1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют виды финансовых институтов.
1. Инвестиционный фонд. 2. Коммерческий банк. 3. Артель. 4. Страховая компания.
5. Фондовая биржа. 6. Некоммерческая организация.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ __ __
2. Выберите верные суждения о духовной культуре и её формах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Произведения массовой культуры, как правило, создаются анонимными творцами.
2. Основной круг потребителей народной культуры — высокообразованная часть общества.
3. Особенностью элитарной культуры является создание нового культурного языка, доступного узкому кругу ценителей, расшифровка которого требует широкого культурного кругозора.
4. К формам духовной культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку.
5. Отличительная черта массовой культуры — её коммерческая направленность.
3. Установите соответствие между отличительными признаками и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК А) анонимность создателей произведений; Б) ориентированность на традиции, обычаи; В) сложность для восприятия неподготовленным потребителем; Г) серийный характер производства; Д) ориентированность на коммерческий успех. |
ФОРМА КУЛЬТУРЫ 1) народная; 2) элитарная; 3) массовая. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
4. Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Использование технических средств для прослушивания.
2. Развлекательный характер произведения.
3. Отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей.
4. Установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений.
5. Чрезмерная сложность формы музыкального произведения.
6. Трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями.
5. Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Оплата услуг салона красоты.
2. Пособие по безработице.
3. Покупка «пиратского» издания.
4. Гонорар композитора.
5. Покупка корпоративных облигаций.
6. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ А) конкуренция производителей Б) централизованное распределение В) директивное ценообразование Г) свобода предпринимательства Д) саморегуляция спроса и предложения |
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 1) рыночная 2) командная
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
7. На рынке области Z представлен только один производитель электроэнергии, поставляющий её фирмам и в жилой сектор. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Олигополия.
2. Рынок услуг.
3. Региональный рынок.
4. Рынок товаров.
5. Монополия.
6. Рыночный дефицит.
8. Выберите верные суждения о семье и её функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В зависимости от наличия ядра (супружеской четы) семья бывает патриархальной или эгалитарной.
2. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи.
3. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
4. Рекреационная функция семьи обеспечивает восстановление физических и интеллектуальных сил её членов.
5. Эмоциональная функция семьи обеспечивает удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.
9. Среди разных возрастных категорий населения страны N был проведён социологический опрос на тему «Ожидаете ли Вы улучшения своего материального положения в течение ближайших пяти лет?» Его результаты отражены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Большинство населения страны ожидает улучшения своего материального положения.
2. Уровень социального оптимизма наиболее высок в крупных городах.
3. Число тех, кто ожидает ухудшения своего материального положения во всех группах меньше, чем число тех, кто не ожидает изменений.
4. В сельской местности наименьшую группу составляют те, кто не ожидает изменения своего материального положения.
5. Уровень социального оптимизма в городах выше, чем в сельской местности.
10. Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Политическая система демократического государства призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.
2. Политическая система любого общества стабильна и не подвержена изменениям на протяжении длительного времени.
3. Политическая система выполняет функцию определения целей и направлений развития общества и государства.
4. Ценности, политические идеологии относятся к культурной подсистеме политической системы.
5. Политическая система выполняет функцию выдвижения политических лидеров, подготовки кадров для государственного аппарата и политических организаций.
11. B государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в органы местного самоуправления. Какие иные признаки позволят сделать вывод о том, что в государстве Z установился демократический политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Граждане вправе свободно выражать свои политические взгляды.
2. Главой государства является президент.
3. Парламент принимает законы.
4. Проводимая правительством политика зависит от результатов выборов и от предпочтений избирателей.
5. Президент избирается депутатами парламента.
6. Граждане вправе учреждать партии или участвовать в деятельности существующих политических партий.
12. Что из перечисленного ниже относится в Российской Федерации к представительным органам государственной власти? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1. Правительство Российской Федерации.
2. Государственная дума.
3. Совет Федерации.
4. Самарская губернская дума.
5. Законодательное собрание Пензенской области.
6. Прокуратура.
13. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ А) отрешение Президента РФ от должности; Б) подписание федеральных законов; В) решение вопросов гражданства РФ; Г) назначение на должность Председателя Центрального банка; Д) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан. |
СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ 1. Совет Федерации; 2. Правительство РФ; 3. Государственная Дума; 4. Президент РФ.
