МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 22»
Исследовательский проект Тема:
Авторская кукла - Тильда
Автор: Изгужина Алина Равильевна, ученица 4 А класса
Руководитель: Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов
Нижневартовск
Содержание:
1. Введение ………………………………………………………………………………….2
2. Основная часть……………………………………………………………………………3
2.1. Теоретическая часть ………………………………………………………………..…3 2.1.1. .История появления куклы Тильда………………………………….………..3
2.1.2. Основные отличия куклы Тильды …………………………………………….3
2.2. Практическая часть……………………………………………………………………5
2.2.1. Исследовательская работа…………………………………………………….
2.2.2. Технологическая часть проекта. Выбор основного материала.……………5
2.2.3. Подбор и сочетание материалов……………………………………………..6
2.2.4. Изготовление лекала для раскроя. Технология изготовления………..…..6
2.2.5. Последовательность выполнения проектной работы…………………………
2.2.6. Технологическая карта изготовления куклы.…………………………..…..8
2.2.7. Изготовление одежды для куклы…………………………………….
3. Заключение………………………………………………………………………………...9
4. Список информационных ресурсов……………………………………………………..10
5. Приложения …………………………………………………………………………..11-16
1. Историческая справка.
2. Конструкция изделия.
3. Технология изготовления.
4. Экономическое обоснование проекта.
5. Экологическая оценка проекта.
Заключение.
Библиографический список использованной литературы. Приложение.
Мне нужен подарок на день рождения маме. Поэтому решила освоить для себя новый вид рукоделия.
На идею создания куклы Тильды меня вдохновило знакомство с жительницей нашего подъезда, ею оказалась - Нина Петровна. Она наша соседка, настоящая рукодельница и просто волшебница, которая одним взмахом иголки и с использованием ткани творит настоящие чудеса!
Когда я пришла в гости к Нине Петровне, то казалась, что я попала в настоящее королевство шитья и рукоделия. Место, где живут различные куклы: куклы Тильды, куклы Зерновушки и даже веселые зверюшки. Из лоскутов, остатков пряжи, ниток я видела, как мастерят кукол. Куклы Тильды – милые, нежные создания становятся талисманами и приносят в жизнь людей сказку.
Нина Петровна сказала, что это кукла Тильда. Меня заинтересовало это имя. Почему Тильда?
Я с большим удовольствием попросила еѐ научить меня шить. Она достала свою загадочную книгу, а в ней оказались эскизы и история возникновения кукол (Приложение 3). Из них мне понравилась Кукла Тильда. Мы с удовольствием приступили к работе.
Дома я нашла в Интернете нужный материал, изучила его, распечатала выкройку и решила попробовать изготовить свою первую работу. Я не ожидала, что это занятие просто «затянет» меня. Глядя на забавных, добродушных кукол, нельзя не улыбнуться. Они намного отличаются от фабричных из магазина, а с точки зрения экологии они безопаснее промышленных игрушек. Они оригинальны. Поэтому я хочу освоить новый для себя вид рукоделия. Тема моей проектной работы – «Авторская кукла Тильда».
Актуальность.
Я люблю заниматься творчеством, потому что мне это нравится. Я люблю рисовать, шить, лепить, клеить, делать подарки своими руками. Мне приятно радовать своих близких и друзей, а взамен получать от них море позитива и эмоций. В выборе темы я недолго сомневалась, это создание чуда своими руками. Из нескольких вариантов, я выбрала изготовление куклы Тильды.
Тильда – современная модная оригинальная кукла. Она может быть неповторимым и самым незабываемым подарком для родных и близких к любому торжеству.
Новизна проекта состоит в том, что привычный образ игрушки использован для оформления интерьера. Кукла изготовлена по авторским эскизам, с использованием минимального количества материала – ткани, синтепона, пряжи для волос, бисера, лент, а также ниток, иголки, ножниц.
Работая над проектом, я ставила следующие задачи: Цель проекта - изготовление собственной текстильной куклы в стиле «Тильда».
Задачи:
1. Исследовать историю появления, особенности кукол Тильд.
2. Разработать и выполнить собственный вариант текстильной куклы в стиле «Тильда», изготовить и оформить куклу по выбранному эскизу.
3. Показать, что текстильная кукла имеет ряд преимуществ перед современной куклой.
4. Подобрать материалы и необходимые инструменты для создания авторской куклы Тильды и выбрать технику исполнения.
Гипотеза: текстильная кукла собственного изготовления в стиле «Тильда» может стать достойной альтернативой современной кукле, а используя опыт изготовления мягких объемных игрушек, можно изготовить куклу по авторскому замыслу.
Используемые методы
В ходе реализации проекта использованы такие методы:
- методы исследования: изучение учебной и специальной литературы, просмотр и изучение информации в Интернете, консультация специалиста (технолога швейного производства) по выбору материала, правилам кроя, технологией изготовления мишки.
- практические методы: самостоятельный анализ подбора материала и расчет себестоимости проекта, внесение изменений в основу выкройки (изготовление авторского лекала), овладение навыкам кроя и пошива мишки.
