Проект «Базаров и «лишние люди».
Участники проекта - учащиеся 10 класса.
Цели проекта:
1. Лучшее усвоение текста
2. Развитие творческой компетенции.
3. Воспитание работы в коллективе.
4. Повышение чувства ответственности.
5. Углубление знаний творчества автора
Задачи проекта:
1. Оригинальность мыслительной деятельности
2. Воспитывать чуткое отношение к позиции автора
3. Подготовка к ЕГЭ.
4. Умение высказывать свою точку зрения.
Содержание проекта:
1. Кто такие нигилисты? Что обозначает это слово?
2. Лишний человек в комедии Грибоедов.
3. Онегин – представитель лишних людей.
4. Герой Лермонтова, Печорин, - лишний человек.
5. Илья Ильич Обломов _ лишний в обществе?
Методы проектной деятельности:
1 Деление на группы учащихся 10 класса.
А) Айткулов Азамат, Мухамбетов Адельбек:
Работают над статьями: « Кто такие нигилисты»? Привлечение этимологического и толкового словаря и словаря литературных терминов.
Б) Курмангалиев Даурен, Мухамеджанова Сония:
Лишний человек в комедии Грибоедова.
В) Корчагин Василий, Лишний человек у Байрона.
Г) Трунтаев Александр
Онегин – представитель лишних людей.
Д) Несвитаева Светлана
Герой Лермонтова, Печорин,- лишний человек.
Е) Трунтаева Татьяна
Илья Ильич Обломов – лишний человек.
2.Презентация проекта, формулировка основополагающего вопроса.
Презентацию выполняет Корчагин Василий.
3.Обсуждение проблемных вопросов.
Участвует весь класс.
4.Сбор информации учащимися. Консультации учителя.
5. Анализ собранного материала.
6.Работа над коллективной презентацией, буклетами. Консультация учителя.
7.Защита проекта.
Итог работы.
Информация о вопросах, поставленных в проекте:
Нигилизм – одно из направлений второй половины IX века.
Нигилизм
НИГИЛИ́ЗМ (от лат. nihil — "ничто, ничего") — мировоззрение, отрицающее гуманитарные (человеческие) ценности — добро, истину, красоту, смысл жизни
.
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
В Средние века было учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 г. Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбардскому, отвергало человеческое естество Христа.
В западной философской мысли термин «Нигилизм» ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.
Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:
В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы», 1829 год)[2]. В 1858 г. вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.
Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов». Огромное впечатление, произведённое «Отцами и детьми», сделало крылатым и термин «нигилист». В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 г., — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»
Таким образом, во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.). В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.
К концу 1860-х и началу 1870-х гг. слово «нигилист» почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения; его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. В 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».
В настоящее время широко распространен термин «правовой нигилизм» — неуважение к праву.
Эрих Фромм предложил подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты. Он считал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием «вброшенного в мир помимо своей воли» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и будущее
НИГИЛИ́ЗМ, -а, м. (книжн.). Полное отрицание всего, полный скептицизм. Детский н. (противопоставление себя взрослым как болезненное состояние или как результат неправильного воспитания).
| прил. нигилистический, -ая, -ое. Нигилистическое отношение к чему-н.
НИГИЛИ́ЗМ ж. лат. безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать.
(от лат. nihil - ничто), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил распространение после появления романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). В русской публицистике 19 в.: у «охранителей» - бранная кличка; у революционных демократов - название участников демократического и революционного движения 60-х - нач. 70-х гг., отрицавших крепостнические традиции.
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Лишние люди в художественной литературе.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ « ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ» ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д.. БАЙРОНА.
Чайльд-Гарольд - отпрыск старинного дворянского рода, который провел довольно праздную жизнь, пресытился пирами и наслаждениями, но не был счастлив. Он открыл в себе страшную болезнь, вызванную опустошенностью устроенного и внешне благополучного существования. Ему наскучил и вид родового поместья, и красавицы, как, впрочем, и все окружающие люди, страна, в которой он был так одинок.
Гарольд - личность романтическая, рвущаяся в неведомое, кажущееся ему лучшим, он хочет опасных и страшных приключений, его манит не спокойная уединенная жизнь, располагающая к размышлениям, а необычная, полная тревог и битв действительность, которая привлекает своей энергией, необычностью страстей и разнообразием переживаний:
Все то, чем роскошь радует кутил,
Он променял на ветры и туманы,
На рокот южных волн и варварские страны. (Байрон, 1994)
Подобно романтическому герою, Гарольда не удовлетворяет успех в обществе и тот идеал, который был уготован для подобных людей его круга. Обыденная прозаическая действительность претила ему своей скукой и однообразием. Байрон наряжает своего героя в рыцарские одежды XVI в., дает ему свиту из пажа, оруженосца, слуг, но путешествует Гарольд по Европе XIX в. Такой анахронизм не случаен и связан у Байрона с новым пониманием историзма, введенным в обиход именно романтиками. «Наш век, - писал Белинский, - есть век сознания, философствующего духа, размышления, рефлексии... рефлексия (размышление) есть законный элемент поэзии нашего времени, и почти все великие поэты нашего времени заплатили ему полную дань». Лиро-эпическая поэма сталкивает поэта с новым опытом - развертывающейся перед его глазами гигантской эпопеей народной борьбы, страданий, гонений, боли, смерти. Байроновский герой был первым в романтической литературе, поэтому, естественно, неподготовленным к пониманию и восприятию этого нового исторического опыта народов. Вековая история, принадлежность не к современности, а к прошлому как бы раздвигала границы его сознания, давая возможность объять необъятное. Незнакомые, во многом непонятные (в соответствии с просветительскими представлениями и критериями) чувства героя делаются от этого загадочнее, таинственнее и пленительнее. Средневековые, рыцарские страсти, вызывающие в нем дух непримиримости и вместе с тем неуспокоенности, будоражащие его ум и нервы, кипят и рвутся наружу, порой кажутся естественными именно в условиях XIX в.
