Проект " Русь расписная"
Оценка 4.6

Проект " Русь расписная"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
искусство
Детсад—1 кл
29.11.2021
Проект  " Русь расписная"
С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое. Мы же сегодня поговорим о хохломской росписи, дымковской игрушке, предметах с росписью гжель.
Проект Русь расписная.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа Стрежевой

(МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)

 

 

 

Информационно-творческий проект

«Русь расписная»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники: воспитанники подготовительной

к школе группы «Одуванчик»

 

Руководитель:

Учитель – логопед – Баймурзина Л.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стрежевой - 2021 г.

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

     Тип проекта: информационно-творческий

     Участники проекта: дети, воспитатели, учитель – логопед, родители группы.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a66740babfc5d2551c9cf7d33dad0ea3-l&n=13     Постановка и обоснование проблемы: в условиях современного общества, главными   приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А знакомство детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями занимают далеко не первые места. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо организовывать такие мероприятия, которые формируют у дошкольников систему знаний о русской народной культуре, закладывают основы патриотизма, любовь к малой родине, людям труда разных профессий. В результате бесед с детьми, было выявлено, что современные дети, мало знают о культурном наследии русского народа, и какие народные промыслы есть в нашей стране.

     Актуальность проекта: мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У детей не всегда есть возможность соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках изделия с хохломской росписью, дымковскую игрушку, предметы росписью гжель и т.д. Благодаря образцам народно – декоративного искусства, которые мы постарались собрать в нашем детском саду, мы хотим дать детям возможность поближе познакомиться с народной игрушкой, с различными видами росписи.

Знакомство дошкольников с народными промыслами России, родного края, мастерством русских умельцев, позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

     Объект проектной деятельности: с незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Мы же сегодня поговорим о хохломской росписи, дымковской игрушке, предметах с росписью гжель.

Предмет проектной деятельности: являлась продуктивная деятельность, организованная в рамках как специальных занятиях, так и в кружковой деятельности (лепка, рисование, аппликация (лоскутная мозаика)), виртуальная экскурсия, экскурсия в ЦДОД, оформление выставки, организация мини – музея, дефиле костюмов.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к истории и национальной культуре своего народа, через знакомство с народными промыслами (на примере хохломской росписи, дымковской игрушки и росписи-Гжель). 

Задачи проекта:

Ø  Познакомить детей с народными промыслами;

Ø  Осуществлять духовно-нравственное и эстетическое развитие личности

ребенка;

Ø  Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества;

Ø  Формировать интерес к народному декоративно-прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта в творческой деятельности;

Ø  Развивать навыки художественного творчества детей;

Ø  Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Ø  Вовлечение родителей в социально-значимую деятельность, способствующую целостному развитию ребенка-дошкольника.

Источник информации:

v  Изучение художественной литературы, энциклопедий;

v  Интернет, телевидение;

v  Экскурсии;

v  Беседы со взрослыми, родителями, специалистами ДОУ.

Методы обработки информации:

 Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

ü  Познавательная деятельность (тематических занятий, бесед, рассматривание альбомов по народным промыслам из серии «Цветные ладошки»).

ü  Социально-коммуникативная деятельность (организация мини-музея, оформление выставки)

ü  Художественно- творческая деятельность

             (продуктивные виды деятельности)

ü  Игровая деятельность (народные, хороводные, подвижные и пальчиковые игры).

ü  Работа с родителями (выставка «Русь расписная», мастер-класс - Лоскутная мозаика в технике «Кинусайга», организация дефиле костюмов «Русь расписная»)

 

Этапы проведения проекта:

Подготовительный этап.

Цель:                                                                                         

-Выявление уровня и качества знаний старших дошкольников о народных промыслах, видах, особенностях.

-Определить состояние развивающей предметно – пространственной среды для осуществления работы по данному проекту

-Разработка проекта

Содержание:

Ø  Мониторинг уровня знаний воспитанников по теме (модель трех вопросов, групповой сбор).

