Пояснительная записка
Патриотизм – это любовь к родному краю и Родине, ее природным богатствам, культуре, людям и дому. В настоящее время все чаще в данном направлении патриотизм приобретает статус высшей ценности, ассимилирующий в себе нравственные, духовные, исторические и многие другие элементы. Патриотизм – это воплощение любви к стране и Отечеству, наличие тесной связи с историей и культурой нации, достижениями и неудачами – все это составляет духовно-нравственную основу личности, что, в свою очередь, формирует в ней позицию гражданина и необходимость участия в жизни и судьбе своей Отчизны. Многими учеными, педагогами и психологами, такими как Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, А.Д. Жариков, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова, Н.К. Крупская, Л.Е. Никонова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский были исследованы разнообразные вопросы патриотического воспитания.
Козлова С.А. в своих трудах говорит о патриотическом воспитании как о целенаправленном процессе педагогического воздействия, цель которого – обогащение знаний детей дошкольного возраста о Родине, формирование патриотических чувств, привитие эталонов нравственного поведения, становление чувства долга, развитие потребности приносить пользу народу и Отечеству.
Никонова Л.Е. определяет патриотическое воспитание как процесс усвоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Целью нравственно-патриотического воспитания является формирование основ патриотизма, как нравственной стороны личности, развитие личности как социально активного члена общества, становление человека, как личности, воспитание в нем духовности и гражданской ответственности, формирование патриота, готового защищать интересы страны и трудится на его благо.
В своих знаменитых педагогических трудах еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека и Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Основополагающим этапом при данной работе необходимо считать накопление социального опыта дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих норм и правил, знакомство с культурой. В первую очередь любовь к Родине начинается с любви к малой родине. Чувство патриотизма не зарождается само по себе. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.
Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из ребенка, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. И это чувство, любви к Родине нужно воспитывать с детства. Однако не каждый человек обладает таким чувством. К сожалению, данная проблема все больше начинает проникать в наше российское общество. Родина — одно из основных понятий, представление о которых следует давать детям с дошкольного возраста. Воспитание патриотических чувств у детей мы осуществляем не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, что способствует обогащению детского развития, а также формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС. Сущность нравственно-патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы воспитать их духовно богатыми личностями, честными, совестливыми, милосердными, сострадательными, верящими в добро, готовыми всегда прийти на помощь нуждающимся.
Актуальность
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родном фольклоре, музыке, традициях, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. Поэтому одним из приоритетных направлений нашего времени стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Цель проекта – формирование у детей нравственно - патриотических чувств через приобщение их к истории и культуре Коми края.
Задачи:
Обучающие (Предметные)
- расширять представления о малой Родине посредством приобщения к коми народным играм, музыке, фольклору, праздникам и традициям
- познакомить детей с предметами быта, внутренним убранством избы, одеждой наших предков, некоторыми видами ремёсел (кузнец, ткачиха, гончар, обогатить словарь
- обогащать словарь детей новыми словами (зыряне, изба, горница, коромысло, ухват, чугунок, горшок, глиняная посуда, самовар, прялка, веретено, рушник, каравай, полотенце вышитое, вязанная дорожка, сарафан, кушак, кафтан, фартук, лапти и т. д.).
Развивающие (Личностные)
- развивать у детей представления о жизни наших предков;
- приобщать к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие);
- развивать интерес к народным традициям, обычаям, промыслам;
- развивать двигательную активность детей через коми народные подвижные игры;
- развивать познавательную активность у детей в разных видах деятельности;
Воспитательные (Метапредметные)
- воспитание любви к родному краю;
- воспитывать уважение к коми культуре, традициям;
- воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей Республике
Наш проект строится на правиле трех вопросов:
1)Что мы знаем об этом?
- Мы живем в Республике Коми?
- Сыктывкар – столица РК?
2) Что мы хотим узнать?
- В какие игры играли раньше?
- Какая музыка была у коми народа?
- Какие литературные произведения имеются у коми народа?
- Какие праздники и обычаи были у коми народа?
- Как выглядела одежда коми народа?
3) Как мы можем узнать?