Наперекор грозе и мгле,
В дорогу, рулевой!
Веди корабль к любой земле,
Но только не к родной!
Привет, привет, морской простор,
И вам — в конце пути —
Привет, леса, пустыни гор! Моя страна, прости! (Байрон, 1994)
В великолепной старинной балладе, известной под именем «Прости», вложенной в уста байроновского героя, содержится все, что сродни романтическому образу: тоска по неизведанному идеалу, неуспокоенность, устремленность в прекрасный мир свободных стихий, оторванность от любой почвы, родной среды, неприкаянность и вместе с тем завидная внутренняя свобода, скорбь и разочарование, активность и созерцательность. Однако все эти качества, присущие Гарольду, универсальны и всеобщи. Мрачный и неприкаянный герой, несущий в себе загадку - «не причуда, не подражанье». Это герой мыслящий и потому страдающий.
Бегу от самого себя,
Ищу забвенья, но со мною
Мой демон злобный - мысль моя,
И в сердце места нет покою. (Байрон, 1994)
В рамках лиро-эпической поэмы Байрон дает своему герою возможность каждый раз по-новому, то в форме баллады («Прости»), то теперь в стансах («Инесс») излить свою истерзанную мучительной тоской душу.
Именно жажда познания, стремление увидеть род людской самому вверила Гарольда в столь опасное путешествие. Созерцательность, желание заглянуть в глубину собственной души не делает Гарольда пассивным наблюдателем увлекательных и трагических событий.
Пожалуй, именно в этом наибольшее сходство Гарольда с его создателем. Познав себя, открыть для себя мир, а открыв мир, понять и свое место в нем. Но Байрон в первых двух песнях еще очень настойчиво и последовательно разделяет себя и своего героя. Повествование от третьего лица дополняет характеристику Гарольда и одновременно намекает на, имеющийся разрыв между Байроном и его героем.
Несется он таинственной дорогой,
Не ведая, где пристань обретет,
Он по свету скитаться будет много,
Не скоро в нем уляжется тревога,
Не скоро с опытом знакомство он сведет. (Байрон, 1994)
Личное отношение Байрона к тому, что он видел во время своих странствий, отражено в поэме, и часто именно лирический герой определяет ее звучание. Предчувствуя, однако, что его - автора - будут отождествлять с Чайльд-Гарольдом, Байрон писал Далласу: "Я ни в коем случае не намерен отождествлять себя с Гарольдом; я отрицаю всякое родство с ним. Если местами может показаться, будто я написал собственный портрет, поверьте, что это только местами, и я не хочу признавать даже этого... Я ни за что на свете не хотел бы походить на своего героя" (Байрон, 1963, с. 38)
Евгений Онегин - «лишний»
или духовно ищущий человек.
Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской
словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех
идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя
— Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек».
Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что
дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос:
в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в
его жизни какие-нибудь духовные устремления?
В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде
человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а
просто человек. Представитель определенной эпохи — 1810-х годов, определенной
сословной группы — петербургского светского дворянства, определенного образа
жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения,
чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:
Ученый малый,но педант:
Имел он Счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре,
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея;
Как мы Ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность
интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой
Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком
систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей
своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь
и как-нибудь...» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя.
Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему
создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе.
А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама
Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям,
которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем
имении «ярем... барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу
благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить
положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы — политические
вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.
Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью,
Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин
сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней.
Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается,
вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала.
Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от
адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства.
Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин?
Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина
нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей
в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне
онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе
представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука
— холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается...» В письмах друзьям Пушкин
не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово
«сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру.
Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул
сатирическое начало на второй план.
Онегин, в отличие от Пушкина, — не поэт. Его скука не озаряется проблесками
подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений —
«лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно
полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же
положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не
обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет,
им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и
автор задается вопросом:
Все тот же ль он,иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите,чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится?
Мельмотом,
Космополитом,патриотом,
Гарольдом, квакером ,ханжой,
Иль маской щегольнет иной,
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?
У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая
Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как
намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не
причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, — стремлением
духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале
он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе
с самим Пушкиным признает:
Я думал: вольность и покой —
Замена счастью.Боже мой!