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
14. Выберите верные суждения о субъектах гражданского права. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Гражданская дееспособность физического лица в полном объеме возникает с момента рождения человека.
2. Субъектами гражданского права могут выступать физические и юридические лица, а также государство и муниципальные образования.
3. Объём правоспособности у всех дееспособных граждан одинаков.
4. Недееспособными по решению суда признаются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими.
5. Частично дееспособными принято называть граждан по достижении 16 лет.
15. Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ A) требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны; Б) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах; B) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах; Г) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; Д) уплачивать законно установленные налоги. |
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА 1) права; 2) обязанности.
|
16. Ученику 9-го класса Сидорову исполнилось 15 лет. Найдите в приведённом ниже перечне условия, которые позволяют ему заключить трудовой договор.
Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Письменное согласие одного из родителей или попечителя.
2. Выполнение труда, не причиняющего вреда здоровью.
3. Письменное согласие Сидорова на то, что рабочая неделя будет составлять 40 часов.
4. Выполнение лёгкого труда.
5. Выполнение труда без ущерба для освоения образовательной программы.
6. Трудовая деятельность по вечерам и выходным дням, не препятствующая получению образования.
Прочитайте текст и выполните задания 17-20. |
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Отношения в социальной сфере не определяются экономикой — в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
Л. Туроу
17. В чем, по мысли автора, выражается распад семейных структур во всем мире? Укажите два его проявления. В чем автор видит главную угрозу семейным ценностям? В чем, по мнению автора, проявляется экономический эгоизм членов семьи?
18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания:
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «семья»;
— объясните связь названных автором сфер общественной жизни.
Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.
19. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
20. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке однодневных контактных линз для коррекции зрения в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P — цена товара; Q — количество товара.)
1. Как изменилась равновесная цена?
2. Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
3. Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если будет существенно снижена стоимость изготовления очков для коррекции зрения при прочих равных условиях?
22. В стране Z доля работников, занятых в промышленном производстве, значительно превышает доли представителей других профессий. Главой государства является король, представляющий Z в международных отношениях, правительство ответственно перед парламентом.
В 2016−2018 гг. в стране Z была зафиксирована циклическая безработица. В этой ситуации парламент распустил старое и сформировал новое правительство. В 2020 г. новое правительство вынесло на обсуждение проект реформы образования, предлагая расширить учебную программу по предметам, которые помогают в овладении цифровой грамотностью, обеспечить учебные заведения свободным доступом к интернету.
К какому типу общества относится Z? Какая форма правления установлена в Z (дайте полное название)? Какой факт в жизни страны Z может свидетельствовать о циклической безработице? Какое направление модернизации образования предлагает реформа, вынесенная на обсуждение в стране Z?
23. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, права и свободы граждан. Какие положения Конституции Российской Федерации подтверждают следующие характеристики нашего государства.
1. Демократическое государство.
2. Социальное государство.
3. Идеологическое многообразие.
На основании положений Конституции сформулируйте по одному подтверждению каждой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задания 24 и 25 |
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Демократия как форма политической организации общества».
24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Демократия как форма политической организации общества». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1. Обоснуйте необходимость активного политического участия граждан в демократическом обществе. Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.
2. Какие общественные организации существуют в России? Назовите любые три организации.
3. Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой формы политического участия в жизни общества и государства. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных формы.
ВАРИАНТ 2
Часть 1
Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр. Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
|
1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гражданское общество».
1. Отправление правосудия. 2. Общественная организация. 3. Частный интерес.
4. Социальная активность. 5. Социальное взаимодействие. 6. Законодательная власть.
Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
Ответ ___ ___
2. Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства.
2. Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс.
3. Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
4. Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.
5. Произведения народной культуры нередко передаются устно.
Ответ____________________________
3. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ А) эстетические интерпретации объектов, явлений; Б) аллегоричность; В) обоснованность выводов; Г) эмоциональность; Д) выдвижение гипотез. |
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ 1) искусство; 2) наука.
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
4. Телевизионный канал выкупил права на показ фильма режиссера М. Какие из перечисленных фактов также свидетельствуют о том, что фильм относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Фильм был продан для проката в кинотеатрах многих стран мира.
2. Для понимания концепции фильма требуется искусствоведческое образование.
3. В прокате в кинотеатрах страны фильм имел большой коммерческий успех.