Автор популярного бренда, стиля Tilda – норвежская художница, дизайнер Тони Финнангер. В стиле Tilda можно создавать текстильные игрушки, украшения для интерьера, ангелы-хранители уюта. Наивные, насквозь натуральные, простые в исполнении, теплые, милые домашние Tilda быстро завоевали всю Европу.
В 17 лет во время учебы в художественной школе Тони Финнангер за еду разработала логотип и оформление меню для ресторана. Кажется, это был первый раз, когда ей «заплатили» за работу. Одной из первых работ, помимо книги, было пасхальное настенное украшение с курицей и яйцами. Уехав в Осло на море, дизайнер работала в местном магазинчике, в котором продавались товары ручной работы, что вдохновило еѐ на творчество. Все началось с ее работы в магазинчике hand-made товаров. Она продавала сувениры и другие
товары ручной работы и мечтала стать детской писательницей и иллюстратором. Так постепенно, в окружении подобных вещей, сформировалась идея создать куклу, наряды для нее и мир, в котором она живет. Сначала ей хотелось писать детские книги и рисовать мультфильмы, но, познакомившись с миром рукоделия, придумала
Тильду. В 1999 году Тони (тогда ей было 25) начала сотрудничество с двумя книжными издательствами и открыла свой первый магазин под торговой маркой «Тильда» (Tilda), выпустила сразу две книги «Тильда Рождество» и «Тильда
Пасха», а также продавала мастер-классы по созданию этих необычных кукол и все необходимые материалы для них.
И книги, и товары имели большой успех, и Тильда стала основной работой автора. В стиле тильды могут быть не только куклы, но и различные животные.
Обратите внимание — не сшила одну-две куклу, а проделала огромную подготовительную работу, прежде чем выйти со своим брендом на рынок? Ведь нужно было придумать массу выкроек, сшить по ним кукол, сделать множество красивых иллюстраций, написать к ним пояснения, заключить договора с издательствами, закупить материал для готовых наборов, арендовать магазин, оформить его, наполнить товаром, нанять и обучить продавцов, оформить предпринимательскую деятельность, провести рекламную компанию и т.д. Но в конечном итоге Тони Финнангер все это сделала – книги вышли, магазин заработал, Тильда превратилась в красивый женский бизнес, а в мире началась «тильдомания».
А вот что сама Тони говорит о Тильдах: «Тильда слишком изменилась за эти годы. И я всегда вдохновлялась при ее создании скандинавским фольклором и моими детскими воспоминаниями. Но не меньшее влияние на нее оказали авторы и художники из других стран. Мне трудно оценить, как Тильду воспринимают другие люди, и что она так популярна. Мне нравится Тильда из-за ее невероятной женственности и нарочитой безупречности. Я представляю себе Тильду как женщину, выходящей из дверей дома в бальном платье и резиновых сапогах. В хрустальной вазе у нее стоит букет из сорняков, а розы — в старом кувшине. У нее собственное видение красоты. В мире Тильды нет места серьезной жизни. Тильда — это отличное спасение от серых будней».
Вдохновением для создательницы Тильды послужили те давние времена, когда скандинавские женщины собственноручно делали обереги для своих детей в виде незамысловатых и грубоватых кукол в виде людей, животных и сказочных существ из древних сказаний и легенд.
Выбирая имя для куклы, Тонне следовала традициям своей семьи, в которой было принято давать всем девочкам краткие и мелодичные имена на букву «Т». Тильда – это имя показалось наиболее подходящим для куклы.
На носу 2020 год, а тильдомании нет конца, писательница по-прежнему выпускает одну книгу за другой и заметно расширила список товаров вокруг Тильды
(появились скрапбукинг-наборы, пэчворки пр.). В интернете тоже в настоящее время имеется масса сайтов и форумов, где рукодельницы показывают своих куколок, сделанных по готовым выкройкам, или делятся секретами своего мастерства.
Сейчас Тильда — это не только имя тряпичной куклы, но и торговая марка, которая приносит ее хозяйке миллионную прибыль. Многим непонятно, как среди обилия ярких пластиковых игрушек, от которых просто разбегаются глаза, игрушки Тильда могут быть так популярны.
|
|
|
куклы Тильда |
куклы Тильда |
куклы Тильда |
|
|
|
улитка Тильда |
мишка Тильда |
лягушка Тильда |
|
||
кролик Тильда |
кролик Тильда |
гусь Тильда |
|
|
|
петух Тильда |
кот Тильда |
Санта Тильда |
Я определенно хотела хотя бы попробовать сделать это сказочное изделие, теперь мне оставалось только выбрать модель (по ней найти выкройку) и можно было приступать к созданию. Я поняла, что кукольный мир очень многоликий. Тильды обладают множеством самых разнообразных образов. Они бывают не только в виде человечков, Тильды - это те же коты, зайцы, мишки, ангелы, собачки, слоники и многие другие зверюшки. Но больше всего я отдавала свои симпатии кукле, поэтому и решила сделать ее.
2.1.2. Основные отличия куклы Тильды
• Личико куколок и мордашки зверей довольно условны, носик небольшой, но рельефный, глазки-узелки черные небольшие и близко посаженные, румянец на щеках.
