развития системы дополнительного профессионального  образования в сфере физической культуры и спорта // Дополнительное профессиональное  образование в области ФК и С и туризма: современное состояние и пути развития: материалы  Международной научно­практической конференции.­ Минск, 21 мая 2008 г. Мн.: БГУФК, 2008 г.­ С.  9­11. 8. Кудрицкий В.Н., Артемьев В.П., Цапенко В.А. Профессионально­прикладная подготовка как  средство, направленное на повышение эффективности физического воспитания студентов // Здоров`я  i освiта: проблеми та перспективи: материалы III Всеукраiнська науково ­ практична конференцiя. ­  Донецк: ДонНУ, 2004. ­ С. 403­404. 9. Фатхудинов, Р.А. Инновационный менеджмент. ­ М.: Бизнес ­ школа "Интер ­ Синтез", 2002 г.­ С. 9  ­ 26

Посмотрите также