4. В основе сюжета фильма лежит распространённый сюжетный ход.
5. Фильм предназначен для зрителей узкой возрастной аудитории.
6. Фильм получил приз на фестивале авторского кино.
Ответ_____________________________________
5. Выберите верные суждения о характере рыночных отношений и видах рынков и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Конкуренция производителей способствует улучшению качества товаров.
2. Монополизация рынка ведет к снижению цен на товары и услуги.
3. Рынок свободной конкуренции отличает легкий вход на него для предприятий и сложный выход.
4. Рыночной конкуренции свойственна только конкуренция потребителей.
5. В условиях олигополии возможен контроль за ценой при тайном сговоре.
Ответ_________________________
6. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР А) оплата услуг охранного предприятия Б) затраты на перевозку продукции В) погашение процентов по кредиту Г) сдельная заработная плата работников Д) покупка сырья |
ВИД ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ 1) переменные 2) постоянные |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
7. Найдите в приведенном списке налоги, плательщиками которых внутри России выступают физические лица, не являющиеся ИП, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Налог на имущество предприятий.
2. Налог на добавленную стоимость.
3. Налог на имущество.
4. Налог на прибыль организаций.
5. Подоходный налог.
6. Транспортный налог.
Ответ________________________
8. Выберите верные суждения о девиантном поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.
2. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют маргинальными группами.
3. Одним из видов девиантного поведения является преступность.
4. Девиантное поведение может носить как негативный, так и позитивный характер.
5. Девиантное поведение всегда связано с нарушением господствующих в обществе моральных норм.
Ответ______________________________
9. В ходе социологических опросов совершеннолетние граждане страны Z высказали мнение об экологической обстановке в месте своего проживания. Полученные результаты (в % от числа опрошенных, каждый год опрашивали одинаковое количество граждан) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Доля опрошенных, которые считают, что экологическая обстановка в месте их проживания в 2020 г. улучшилась, более чем втрое превышает долю опрошенных, которые высказывали аналогичное мнение в 2010 г.
2. В 2015 г. и в 2020 г. равные доли опрошенных считали, что экологическая обстановка в месте их проживания не изменилась.
3. Доля опрошенных в 2010 г., которые считают, что экологическая обстановка в месте их проживания ухудшилась, не превышает долю опрошенных в 2020 г., которые считают, что экологическая обстановка улучшилась.
4. В 2020 г. большинство опрошенных свидетельствовали об улучшении экологической обстановки в месте их проживания.
5. В 2015 г. самым популярным был ответ о том, что экологическая обстановка в месте проживания не изменилась.
Ответ___________________________________
10. Найдите в приведённом ниже списке политические институты и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Общественно-политическое движение.
2. Политические партии.
3. Политическая культура.
4. Политические нормы.
5. Государство.
Ответ________________________________________
11. Государство Х признаётся зарубежными аналитиками антидемократичеcким. Какие из приведённых ниже признаков позволяют характеризовать режим государства Х как тоталитарный? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В государстве регулярно проводятся выборы в местные и центральные представительные органы.
2. Деятельность СМИ, критикующих деятельность действующего главы государства, запрещена.
3. В конституции закреплено положение о суверенитете народа.
4. Глава государства является лидером единственной действующей в стране политической партии.
5. Руководство страны составляет производственные планы, обязательные для выполнения предприятиями.
6. Правоохранительные органы государства обладают монополией на применение силы.
Ответ_______________________________
12. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Уплата налогов и сборов.
2. Участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.
3. Сохранение исторического и культурного наследия.
4. Участие в культурной жизни.
5. Защита Отечества.
Ответ______________________________
13. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ‚ которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ А) объявление амнистии; Б) осуществление помилования; B) обеспечение исполнения федерального бюджета; Г) принятие федеральных законов; Д) осуществление управления федеральной собственностью. |
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ 1. Президент РФ; 2. Государственная Дума; 3. Правительство РФ.
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
14. Выберите верные суждения об административной ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Субъектами административной ответственности являются физические, юридические и должностные лица.
2. По общему правилу административная ответственность физических лиц наступает с 16 лет.
3. Административные наказания назначаются только судом.
4. Административная ответственность устанавливается только федеральными законами.
5. Административная ответственность не влечёт за собой судимость.