• Все зверушки и предметы декора имеют мягкие плавные силуэты.
• Пышные и всегда немного растрепанные волосы: косички и хвостики.
• Все игрушки довольно пухленькие. Даже самые стройные девушки и ангелочки не выглядят «голодными».
• В материалах используется спокойная цветовая гамма, но насыщенные оттенки.
• Принцип лаконичности – минимум деталей.
• Обычно Тильды пухленькие. У зверьков и предметов декора мягкие плавные силуэты.
• Тильды лаконичны – у них нет лишних, избыточных деталей.
Для изготовления Тильд используются натуральные материалы: лен, хлопок. Если ткань нужного цвета найти не удается, можно подкрасить белую ткань чаем, шелухой лука, свекольным соком. Нанести кукле румянец можно обычной косметикой или акварельными карандашами. Тильды набивают холлофайбером или синтепоном. Для изготовления волос используется мягкая и объемная пряжа.
2.2. Практическая часть 2.2.1. Исследовательская работа.
Я считаю, что моя кукла Тильда в случае загрязнения должна легко и быстро чиститься. Поэтому очень важно, каков наполнитель мы будем использовать. Для наполнения деталей куклы можно использовать вату или синтепон. Исследуем, какой из наполнителей лучше себя поведѐт по следующим параметрам: качество чистки, быстрота сушки, сохранение формы. Цель – выяснить, какой из наполнителей соответствует требованиям гигиены.
Эксперимент 1. Цель – выяснить степень очистки от загрязнений. Для эксперимента куски ваты и синтепона были подвержены загрязнению и затем постираны в воде.
Вид наполнителя |
Степень загрязнения |
Температура воды |
Результат |
Вывод |
вата |
одинаковая |
30 0 С |
имеет темно-серый цвет |
Задерживает грязь. Стирается плохо |
синтепон |
одинаковая |
30 0 С |
имеет первоначальный цвет |
Не задерживает грязь. Стирается хорошо |
холлофайбер |
одинаковая |
30 0 С |
имеет первоначальный цвет |
Не задерживает грязь. Стирается хорошо |
Эксперимент 2. Цель – определить время, для высушивания наполнителя, т.е. скорость высыхания материала.
Для эксперимента на вату, синтепон и холлофайбер было вылито по 1 стакану воды.
Вид наполнителя Степень Время Температура Вывод увлажнения высушивания помещения
вата одинаковая 26 часов одинаковая Задерживает воду.
(1 стакан воды) (22 0 С) Плохо поддаѐтся сушке
синтепон одинаковая 4 часа одинаковая Не задерживает воду.
(1 стакан воды) (22 0 С) Хорошо сушится
холлофайбер одинаковая 4 часа одинаковая Не задерживает воду.
(1 стакан воды) (22 0 С) Хорошо сушится
Эксперимент 3. Цель - определить степень сохранения формы наполнителя после стирки.
Степень отжима Температура Вывод Вид наполнителя высушивания вата одинаковая одинаковая Комкуется. Теряет
(22 0 С) первоначальную форму
синтепон одинаковая одинаковая Не теряет первоначальную
(22 0 С) форму
холлофайбер одинаковая одинаковая Не теряет первоначальную
(22 0 С) форму
Вывод. Лучшим наполнителем для куклы по качеству чистки, быстроте сушки, сохранению формы является синтепон или холлофайбер.
2.2.2. Технологическая часть проекта. Выбор основного материала. Моя проектная работа называется «Спящий Ангел».
Для изготовления куклы понадобятся следующие материалы и инструменты:
• Основа куклы: бязь бежевого цвета.
• Набивка куклы: синтепон.
• Одежда для куклы: использовали в основном хлопчатобумажную ткань, атласные ленты, бусинки, сиреневый мех, белый тюль, цветы для украшения.
• Нитки «Мулине» для ротика;
• Нитки толстые для соединения деталей;
• Швейная машинка
• Ножницы Булавки, иголки
• Наперсток
• Карандаш
• Маркер по ткани;
• Деревянная палочка для набивки;
• Расспарыватель;
Для выкройки: Листы белой бумаги.
Важное отличие в изготовлении этих кукол в том, что они шьются из лоскутков, натуральных тканей, из текстиля, с использованием пуговиц и природных материалов. Часть материалов мне нужно было докупить, а часть я нашла у себя дома и благодаря этому я потратила небольшое количество материальных ресурсов.
Для основы (тела) куклы я решила взять бязь бежевого (близкого к телесному) цвета. Я остановилась именно на ней, потому что тогда мне не нужно было тонировать ткань самостоятельно.
Для наряда я нашла дома сиреневый материал, а для отделки подола сарафана – белый тюль с узорами. Для того, чтобы завершить образ игрушки я думала найти маленькую розочку и прикрепить ее к шляпке. Но в канцтоварах я не нашла одну розу, которая походила бы мне по размеру и цвету. Зато я нашла небольшой букетик из трех светло-розовых роз, его-то я и взяла.
