Преемственность непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. Школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
«Проблемы
преемственности
дошкольного и
начального общего
образования в
условиях введения
ФГОС »
Подготовила учитель
начальных классов
МБОУ «Подужемская
СОШ» Горбачева Е.П.
Начальная школа
начинается с
предшкольного
образования.
2
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Школа и детский сад – два смежных звена в
системе образования. Успехи в школьном
обучении во многом зависят от качества
знаний и умений, сформированных в
дошкольном детстве, от уровня развития
познавательных интересов и познавательной
активности ребенка, т.е. от развития
умственных способностей ребёнка.
4
Преемственность
непрерывный процесс воспитания и
обучения ребенка, имеющий общие и
специфические цели для каждого
возрастного периода, т.е. – это связь
между различными ступенями
развития, сущность которой состоит в
сохранении тех или иных элементов
целого или отдельных характеристик
при переходе к новому состоянию.
Советский философский словарь
образования
Преемственность является двусторонним
процессом, в котором на дошкольной
ступени
сохраняется
самоценность ребёнка и формируются его
фундаментальные личностные качества –
те достижения, которые служат основой
для успешного обучения в школе.
6
Школа как преемник дошкольной
ступени не строит свою работу с нуля,
достижения
а
организует
дошкольника
педагогическую практику, развивая
накопленный им потенциал.
подхватывает
и
7
Концепция содержания непрерывного
образования
(дошкольное и начальное звено)
(одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по
общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.):
преемственность рассматривается
как связь, согласованность и
перспективность всех
компонентов системы
образования: целей, задач,
содержания, методов, средств,
форм организации воспитания и
обучения, обеспечивающих
эффективное поступательное
развитие ребенка.
Введение ФГОС к структуре дошкольной
программы и принятие новых Федеральных
Государственных Образовательных
Стандартов начального образования –
важный этап преемственности детского сада
и школы.
Задача ФГОС НОО –
учить детей
самостоятельно учиться
9
Ключевой стратегический
приоритет непрерывного
образования:
формировани
е умения
учиться.
Преемственность с
позиции школы
это опора на те знания,
умения и навыки, которые
имеются у ребёнка на
момент начала обучения;
и операционного уровня
развития ребёнка.
это подразумевает
организацию работы с
учётом дошкольного
понятийного
Преемственность с точки
зрения детского сада
это ориентация на
требования школы,
формирование тех
знаний, умений и
навыков, которые
необходимы для
дальнейшего
обучения.
11
Проблемы
преемственности:
• «скачкообразное» изменение
методов и содержания обучения;
• обучение на предшествующей
ступени часто не обеспечивает
достаточной готовности учащихся к
успешному включению в учебную
деятельность нового, более
сложного уровня.
Как в дошкольном учреждении, так и в школе
образовательно – воспитательный процесс должен
быть подчинён становлению личности ребёнка:
• развитию его компетентности,
• креативности,
• самостоятельности,
• ответственности,
• произвольности,
• самосознания и самооценки,
• свободы и безопасности поведения.
13
СОВМЕСТНАЯ
РАБОТА ПО
ПОДГОТОВКЕ К
ШКОЛЕ
14
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более
раннее изучение программы первого класса и сводится к
формированию предметных знаний и умений. В этом случае
преемственность между дошкольным и младшим школьным
возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего
школьника качества, необходимые для осуществления новой
учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а
наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным
предметам. Однако многочисленные исследования психологов и
педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не
определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок
умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в
основе государственных образовательных стандартов.
15
Что такое деятельностный подход?
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это
значит делать учение мотивированным, учить ребенка
самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути,
в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку
сформировать у себя умения контроля и самоконтроля,
оценки и самооценки.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно
быть формирование у дошкольника качеств, необходимых
для овладения учебной деятельностью, —
любознательности, инициативности, самостоятельности,
произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
16
Поэтому задачами преемственности
детского сада и школы являются:
• развитие любознательности;
• развитие способности самостоятельно
решать творческие задачи;
• формирование творческого воображения,
направленного на интеллектуальное и
личностное развитие ребёнка;
• развитие коммуникативности (умение
общаться со взрослыми и сверстниками).
17
Цель преемственности:
• создание успешной адаптации при переходе из
детского сада в школу.
• обеспечение системы непрерывного образования с
учетом возрастных особенностей дошкольников и
первоклассников.
• создание благоприятных условий в детскому саду
и школе для развития познавательной активности,
самостоятельности, творчества каждого ребенка.
18
«ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА ВНОСИТЬ РЕЗКОГО ПЕРЕЛОМА В ЖИЗНЬ
ДЕТЕЙ. ПУСТЬ, СТАВ УЧЕНИКОМ, РЕБЕНОК ПРОДОЛЖАЕТ
ДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ ТО, ЧТО ДЕЛАЛ ВЧЕРА. ПУСТЬ НОВОЕ
ПОЯВЛЯЕТСЯ В ЕГО ЖИЗНИ ПОСТЕПЕННО И НЕ ОШЕЛОМЛЯЕТ
ЛАВИНОЙ ВПЕЧАТЛЕНИЙ»
В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
Формы осуществления
преемственности:
Работа с детьми
• экскурсии в школу;
•
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского
знакомство с первой учительницей;
•
сада;
совместные праздники дошкольников и обучающихся
школы.
Работа с
педагогами
• совместные педагогические советы;
• открытые показы образовательной деятельности в
детском саду и открытых уроков в школе;
• проведение педагогического консилиума по
подготовительной группе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Работа с
родителями
• консультации для родителей будущих первоклассников по
подготовке и готовности детей к школе;
• собрания для родителей будущих первоклассников с
участием первой учительницы;
анкетирование, тестирование родителей;
визуальные средства общения.
•
•
Вывод:
Новые взгляды на воспитание, обучение и
развитие детей требует нового подхода к
осуществлению преемственности детского
сада и школы, построении новой модели
выпускника, что позволит обеспечить
непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть
успешно решена при тесном взаимодействии
детского сада и школы. Выиграют от этого
все, особенно дети. Ради детей можно найти
время, силы и средства для решения задач
преемственности.