Как я ошибся,как наказан!
Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836
г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете
счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой,
творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого
смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.
Печорин как представитель "Лишних людей».
"Герой нашего времени" —.первый русский реалистический психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
В предисловии к "Журналу Печорина" Лермонтов пишет: "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа..."
Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий.
Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман.
Особое место в романе занимают последние три повести — это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история представлена в виде дневника ("Княжна Мери"), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время.
Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и "беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки".
Печорин — "лишний человек". Поведение его непонятно 'окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" — Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу "лишних людей", то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорине: "Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою". Герцен тоже назвал Печорина "младшим братом Онегина".
В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они — представители высшего светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждение к ним, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.
Но на этом сходство заканчивается. Печорин — иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он живет в других социально-политических условиях.
Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин — человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе.
Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что "Онегин скучает, Печорин глубоко страдает". Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина.
Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо "полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов".
Печорин — сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, — "нравственный калека". Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.
Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина "не смеялись, когда он смеялся". Лермонтов говорит: "Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной
грусти..." '
"Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен". Походка Печорина "была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера". С одной стороны, у Печорина "крепкое сложение", с другой — "нервическая слабость". Печорину около тридцати лет, а "в его улыбке что-то детское».
Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: "В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один...".
Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, "болезнь" поколения того времени.
"Целая моя жизнь, — указывает сам Печорин, — была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку". В чем же они проявляются?
Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни и деятельности.
Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства: "Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия". Но у Печорина горячее сердце,
способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, "какая бы горесть ни лежала на сердце, — говорит он, — такое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко".
Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщи-1ам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, "есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что 1еня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?"
Но Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокие чувства. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, "как безумный, выскочил крыльцо, прыгнул на своего Черкеса... и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск... Одну минуту, еще одну минуту [ видеть ее, проститься, пожать ее руку... При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!" Оставшись без коня в степи, "он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал".
Эта противоречивость не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как "нравственного калеку", у которого "высохла, испарилась, ; умерла" лучшая половина души.
Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов в свое время поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов же страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, который заботится только о том, чтобы "сделаться героем романа", старается "производить эффект". Печорин одинок среди таких людей как Грушницкий, которые в молодости разыгрывают разочарованных, а под старость "делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда — тем и другим". Накануне дуэли, вспоминая всю свою прожитую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая, он пишет в своем дневнике: "А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные". Но Печорин не нашел этого своего "высокого назначения", не нашел деятельности, достойной его "необъятных сил". Он тратит богатые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь "честных контрабандистов", похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.
Вот оно, самое страшное противоречие: "необъятные силы души" и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится "любить весь мир" и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни и полная безнадежность, сознание своей обреченности.
Кто же виноват в том, что Печорин превратился в "умную ненужность", в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: "Во мне душа испорчена светом", то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. "Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли".
Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из этого общества вышли декабристы. Дело в том, что Печорин — человек 30-х годов, типичный представитель своего времени. Время это поставило его перед выбором: "или решительное бездействие, или пустая деятельность". В нем кипит энергия, ему хочется активного действия, он понимает, что у него могло быть "предназначение высокое". Но в том и трагедия Печорина, что он так и не нашел главной, достойной его цели в жизни, так как приложить свои силы к общественно-полезному делу в его время было невозможно.
«Обломов» Гончаров - Обломов и «лишний человек» - сочинение |
|
Главным героем романа И. А. Гончарова является Илья Ильич
Обломов - добрый, мягкий, добросердечный человек, способный испытывать
чувство любви и дружбы, но неспособный переступить через себя - встать с
дивана, заняться какой-либо деятельностью и даже уладить свои собственные
дела. Но если в начале романа Обломов предстает перед нами как лежебока, то с
каждой новой страницей мы все больше и больше проникаем в душу героя -
светлую и чистую. |
Выводы по проекту:
Можно ли считать и Базарова лишним человеком общества?
Таблица « лишних» людей в художественной литературе.
Имя автора |
Имя героя |
Социальное положение |
Страна |
Век |
Жизненная позиция |
Джорж Байрон 1788-1824 |
Чайльд-Гарольд |
Отпрыск старинного дворянского рода. |
Англия |
XVIII |
Во всём разочаровавший- ся молодой человек. Пустился в путешествие. |
А. Пушкин |
Евгений Онегин |
Дворянин-аристократ |
Россия |
XIX |
Всё надоело, ищет приключений |
Михаил Лермонтов |
Печорин |
Дворянин-аристократ |
Россия |
XIX |
Ищет смысла жизни, разочаровавшись в ней. |
А. Гончаров. |
Илья Ильич Обломов |
барин |
Россия |
Вторая половина XIX |
Никому не причинивший зла, не желающий трудиться. |
И. Тургенев |
Евгений Базаров |
Нигилист с демократичес кими взглядами |
Россия |
Вторая половина XIX |
Трудяга, но отрицающий всё. |
А. Гончаров |
А. Чацкий |
Дворянин |
Россия |
XIX век |
Правдолюб, с задатками революционера |
.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.