Результат:
Ткань 1 (для наряда)-приблизительно 50 см (длиной) и минимум 20 см (шириной)
Ткань 2 (ткань для тела-бязь)- приблизительно 50см (длиной) и 60 см (шириной)
Ткань 3(колготы)- приблизительно 30см (длиной и 12 см (шириной)
2.2.4. Изготовление лекала для раскроя. Технология изготовления.
Чтобы сшить игрушку-тильду, нужно взять выкройку Тони Финнангер. Выкройки можно найти в книгах автора. Там же есть подробные инструкции по изготовлению игрушек. Это Tildas Haus, Crafting Christmas Gifts, Tildas Winterwelt, Tilda's Summer Ideas, Crafting Tilda's Friends и др.
Также выпускаются наборы, в которые входят все необходимые материалы для изготовления Тильд. Поскольку в России такие наборы не продаются, их можно заказать по интернету или можно просто скачать выкройки с интернета. Самым сложным этапом для меня было придумать образ игрушки. Как она должна выглядеть? Каким характером ее наделить? Так много вопросов. Для этого я просмотрела различные примеры кукол и выбрала несколько вариантов. В книге мы с сестрой нашли основу выкройки куклы Тильда. Но для того, чтобы сшить куклу как у меня, нам пришлось внести некоторые изменения в чертеж. Для начала я нарисовала несколько эскизов. Из них отобрала самый оптимальный вариант для выполнения эскиза, нарисовала эскиз куклы в натуральную величину (приложение 1). Моя кукла примерно ??? см в длину. Для работы я использовала в основном хлопчатобумажную ткань, синтепон, атласные ленты, бусинки. Рассматривая предложенные варианты поделок, я остановила свой выбор на идее №3 мягкой игрушке скандинавская кукла Тильда.
Перед пошивом мягкой игрушки необходимо сделать выкройку куклы. Для этого из книги обвела выкройку на белый лист бумаги простым карандашом. Далее с помощью ножниц вырезала выкройку. Опираясь на выбранный нами эскиз, мы выполнили выкройку куклы. Перенесли выкройку куклы на ткань, аккуратно вырезали по контуру выкройки отступая от края несколько миллиметров, вывернули выкройку и сшили соответствующие детали, в дальнейшем наполнили синтепоном.
Для своей куклы ткань не красила, подобрала по цвету фабричную.
Приложить выкройку на ткань, закрепить портновскими булавками, обвести с учѐтом припусков на швы 0,5 см. Затем вырезать детали. Эту игрушку шить необходимо петельным швом и стачным швом. Сшить детали туловища. Вывернуть детали, не забывая о надсечках-надрезах в особо вогнутых и выпуклых местах. Маленькими кусочками синтепона плотно набить детали. При набивке ручек и ножек необходимо помогать себе с помощью карандаша или палочки. Чтобы кукла сидела хорошо, ножки набить только до середины. Далее мы начали собирать детали куклы, пришивая детали потайным швом зашить низ туловища куклы. Затем точно так же пришить ножку (с самого края). Так чтобы между ножками осталось небольшое расстояние. Пришить ножки, а затем и ручки.
Осталось только одеть нашу будущую модницу. Верх платья украсили мехом и бусинами, волосы для куклы сделали из остатков синтепона. Также голову нашей модницы украшает меховая беретка с цветком сбоку как у парижанки. Колготки и подъюбник выполнены из тюля.
№ п/п |
Последовательность выполнения работы |
Фотография |
Инструменты, приспособления |
1 |
Раскрой куклы с учетом припусков на швы |
|
Ткань, лекала, маркер по ткани, булавки, ножницы |
2 |
Сшивание деталей на машинке |
Детали куклы, швейная машинка, нитки, ножницы |
|
3 |
Наполнение деталей куклы синтепоном |
Детали куклы, деревянная палочка, синтепон |
|
4 |
Зашивание отверстий деталей |
Детали куклы, швейная |
|
|
|
машинка, нитки, ножницы |
5 |
Соединение деталей куклы |
Детали куклы, швейная машинка, нитки, ножницы |
|
6 |
Вышивание ротика |
|
Детали куклы, игла, нитки, ножницы |
7 |
Раскрой платья, воротника, берета |
|
Лоскут ткани, маркер, ножницы |
8 |
Пошив платья, воротника, берета |
Лоскут ткани, маркер, ножницы |
|
9 |
Изготовление бус |
Нитки, ножницы, бисер |
|
10 |
Оформление мехового воротничка для платья, |
|
Игла, нитки, ножницы |
11 |
Изготовление волос |
|
Синтепон, клей, ножницы |
12 |
Оформление берета и сумочки цветами |
|
Цветы, иголка, нитки |
13 |
Изготовление колготок и подъюбника для куклы |
|
Лоскут ткани, маркер, ножницы, тюль |
14 |
Оформление берета и сумочки цветами |
|
Цветы, иголка, нитки |
15 |
Вышивание или рисование ротика |
|
Детали куклы, игла, нитки, ножницы |
2.2.7. Изготовление одежды для куклы.
Буду изготавливать мою куклу, в той последовательности, которую я описала ранее. Подробные рекомендации по пошиву куклы смотри в (приложении 4) и технологической карте.