Ответ_________________________________
15. Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ А) Матвей 3. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением; Б) Виктория К. нашла более престижную работу; В) комиссия по охране труда установила, что Иван Ж. нарушил требования охраны труда, что повлекло несчастный случай на производстве; Г) Ираклий 3. без уважительных причин не исполнял трудовых обязанностей и имел несколько дисциплинарных взысканий; Д) 26-летний Пётр Ч. был направлен на альтернативную гражданскую службу. |
ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В РФ 1) инициатива работника; 2) инициатива работодателя; 3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
16. Гражданин Р. постоянно припарковывает свой легковой автомобиль на газоне возле дома. Сотрудники ДПС привлекли его к юридической ответственности из-за неправомерности таких действий. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Трудовое право.
2. Административный проступок.
3. Дисциплинарная ответственность.
4. Административный штраф.
5. Конституционное право.
6. Судимость.
Ответ______________________________________
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. |
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания этой части (17-25) используйте бланк ОТВЕТОВ № 2. Запишите начала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый отчет на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Обратите внимание! Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17-25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточность и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания. |
Прочитайте текст и выполните задания 17-20. |
На современном этапе развития общества происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. Основной формой собственности становится интеллектуальная. В информационном обществе информация превращается в главный ресурс, и большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации. Информация становится предметом массового потребления, поскольку информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества — количество компьютеров, количество подключений к интернету, количество мобильных телефонов и т. д.
В этих условиях успех деятельности человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно избавить человека от рутинной работы, ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации не только в производственной, но и в социальной сфере.
Становление нового общества связано с доминированием информационного сектора экономики: капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта. В ведущий фактор жизни общества в целом превращается теоретическое знание, вытесняющее ручной и механизированный труд. Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации и социальной мобильности. Более существенной для социальной стратификации оказывается профессиональная, а не классовая структура. Деление на «имущих» и «неимущих» приобретает принципиально новый характер, потому что привилегированный слой теперь образуют наиболее информированные члены общества. Уровень информатизации, развития информационных технологий становится важнейшим признаком мощи государства. В итоге стратегической целью информационного общества является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения их потребностей — биологических, социальных и духовных.
(По Н. И. Шишкиной)
17. Какой вид производства, по мнению автора, станет движущей силой развития общества в результате сокращения роли капитала и труда? От чего, по мнению автора, будет зависеть успех деятельности человека в условиях информационного общества? В чём, по мнению автора, выражается принципиально новый характер деления на «имущих» и «неимущих» в информационном обществе?
18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков общества как системы;
— объясните связь между упомянутым автором превращением информации в главный ресурс и новыми критериями оценки уровня развития общества — количеством компьютеров, подключений к интернету, количеством мобильных телефонов.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
19. В тексте говорится о такой стратегической цели информационного общества, как удовлетворение потребностей людей. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами влияние информационных технологий на удовлетворение потребностей человека. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите вид потребности. В совокупности примеры должны отражать три различных вида потребностей. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
20. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих мнение автора о том, что уровень развития информационных технологий становится важнейшим признаком мощи государства. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
21. На графике изображено изменение ситуации на рынке посуды в стране Z. Предложение переместилось из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. На графике P — цена товара; Q — количество товара.
1. Как изменилась равновесная цена?
2. Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.
3. Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях увеличится количество рекламы предприятий общественного питания?
22. В стране X каждые шесть лет происходят выборы в Законодательное собрание, каждые семь лет — выборы главы государства. Основу экономики составляет промышленность, зарождается массовая культура.
К какому типу относится общество страны X? Укажите два признака, по которым Вы это определили. Назовите любые два признака особенностей экономической сферы общества данного типа, о которых не сказано в условии задачи. Назовите любые два признака особенностей социальной сферы общества данного типа, о которых не сказано в условии задачи.
23. В Конституции Российской Федерации закреплено ценностное отношение к праву частной собственности. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задания 24 и 25 |
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Трудовой договор в РФ»
24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор в РФ». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1. Обоснуйте необходимость правового регулирования трудовых отношений. Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.
2. Каковы основные обязанности работника? Назовите любые три обязанности работника в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
3. Проиллюстрируйте примером исполнение каждой из указанных в пункте 2 обязанностей. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В каждом случае обязательно укажите цель/задачу, с которой может быть связано исполнение конкретной обязанности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.