- Беседы
-Чтение книг
- Народные игры
- Рассматривание иллюстраций
- Просмотр мультфильмов
- Спросить у взрослых
Механизм реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
- написание проекта
- сбор и анализ литературы по данной теме
- разработка основных мероприятий по проекту
II. Организационный этап:
- обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
- знакомство родителей с проектом, вовлечение их в реализацию проекта
III. Основной этап
- апробация проекта “Путешествуй и играй – познавай родимый край ” на детях старшего дошкольного возраста
- проведение мероприятий по проекту
IV. Заключительный этап.
- организация квест игры «В гости к дедушке Шишу»
- выставка продуктов деятельности по проекту
- рефлексия (анализ результатов, оценка эффективности проекта)
Срок реализации проекта: 01.02.2021-31.03.2021 года (краткосрочный)
Методы, используемые для реализации проекта:
1. Наглядные методы:
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- просмотр презентаций;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, подвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игры на липучках, игр драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
4. Практические методы:
- организация квест-игры «В гости к дедушке Шишу»
- изготовление папки-передвижки
- анкетирование родителей
- пополнение коми уголка альбомами «Коми орнамент», «Достопримечательности Республики Коми» , «Выдающиеся люди Республики Коми»
1. Проведение занятий по реализации проекта
- ознакомление с окружающим
- рисование
- аппликация
- развитие речи
- физкультура
Основные мероприятия по проекту
2. Чтение художественной литературы
Коми народные сказки «Чукля», «Девушка с веретенце», «Пера богатырь», «Лиса и заяц», «Лиса и мышь», «Ема», «Сорока и мыш», «Йиркап», «Седун», «Две девушки и Ёма».
3. Разучивание подвижных игр
«Воробей» - «Пышкай»
«Медведь бабушка» - «Ошкö –бабö»
«Хитрая лиса» - «Наян руч»
«Волк и зайцы» - «Кöин да кöчьяс»
«Кошка, бабушка и горшки для сметаны» - «Кань, бабö да нöк вылö гырнич»
«Дядя Семён» - «Семен дядь»
«Невод» - «Тыв»
«Ловля оленей» - «Кöр куталöм»
«Почта» - «Пошта»
4.Разучивание дидактических игр
«Скажи, какой инструмент прозвучал»
«Подбери узор»
«Составь орнамент»
5. Тематические беседы
Беседа «Немного о народном творчестве нашего края»
Цель: Способствовать воспитанию интереса к народному творчеству.
Беседа «Фольклор ком народа»
Цель: Дать представление о коми загадках. Дать представление коми народных детских песнях.
Беседа «Народные сказки коми»
Цель: Продолжать знакомить детей со сказочными героями народа коми. Развивать наблюдательность.
Беседа «Коми народные инструменты»
Цель: Формирование представлений о коми народных инструментах: щаркан, полян, тутсан, шур-шар.
6. Анкетирование родителей
7. Отгадывание загадок, разучивание примет, пословиц, поговорок
8. Рассмотрение иллюстраций
9. организация квест игры «В гости к дедушке Шишу»
Литература:
1. Вестник УДО АМО ГО «Сыктывкар», № 3, 2005.
2. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем I часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей. - Сыктывкар, 1990.
3. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем II часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей. - Сыктывкар 1990.
4. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем III часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей. - Сыктывкар 1990.
5. Ознакомление с окружающим миром. Потолицына Н.Б., Хабарова Т.В., Гудырева Л.Н., Щеглова Н.В., Зайцева Н.Ф., Сыктывкар, 2007.
6. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
7. Парма: Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми/под общ.ред. С.С.Белых, С.Н.Штекляйн, Н.Б.Потолицыной; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. -Сыктывкар,2001.
8. Родник: Метод. рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народа Коми / Е. И. Пантелеева. - Сыктывкар: РИПКРО, 1998.
9. Традиционная культура Коми: Этнография детства. Материалы фольклорно- этнографических экспедиций 1995-1998 годов / А.В Панюков, Г.С. Савельева; Государственный центр народного творчества Министерства культуры Республики Коми. -Сыктывкар 1999
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.