Выкрою и сошью платье, берет, подъюбник, колготы, меховую накидку.
Пришью и глаза и приклею волосы.
Техника безопасности.
Прежде чем приступить к практической части, необходимо соблюдать правила по технике безопасности:
- Всѐ предметы аккуратно разложить на рабочем столе.
- Иголки и булавки должны находиться в игольнице.
- Ножницы должны лежать справа от работающего с сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе. Передавать ножницы следует кольцами вперѐд с сомкнутыми лезвиями.
- Если материал жѐсткий или многослойный, то используется напѐрсток для проталкивания ткани иглой.
- Работая, держать спину прямо, изделие не подносить близко к глазам.
- Не забывать отдыхать во время работы, не утомляться.
• Если вы хотите, чтобы ваша Тильда могла сидеть, нужно сшить ее так, чтобы ноги гнулись в колене. Для этого следует набить ножку наполнителем до колена, потом прошить поперек (вручную швом вперед иголку или на швейной машинке). Затем следует продолжить набивать ногу, оставив 2 см незаполненных от края. После того, как нога будет готова, вставьте ее в отверстие снизу туловища (на 1,5 см) и зафиксируйте булавками и закрепите ниткой. Для сшивания используется потайной шов.
• Поскольку руки тильд тонкие, наполнить их не так-то просто. Сверните листок бумаги в трубочку, вденьте эту трубочку в ручку, а потом спицей затолкайте наполнитель (синтепон или холофайбер). Не стоит набивать руки до самого края – следует оставлять от края 1,5 см, чтобы они не торчали в разные стороны. Край заправить внутрь (на полсантиметра), зафиксировать руку к туловищу, а затем сшить детали потайным швом.
• Чтобы спрятать нить, нужно закрепить нить, далее вывести иглу в противоположной стороне игрушки, проткнув его насквозь, натяните нить, немного сжав игрушку, и отрежьте нить у основания.
• Макияж тильдам рекомендуется наносить спонжем либо кисточкой для румян. Также можно использовать ватную палочку.
• Для выполнения глаз тильдам используют французский узелок.
2.3.6.Контроль качества и испытание.
Проверила качество швов. Удалила нитки. Проверила прочность соединения частей мишки.
2.3.7.Расчет себестоимости изделия.
Экономическое обоснование проекта
Кукла получилась не дорогая; из доступных материалов. Для изготовления куклы мы использовали обрезки ткани, оставшиеся от пошива платья и блузки. Поэтому себестоимость изделия оказалась невысокой. Я смотрела цены в магазине «Ткани» (Приложение 2). В таблице перечислены только материалы, которые покупались. Остальное я нашла дома, у мамы.
Расчет себестоимости изделия.
№ |
Наименование |
Цена руб. |
Кол-во материала |
Расход |
Стоимость, руб. |
1 |
Синтепон |
150 |
м |
0,2 |
30 |
2 |
Ленты атласные |
13 |
м |
0,5 |
6,5 |
|
Нитки цветные |
8 |
2 катушки |
|
16 |
3 |
Цветочки декоративные |
15 |
3 шт. |
3 шт. |
15 |
|
Бусины |
Стоимость не обсчитывается, т.к. являются вторичным сырьем |
|||
|
Основа куклы: бязь бежевого цвета |
||||
4 |
Ткань атласная |
||||
5 |
Лоскутки тюля |
||||
Итого: 51,5 руб. |
Из составленной таблицы видно, что себестоимость игрушки, сделанной своими руками, меньше стоимости игрушки, купленной на рынке или в магазине из аналогичных материалов (в магазинах стоимость подобной куклы составляет 1700 рублей, что в 33 раза дороже наших затрат для изготовления куклы).
В расчет не включены затраты по использованию электроэнергии при выполнении работ и приобретение рабочего инструмента (ножницы, иголки, линейка). Большинство материалов имелось дома, поэтому себестоимость изделия оказалась намного ниже предполагаемой.
Экологическая оценка проекта
Изготовление изделий с применением вторичного сырья – экологически чистое производство. Шитьѐ не привело к каким-нибудь нарушениям в жизнедеятельности человека, животных и растений. Значит, выполняя данный проект окружающей среде, природе не нанесен какой-либо ущерб.
Во время работы, ни разу не сомневалась, что получится хорошая игрушка. Было такое ощущение, что кукла сама диктует, что мне делать. Кукла мне очень понравилась. Работа выполнена с душой, аккуратно. Я даже перед тем как зашить туловище, поместила внутрь картонное сердечко. Дала имя – Милаша. Теперь она настоящая и живет своей жизнью, несет тепло моих рук и мою любовь.
Родители и учитель оценили мою игрушку хорошо. Конечно, можно было придумать и более трудную модель, но я довольна своей работой. Я добилась своей цели. Авторская кукла сшита качественно.
Также я разработала буклет с историей мишки «Тедди» для своих одноклассников. Рисунки к буклету рисовала сама, подобрала материал и стихотворение.