Ø  Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

Ø  Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Ø  Составление перспективного плана (паутинка детской деятельности), разработка конспектов, организация развивающей предметно – пространственной среды (обогащение центров активности по данной теме).

Ø  Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Ø  Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам («Золотая хохлома», «Дымковская барышня», «Небесная гжель»).

 

Основной этап.

Цель:

- Ознакомление и расширение представлений у старших дошкольников в соответствующей форме с народными промыслами (Хохлома, Дымка, Гжель), историей возникновения, технологией приготовления, особенностями цветового и орнаментального решения.

Содержание:                                                                                                                             

Ø  Проведение тематических занятий, бесед, рассматривание альбомов по народным промыслам из серии «Цветные ладошки». изготовление народной игрушки «Барышни» (в стиле дымковской росписи), декоративное рисование: «Золотая хохлома», «Дымковская барышня», «Небесная гжель»,

Ø  Просмотр цикла видеофильмов о промыслах: «Чудо Хохломы», «История дымковской игрушки», «Гжель»., презентации «Народные промыслы России»

Ø  Экскурсия в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет.

Ø  Чтение сказок, былин и литературных произведений. (Л.Яхнин «Веселое слово Хохлома», В.Крупин «Дымка», М.Г.Смирнова «Красная девица», А.Дьякова «Веселая дымка». П.Саянский «Хохломская роспись», отрывок Н.Бедник «Хохлома» и т.д.)

Ø  Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок.

Ø  Конкурс чтецов «Мастера земли русской»

Ø  Разучивание русских народных игр.

Ø  Дидактические игры: игра-лото «Дымка», «Гжель», «Найди нужный домик», «Узнай и опиши», «Назови элементы».

Ø  Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

 

 Заключительный этап

Цель:

Выявление уровня и качества знаний детей, полученных в ходе реализации проекта, проанализировать развивающую предметно пространственную среду, уровень участия родителей в проектной деятельности.

Содержание:

Ø  Организация мини - музея изделий народных промыслов (собираем с родителями) «Мастера Земли русской».

Ø  Оформление выставки «Русь расписная»

Ø  Мастер-класс с родителями в стиле «Кинусайга» - «Мы народные умельцы».

Ø  Презентация проекта родителям

Ø  Организация и проведение дефиле костюмов.

Ø  Обобщение педагогического опыта.

Ø  Определение перспектив работы.

 

Результаты информационного поиска:

Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных материалах, способах их обработки, художественных приемах украшения предметов быта, интерьера, одежды, игрушек. Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно -прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.

     Опыт работы по проекту показал, что детей привлекают произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Это доступно их восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Дети познакомились с историей возникновения промыслов. 

Таким образом, тема декоративно -прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

В результате проведения проектной деятельности были достигнуты поставленные цели и задачи. Мы больше узнали о народном творчестве, познакомились с традициями и историей русского народа.

 

Информационные ресурсы:

1.Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно -прикладного искусства в процессе дидактических игр.  //Дошкольное воспитание. 2004 No6.

2.Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. –М.: Просвещение, 2006.

4.Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб.: Акцидент, 1997.

5.Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. –М.: ТЦ Сфера, 2009.

6.Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. –М.: Педагогическое общество России, 2005.

7.Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. –М.: Скрипторий, 2006.

8.Соломенникова О.А. Радость творчества. –М.: Мозаика-Синтез,2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

http://baskakovo.reg-school.ru/upload/photo/14-03-17/239_10_41_36_jlCs-3.jpg

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа

Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия »

Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия »

Познакомить детей с народными промыслами; Ø

Познакомить детей с народными промыслами; Ø

Составление перспективного плана (паутинка детской деятельности), разработка конспектов, организация развивающей предметно – пространственной среды (обогащение центров активности по данной теме)

Составление перспективного плана (паутинка детской деятельности), разработка конспектов, организация развивающей предметно – пространственной среды (обогащение центров активности по данной теме)

Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками

Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками

Проект " Русь расписная"

Проект  " Русь расписная"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2021