Благодаря работе над этим проектом, я приобрела опыт в моделировании, раскрое, освоила несколько ручных швов (потайной и петельный) технологии изготовления мягких игрушек. Узнала много интересного из истории возникновения текстильных кукол. Познакомилась с коллекционными авторскими куклами.
На собственном опыте я убедилась, что занятие это для терпеливых, усидчивых, аккуратных и, пожалуй, еще бережливых.
В моей коллекции Милаша займет главное место! Я уверена, что это только начало, теперь я сама смогу придумать и сшить любую игрушку. После того, как мои подружки увидели Милашу, некоторые девочки захотели получить в подарок такую же игрушку. Одну из моих кукол я подарила своей подружке Даше на День рождения.
Мне очень понравилось мое изделие! Моя мама осталась в восторге от подарка!
Кукла Тильда, которую я сшила своими руками – это прекрасно! Добро пожаловать в мир |
|
позитивности вместе с милой прекрасной куклой Тильда! |
|
Список литературы.
1. «Википедия» свободная энциклопедия в Интернете.
2. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», М.: ЗАО
«Издательский Дом ОНИКС», 2000 год
3. Мягкая игрушка своими руками/ И.А.Агапова, М.А.Давыдова, - М.: Айрис-пресс, 2002. – 236 с.
4. http://www.liveinternet.ru/tags/%CA%F3%EA%EB%FB+%D2%E8%EB%FC%E4%E0/
5. http://damskiydom.com/category/hobby/kukla-tilda
6. http://fusion-of-styles.ru/kukla-tilda/
7. http://maman-lima.com/2010/11/blog-post_4321.html
Приложение 1
Эскизы кукол.
Приложение 2
Сравнение цен в магазине
Приложение 3
«История возникновения и изготовления мягкой игрушки»
Игрушки нравятся всем – и взрослым и детям. Но если у взрослого забавная игрушка вызывает добрую улыбку, перенося его в мир детства, то для ребѐнка игрушка – его незаменимый спутник, его друг. Она знакомит с окружающим миром, пробуждает мысль, будит фантазию, воспитывает чувства. Родившаяся в руках ребѐнка игрушка-самоделка становится особенно любимой и дорогой. Это результат не только труда, но и творчества. И неважно, что она сделана по готовым выкройкам. Каждый ребѐнок в процессе работы непроизвольно привнесѐт в неѐ свою выдумку: по-своему пришьѐт голову, сделает причѐску, и на него первого игрушка посмотрит своими незатейливо выполненными глазами - иногда косыми и разного размера, но для автора забавными и самыми красивыми. Декоративность этих поделок, незатейливость необходимых для их изготовления материалов, которые можно найти в каждом доме, делают игрушку-самоделку очень популярной у детей и взрослых, увлекающихся рукоделием.
Мягкая игрушка — детская игрушка из меха или другой мягкой ткани, предназначенная для игры. Мягкая игрушка соответствует своему названию, так как сделана из меха или ткани и наполнена мягким материалом. Раньше для набивки использовали солому, опилки, стружку, вату, волокна хлопка и
т. п. Теперь используются современные материалы: синтепон, холлофайбер, синтетические гранулы и т. п.
Древние игрушки были найдены археологами в Египте. Самые ранние упоминания относятся к третьему тысячелетию до н. э. В это время уже использовались сложные техники в изготовлении игрушек с подвижными частями тела. Игрушки или их изображения также были найдены на раскопках Помпеи в Италии. Это были не совсем мягкие игрушки, но они являлись прообразом современной игрушки. Различные игрушки в виде зверей и птиц были найдены на территории Сибири, Украины и других мест. Большое количество древних игрушек встречается на территории Китая. Название «игрушка» возникло во Франции примерно в 1523. В XVI веке появляются первые ремесленники, которые начинают изготовление игрушек, в том числе и на заказ. В 19 веке во Франции образовался «Синдикат французских фабрикантов игрушек», который и можно считать началом игрушечной промышленности. Уже в начале 20 века началось массовое производство плюшевых мишек и увеличение спроса в этой отрасли. Раньше это была просто игрушка или кукла для различных ритуалов, сегодня — это игрушка, которую любят дети и взрослые.
Для изготовления мягкой игрушки нужны несколько обязательных элементов — выкройка или лекало (авторское или заимствованное), подходящие материалы (ткань, мех, набивка и т. д.) и инструменты (ножницы, иглы, палочки для набивки и т. п.). Развитие мягкой игрушки идет по нескольким направлениям. Одно из них — это упрощение образа, создание простых игрушек. Второе — это движение к натуралистичности будущей игрушку, когда игрушка становится похожей на того или иного зверька. Мягкая игрушка, сделанная своими руками — это не только увлекательное занятие, это всегда великолепное настроение по окончании работы и хорошее настроение тех, кому эта игрушка попадает в руки. Раньше мягкая игрушка изготавливалась по авторским эскизам вручную, позже появились специализированные производства, знаменитые своими игрушечными коллекциями. Но стремление обладать своей собственной игрушкой всегда приводило к самостоятельному изготовлению игрушек для себя, своих детей или для друзей.
Сегодня интерес к мягкой игрушке возрастает и, несмотря на обилие фабричных игрушек, количество мастеров увеличивается год от года. Шитье игрушек это часть большого разнообразия увлечений ручным хобби и часто шитье игрушек переплетается с другими направлениями hand made. Сегодня выделяется несколько больших направлений в изготовлении мягкой игрушки: это куклы, плюшевые мишки и все остальные игрушки. При этом в каждом направлении присутствуют общие элементы создания мягкой игрушки (крой, шитье), так и частные. Например, при изготовлении кукол, кроме тканей и набивки, может присутствовать технология изготовление рук и головы из дерева, глин, пластика и т. п.
Когда норвежка Тоне Финангер (Tonne Finanger) смастерила свою первую куклу-тильду, ей и в голову не могла прийти мысль, что эта симпатичная скандинавская игрушка объединит рукодельниц со всего мира в поиске новых сюжетов, материалов и идей для целого мира под названием TILDA.
Коллективное «тильдопомешательство» началось в 1999 году после выхода в свет двух книг автора - «Тильда Рождество» и «Тильда Пасха». Спустя почти десять лет бренд стал настолько популярен, что под маркой «Тильда» по всему миру продаются тысячи приспособлений для рукоделия (ткани, нитки, пуговицы, выкройки и т.д.). В похожей технике работают и другие дизайнеры (в частности, россиянка Оксана Ярмольник), но все, же куклы от Тони (так на русский лад произносят имя фройлян Финангер тильдоманки) отличаются присущей именно им индивидуальностью. Каждая фигурка обладает собственным - и достаточно своенравным - характером и предпочитает, чтобы ее звали по имени.
Героями экспозиций стали грустный вислоухий заяц, шустрая курица, парящий кот и, конечно, люди - так похожая на даму из советского прошлого купальщица, задорная зубная фея, дачник и многие другие. Объединяет кукол взгляд - именно по черным глазкам-бусинкам можно определить, является ли кукла, которую вы держите в руках тильдой, или это просто стилизованный экспонат.
Эти очаровательные фигурки служат элементами интерьера, часто выступают в роли подарков родственникам и друзьям, а иногда становятся настоящими хранителями домашнего очага.
В каждой стране «примитивная» игрушка-тильда впитывает национальный колорит. Россия - не исключение. Наши мастерицы наделяют румяных тильдиков щедрой русской душой и особой притягательностью.
Для пошива кукол используются преимущественно натуральные ткани - лен, хлопок, бязь, шерсть, фланель, войлок. Для одежды тильдиков подходит любой материал - джинса, ситец, и т.д. «деревенской» расцветки. Рисунок - полоска, клетка, цветочный орнамент - и никакого люрекса!
Для набивки игрушек используется синтепон, синтепух, холлофайбер… и прокаленная гречка (для утяжеления фигурки). Мастерицы рекомендуют не пожалеть средств на диванную подушку, набитую синтепухом - ее содержимого хватит на шесть-семь кукол ростом двадцать пять сантиметров.
Швы можно сшивать как на машинке, так и вручную. Плотность швов зависит от материала, из которого изготавливается фигурка. Для трикотажа рекомендуется прокладывать швы флизелином - тогда при набивании игрушки шов останется равномерным.
Игрушки для гостиной и спальни можно использовать в качестве саше:
если в набивной материал добавить стручок ванили или палочку корицы, воздух в комнате пропитается рождественским ароматом.
Приложение 4
Рекомендации по изготовлению мягкой игрушки кукла Тильда.
Белую бязь окрасить в соответствии с рецептом по окраске ткани: 0,5 стакана кипятка, 3 столовых ложки растворимого кофе, 1 чайная ложка какао, на кончике чайной ложки корицы. Ткань замочить, высушить и выгладить. Как изготовить лекало выкройки?
1.Скопируйте выкройку на кальку, предварительно скрепив кальку с листом выкроек скрепками, во избежание сдвига. 2.Возьмите картон, наложите на него лист копировальной бумаги, а сверху прикрепите скрепками кальку с нарисованными на ней выкройками. 3.Простым карандашом или шариковой ручкой обведите выкройки по контуру. На картоне получится копия выкройки. Нанесите на выкройку все обозначения и надписи (название деталей и их количество).
4.Вырежьте лекала и уложите их в конверт. На конверте напишите название игрушки. Сохраняя лекала, вы всегда можете сшить такую же мягкую игрушку еще раз, если понадобится, не затрачивая время на изготовление лекал еще раз. Как увеличить, или уменьшить выкройку?
Если Вы хотите изготовить игрушку большего размера или наоборот меньшего, чем имеющаяся у вас выкройка, вам придется еще дополнительно поработать с выкройкой. Нетрудный, старый, но вполне надежный способ - увеличение и уменьшение масштаба чертежей и рисунков с помощью квадратов. 1. Расчертите лист с выкройкой на квадраты одинаковой величины. Чем меньше квадраты, тем точнее будет увеличен или уменьшен рисунок.
2. Возьмите чистый лист и расчертите на нем квадраты одинаковой величины с размером стороны большей, чем квадраты на исходном рисунке, если Вы хотите увеличить рисунок и с размером стороны меньшей, чем квадраты на исходном рисунке, если Вы хотите уменьшить рисунок.
3. При увеличении перенесите линии исходного рисунка в клетки большего размера и, наоборот, при уменьшении перенесите линии исходного рисунка в клетки меньшего размера.
Например: Вы расчертили квадраты на исходном рисунке с размером стороны равной 0,5см. Тогда при увеличении рисунка в два раза, необходимо подготовить новый лист, расчерченный на квадраты со стороной равной 1см. При увеличении рисунка в 3 – 5 раз, необходимо расчертить новый лист на квадраты со стороной равной соответственно 1,5 – 2,5 см. При уменьшении рисунка нужно проделать тоже, только, наоборот. Исходный рисунок нужно расчертить на более крупные квадраты, например 1,5 – 3см. тогда при уменьшении в три раза, новый лист необходимо расчертить на квадраты со стороной равной соответственно 0,5 – 1см. Если Вы уже изготовили лекала, то приступим к выкраиванию деталей. Полезный совет: Не забудьте перед раскроем прогладить ткань утюгом, чтобы не было на ней морщинок и складочек. Это очень важно, ведь когда вы сошьете игрушку, сделать это будет уже невозможно, и вид игрушки может оказаться помятым и неряшливым.
Разложите ткань на столе в один слой изнаночной стороной вверх. На ткани разложите лекала выкроек. Обратите внимание на стрелки направления долевой нити. Парные детали, такие как правые и левые, передние и задние лапы разложите симметрично, чтобы они не были выкроены на одну сторону. Разметьте контуры деталей и метки мягким карандашом или мелом с учетом припусков на швы (если указано в описании модели). Следите, чтобы мел или карандаш был остро заточен, иначе вы не сумеете с максимальной точностью перевести контуры выкройки на ткань. Лучше использовать для этой цели тонкой обмылок, если, конечно ткань темного цвета. Еще лучше использовать специальные карандаши для рисования на ткани. Проверьте еще раз разметку на ткани. Ну вот, теперь можно выкроить детали! Полезный совет: пользуйтесь хорошо заточенными ножницами, иначе ножницы будут жевать ткань, а Вы нервничать.
Сшивают игрушку точно по линиям вручную или на швейной машине. Если вы шьете мелкие игрушки, швы выполняются с лицевой стороны, одновременно, являясь декоративным украшением. Для игрушек средних и крупных размеров детали, как правило, сшиваются с изнаночной стороны, а затем их выворачивают налицо.
Перед тем как вывернуть игрушку, швы нужно подравнять и сделать надсечки, тогда края вывернутой детали будут смотреться красиво и ровно, да и вывернуть ее тогда будет легче. Нитки должны быть подобраны подходящие по цвету к цвету ткани.
Чтобы Ваше изделие имело привлекательный вид, швы должны быть аккуратными, наружные швы должны украшать игрушку, а не портить ее. Для шитья мягкой игрушки используются несколько видов швов:
1. Обычный шов, иначе он называется “шов вперед
иголку” (Рис.1). Этот шов применяется для сметывания деталей, перед сшиванием.
2. Шов “через край” (Рис.2) применяется для сшивания
деталей из сыпучих и несыпучих материалов с изнаночной стороны, когда после сшивания заготовку нужно вывернуть. Шов ―через край‖ применяется также для сшивания деталей из искусственного меха. Этот шов должен быть частым и крепким. Шов ―через край‖ более редкий используется для стягивания краев заготовок и при изготовлении некоторых деталей, таких как шарики, накладки на мордочки, а также для обтягивания картонных деталей.
3. Петельный шов (Рис.3) в равной степени может быть
использован как отделочный, декоративный, и скрепляющий с наружной стороны изделия, если ткань не сыпучая. Этот шов применяется как скрепляющий с внутренней стороны изделия для сыпучих тканей. Стежки этого шва нужно укладывать строго вертикально и следить, чтобы расстояние между стежками было одинаковым, тогда шов получится ровным, прочным и украшающим изделие.
4. Шов “назад иголку” или “строчка” (Рис.4)
применяется для сшивания внутренних контуров деталей. Он ничем не хуже машинной строчки. С лицевой стороны он и выглядит как машинная строчка. Выполняют его справа налево. Стежки должны быть маленькими, длина стежка – 0,5 см. Сшивать детали нужно, крепко подтягивая стежки. Между стежками не должно быть зазоров.
5. Потайной шов (Рис.5) используется, когда нужно
пришить деталь так, чтобы не были видны стежки и узелки при соединении
Из машинных швов нам понадобятся два – это стачной шов и шов ―зигзаг‖. Стачной шов применяется для стачивания деталей, а шов ―зигзаг‖ для обметывания края. Швом зигзаг можно также пришивать фрагменты аппликации.
Не отчаивайтесь, если у Вас нет швейной машины. В изделиях ручной работы больше фантазии, виртуозности и неповторимости. Вы затратите чуть-чуть больше времени на пошив, зато ваша игрушка обретет яркий и индивидуальный характер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.